• Авторизация


о. Андрей Кураев: "Служение апостолов – это проповедь Евангелия неверующим..." 28-12-2008 16:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из дисскуссии в ЖЖ (http://otez-dimitriy.livejournal.com/327435.html?thread=6649867#t6649867)

Чему вы удивлены? У Вас есть электронная версия моей книги "Перестройка в Церковь". И там есть мои размышления о связи апостольства, епископства и миссионерства.

<<< "... есть в нашем богословии один вопрос, неясность в котором и в самом деле серьезно сдерживает развитие миссионерства. Это вопрос о том, кого считать апостольским преемником (чтобы спокойно воспринять нижеследующий текст, стоит отрешиться от личности его автора и представить, будто он написан просто неким вполне себе кабинетным историком, который между делом обратился к исследованию истории миссии, а сам себя к миссионерам никак не причисляет).
В «Миссионерской концепции» говорится: «Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам примеры качеств, которые необходимы миссионеру: молитвенность, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость. Проповедь преемников апостолов обязана соответствовать «здравому учению» (Тит. 2, 1)».
Кто тут имеется в виду под «преемниками апостолов»? Епископы? Вряд ли. Документ ведь называется не «концепция епископского служения», а «концепция миссионерского служения». Значит, можно быть преемником апостолов и не быть архиереем?
Как соотносятся слова «апостольство» и «миссионерство»? Для слова «миссионер» уже привычно синонимичным является слово «апостол». Смысл слова «апостольство» несомненно и всецело вбирает в себя слово «миссионерство». «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы»(Рим 1,5), - так сам апостол понимает свое служение.
«Миссия, как апостольство», - говорит преамбула «Миссионерской концепции».
И в другом официальном документе читаем: «Миссионерское служение Русской Православной Церкви, понимаемое как апостольское» (Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, утвержденная на заседании Священного Синода 6 октября 1995 г.; гл. 4).
И в речи Патриарха Алексия слышим: «Миссия Русской Церкви развивалась и процветала благодаря самоотречению и самопожертвованию тех ее членов, которые решались посвятить свою жизнь апостольскому служению. Имена русских миссионеров заслуженно входят в число величайших миссионеров христианского мира. Назову хотя бы имена святителя Стефана Пермского, преподобного Трифона Печенгского, монахов Валаамского и Соловецкого монастырей, особенно преподобного Германа Аляскинского. Апостолом Алтайского края стал архимандрит Макарий» . Логично: если апостол – это миссионер, значит, верно и обратное…
Но в большинстве иных церковных текстов и учебников говорится, что преемники апостолов - епископы.
Трифон Печенгский и Герман Аляскинский не были священниками, а Макарий Алтайский и Константин Философ– епископами. Не был епископом и большую часть своего апостольского служения Иннокентий Вениаминов… И все же они были апостолами.
Но если они – апостолы, то как можно это же слово отнести и к современным им обычным архиереям?
Так кто же преемник апостолов – преп. Герман Аляскинский, даже не имеющий священного сана и тем не менее проповедующий Евангелие на краю земли? Или епископ, возглавляющий епархию в центре православной империи, и выезжающий за пределы кафедрального города лишь для торжественной службы в других приходах своей области? Пусть это вполне каноничный епископ – и объезды епархии он делает дважды в год, и каждый воскресный день говорит живую и увлекательную проповедь. Но разве это апостольство – обращаться к людям давно уже церковным и в храмах, стоящих уже многие века?
А ведь даже такие епископы редки. Немалая часть их что в истории, что в современности просто неспособна ко сколь-либо живой и авторской проповеди даже среди своих прихожан. Если же их поставить перед лицом критически-вопрошающей аудитории – то они вряд ли смогут пробудить в ней желание принять их веру (вспомним стихи св. Григория Богослова «О епископах»). Вдобавок львиную долю своего времени епископы проводят в трудах и думах отнюдь не миссионерских – а в решении вполне себе «дьяконских» проблем вроде сбора денег и их распределения. Причем порой это распределение происходит отнюдь не в пользу «вдовиц» и даже самой Церкви, а в пользу самого архиерея. Неужели и для такого епископа-симонианина нет иного слова, как «преемник апостолов»? Неужели «апостольский удел» на «краю земли» и «кормление» - одно и то же?">>>

