Сандро Боттичелли / Alessandro di Mariano Filipepi
17 мая исполняется 500 лет со дня смерти Флорентийскому художнику Боттичелли Сандро
Алессандро ди Мариано Филипели / Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi
( 1445 ?, Флоренция - 17 мая 1510 )
Фрески Сикстинской капеллы
Практически вся жизнь и творчество художника были связаны с Флоренцией, которую он покидал только дважды: в юности, когда был приглашен в Пизу для завершения фресок в Кампосанто, и позднее, когда в составе группы флорентийских и урбинских художников работал в Риме над росписями Сикстинской капеллы.
Изящные грациозные фигуры, застывшая пластика тел, грустные меланхолические лица, прекрасные глаза, не замечающие ничего вокруг... Никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с Сандро Боттичелли в богатстве поэтической фантазии, принесшей ему прижизненную славу.
Но на три долгих столетия о его существовании забыли. Интерес к редчайшему из талантов Италии вновь возник только в середине XIXв., заворожив живописцев-прерафаэлитов неповторимостью манер и индивидуализацией художественных приемов и лиризмом этого живописца.
Боттичелли занял особое место в искусстве Раннего Возрождения не жадным любопытством к жизни и экспериментаторством, а страстным поиском внутренней чистоты и одухотворенности, особой целомудренностью, отличающими все образы в его картинах.
Венера ( Рождение Венеры )
1486 ( ? )
[показать]
Боттичелли
Век титанов, мраморную гору
Молотом дробящий поминутно,
Был смущен, когда завидел Флору,
Лепестками сеящую смутно.
Вижу птиц серебряные клювы,
Слышу пляску воздуха живую :
То эолы, словно стеклодувы,
Выдувают вазу ветровую.
Лунной мглой отблескивают лики.
Люди реют - наземь не ступают.
(Не шагов ли ложных грех великий
Неступаньем этим искупают ?)
И встает из моря Афродита -
Безупречно любящих защита.
( Новелла Матвеева )
Афина Паллада и Кентавр ( 1420 ? )
Благовещенье ( 1490? )
Возвращение Юдифи
( 1445 - 1510 )
Мадонна с книгой
1483
Симонетта Веспуччи ( 1475 ? )
[показать]
БОТТИЧЕЛЛИ
Неуловимой грации печать
в улыбке, в каждом выраженье.
Уже готова кисть начать!
Как дуновенье - линии движенье.
Холста сияющая гладь так лаконична,
мягко напряженье
зефиров дующих, и легкой ткани взлет.
Ритмичных завитков скольженье
и на воде, и в вышине,
в отточенной штрихом волне.
И то деталей сопряженье,
и тот во всем геометричный строй,
которому своей капризною игрой
и ветер невзначай поможет,
когда, порхая, множит
цветы, и птиц, и мотыльковый рой.
А на холсте, в пространстве нерушимом,
из танца линий рождены,танцуют спутницы весны
на радость херувимам и серафимам ,
чьи хоры с вышины зовет молится
грегорианского архангела десница,
и хрупкой грации печать
в улыбке, в каждом выраженье,
и как дыханье - линии движенье,
и полотна сверкающая гладь,
и тот же ритм и чувство меры
в прозрачно-бледной наготе Венеры.
( Рафаэль Альберти )
Автопортрет
Сандро Боттичелли - о художнике: творчество, картины...