<<<"Служение апостолов – это проповедь Евангелия неверующим, организация поместных церквей, рукоположение для них епископов, надзирание над здравостью жизни христианских общин. Тот, кто осуществляет все эти служения, кроме первого – апостол ли?
Так не честнее ли сказать: епископы – преемники апостолов в одном отношении (мистагогальном и управленческом), но не в другом (миссионерском)? Преемник же апостолов же в смысле проповедничества – это именно и только проповедник. Если с проповедью к неверам обращается человек в епископском сане – значит, в эту минуту, а не в минуту хиротонии, и он становится «преемником апостолов» как миссионеров. В этом смысле преемником апостолов был бы человек, который глубже, чем они, погружался бы в языческие дебри. Апостол дошел до Рейна и говорит ученику: иди дальше – до Буга… Это был бы преемник именно в миссии. А епископ в этом отношении - тот, кто берет на себя иные, не-миссионерские заботы, чтобы освободить апостола именно для его дальнейшего движения.
«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1,5). Именно – «оставил», не «предпослал». «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе» (1 Тим 1,3). «Будь образцом для верных, доколе не приду» (1 Тим. 4,12-13). Апостолы идут с проповедью вперед, а епископы остаются на месте для обустройства церковной жизни. Ни Титу, ни Тимофею Павел не дает советов о проповеди язычникам – но только о внутреннем устройстве Церкви.
Точно также Некогда апостолы для того, чтобы постоянно пребывать «в молитве и служении слова» передали управление внутренней жизнью церковной общины диаконам (Деян. 6,4). Дьякона должны были «пещися о столах», то есть заниматься проблемами церковной собственности и внутренними отношениями разных группп верующих (напомню, что причиной такого решения стали жалоб не-еврейских вдовиц на игнорирование их нужд еврейской частью христианской общины). Апостолы же тем самым оставляли себе возможность идти вперед с проповедью слова.
Сегодня же епископы взяли на себя некогда дьяконское служение, но при этом именно себя считают преемниками апостолов. Со словом «апостол» все же первая ассоциация – «проповедник», а не администратор или строитель. Апостол – прежде всего миссионер, а даже не совершитель Литургии.
То, что не-миссионеры стали считаться преемниками апостолов означает, что в структуре церкви не осталось ниши для труда именно апостольского. От слов зависит очень много. Если монумент назвать живым человеком – то как же назвать самого этого живого человека? И такой перенос имени не означает ли подсознательное или даже сознательное нежелание видеть этой самой жизни в пределах своей «канонической территории»?
В Уставе Русской Православной Церкви есть глава о епископском служении. Приведу ее полностью – чтобы стало заметно, чего в ней нет. А нет в ней ни слова о проповеди самого епископа, наипаче – об апостольской проповеди к нецерковным людям.">>>

Трудно не согласится с отцом Андреем Кураевым.
Действительно одно из важных направлений религиозной жизни - проповедь Евангелия.
"... 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)"
Вот что важнее.
Сегодня на проповеди о. Вадим сказал следующее: "Бывают дня, когда в храме крестяться по 10-15 человек, а сегодня на воскресной Литургии всего чуть более 200 человек...". В другое воскресенье отец-настоятель так же посетовал: "В Закамске (м\р г. Перми) живет около 200 тысяч человек, более половины крещены, а в храм на большие праздники приходят от силы тысяча или полторы...".
Конечно же храмов мало. Но в Храм будет ходить тот, кто уже встал и идет путом Господа. А как быть с теми, кто крещен, а на деле язычник, ни чего не знающий о вере и истиином Боге. Одной восресной проповедью в Храме в этом случает обойтись невозможно. Нужно идти с проповедью туда, где есть слушатели, которые могут услышать Слово Божие.
С этой точки зрения считаю оправданным решение летнего Архиерейского Собора о возможности проповеди не только в Храмах, но и на на рок-концертах, и в интернете, и в других местах.
Борьба с Лукавым за души человеческие нужно начинать как можно раньше.
Нужно научится начинать диалог с самыми разными людьми. В этом случае есть о чем поучиться и у игумена Сергия (Рыбко), который начал диалог с неформалами и во многом преуспевает в этом деле.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник о. Андрей Кураев: "Служение апостолов – это проповедь Евангелия неверующим..." | Димитрий_Пермь - Записки православного деда. | Лента друзей Димитрий_Пермь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»