• Авторизация


Кто клевещет на Православную Церковь? Или несколько слов о Пермской Художественной Галерее. 30-08-2011 19:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

 

     Вчера в сети интернет появилось обращение некоего Международного общественного комитета в поддержку Пермской государственной художественной галереи.

     Что это за «Международный общественный комитет» такой и чего они хотят?

     Давайте разбираться по порядку.

     Разговор о том, что надо перевести ПХГ (Пермскую Художественную Галерею) в подходящее здание идет вот уже лет 15. Все это время власти Пермского Края (тогда еще области) обещали выделить средства на проектные работы и на строительство, либо на приспособление какого-либо подходящего здания под галерею.

     Художественная галерея дело нужно и важное.

     Важное даже не потому, что в хранилищах галереи находятся  святыни Русской Православной Церкви, но и потому, что сохранение русской национальной культуры важно для каждого православного человека, проживающего не только в Перми Великой, но и на всей территории России.

     И все это время ни о каком таком комитете и слышно не было.

     На вновь созданном сайте этого комитет выложено странное обращение, которое направлено на разжигание межрелигиозной неприязни и оскорбляет Русскую Православную Церковь.

     В чем суть этого письма? Предлагаю пройтись по нему и разобрать изложенное в нем по порядку.

     «Международный общественный комитет в поддержку ПГХГ - это независимая общественная инициатива, ставящая задачей помешать возможному закрытию и расформированию Пермской государственной художественной галереи, существующей вот уже почти сто лет и владеющей коллекцией из порядка 45000 предметов искусства» - так начинается это воззвание. И сразу неправда.

     Первая ложь в том, что никто не собирается ни закрывать, ни расформировывать ПХГ. Конечно может это стоять в планах у Бориса Мильграмма или Марата Гельмана, которые и заведуют культурой пермского края, но Православная Церковь тут причем? Да и о сроке в «почти сто лет» говорить еще рано.

     Первым закрыли Архиерейский Дом, что располагался рядом и именно туда свозили большевики награбленное из церквей и монастырей, а также у богатых и именитых жителей города. И именно в помещении Архиерейского Дома в 1922-24 годах была открыта первая экспозиция из награбленного. (Об этом можно почитать в труде первого директора Облмузея Сыропятова).

     Сам же Спасо-Преображенский кафедральный собор был закрыт в 1933 году. Кстати как раз после закрытия из Собора исчез (а скорее сломан) иконостас из, преимущественно. Черного мрамора. Деньги на который выделил император Александр I. Так что срок в «почти сто лет» - явно преувеличен.

     Далее:

     «В соответствии с новым законом, Русская Православная Церковь (РПЦ) имеет право претендовать на гос-собственность, находящуюся у нее в пользовании до 1917 года».

     Да, это так. Перед революцией, а точнее весь Синодальный период Русская Православная Церковь являлась практически министерством Российской империи. И еще по указанию Петра I все церковное имущество на правах собственности принадлежало государству, хотя все создавалось на частные пожертвования рядовых граждан, Церковь этим имуществои лишь пользовалась. Но жертвовалось это все не государству а именно Церкви. 

     «В начале 2011 года, Роскомитет по имуществу отказал ПГХГ в продлении аренды ("права на оперативное управление") текущего помещения, одновременно воздержавшись от преоставления другого здания, пригодного для музея». Опять вопрос к Роскомитету по имуществу и к Правительству края. Вот уже лет 15 не могут выделить ни средства на строительство, ни помещения, хотя на сомнительные проекты типа Музея Современного Искусства и «пятиэтажной табуретки» средства нашлись. Причем на музей уже потрачено до полумиллиарда рублей. А на «костер у Перми 2» - 40 миллионов.

     Да и сейчас. Есть решение перевести ПХГ в историческое здание на Ленина 23, но только тогда. когда для администрации города построят новое здание. А это здание еще и проектировать не начали. Может вместо нового здания мэрии построить специально приспособленное здания для галереи?

     «Тем временем, 19 августа 2011 года Пермская патриархия начала проведение церковных служб в ПГХГ, заставив музей снять центральную часть экспозиции и запретив сотрудникам свободно передвигаться по музею во время службы».

     А вот это откровенная ложь.

     Сразу видно, что никто из заокенского «международного» комитета не был на Богослужении и не знает настоящего положения вещей.

     19 августа состоялся молебен который проводила не Пермская патриархия (в Перми есть епархия Русской Православной Церкви, руководимая митрополитом, но никак не патриархом), а по благословению Митрополита Мефодия и только после согласования с директором ПХГ Н. В. Беляевой.

     Во время молебна, количество желающих помолиться было ограничено до 50 человек. На сотрудником ПХГ запрет на распространялся. Тем паче не было запрета на передвижение. Это просто бред.

     Что же касается места проведения молебна и «снятия центральной части экспозиции», то молебен проходил у входа. Где проверяют билеты и стоят два стола с охраной. Неужели «центральная». А значит и самая важная часть эспозиции находится у дверей и занимает всего 3% площади всей галереи? Я в это поверить не могу. Никто экспозицию никуда не снимал.

     28 августа. в праздник Успения Божией Матери тамже протоиерей Константин Остренко совершил Божественную Литургию. Первую с 1933 года. Литургия совершалась практически при закрытых дверях (жесткое ограничение молящихся), было запрещено зажигать свечи (с трудом уговорили разрешить зажечь ТРИ свечи - на перстол и Жертвенник). Литургия совершалась ПЕРЕД открытием галереи с таким расчетом, что бы не помешать посетителям. Присутсвие сотрудников галереи не ограничивалось, как и их передвижение. Кто что хотел - тот то и делал.

     «Точно так же, как многие русские музеи, образовательные, медицинские и другие социальные и культурные институции, ПГХГ занимала здание, в котором ранее располагалась Православная церковь. Данное обстоятельство позволило сохранить этот памятник архитектуры в советские времена. По данным СМИ, в настоящее время РПЦ может претенавать на 443 монастырей, 12500 храмов и два гектара земли на общую сумму около 50 миллиардов долларов. Одновременно, согласно закону, ни РПЦ, ни государство, ни местная администрация не несут какой-либо ответственности перед выселяемыми Церковью организациями, включая государственные институции.»

     Особенно умилило «претенавать» и отдельно выделенные из 50 $млрд. 2 гектара земли.

     Только под перенос Пермского Зоопарка, расположенном сейчас на Архиерейском кладбище. Городские власти выделяют не менее 15 гектаров.

     «В настоящее время трудно сказать, как будет разворачиваться ситуация вокруг ПГХГ. Но ни государство, ни администрация Пермской области пока что не проявляют желания решить возникшие перед ними задачи, на письма и звонки отвечая молчанием».

     Так-то Пермский край у нас давно уже…

     Инициатором создания сайта стала Юлия Вольфсон, арт-консультант из Сан-Франциска, бывшая пермячка, покинувшая Родину за лучшей более 15 лет назад. Текст обращения взят с сайта инициаторов, так что все очепятки – к авторам. Оригинал обращения находится по адресу: http://permstategallery.org.

     Из того, что пишет сама Юлия в своем блоге - «известно, чтобы спасти Спасо-Преображенский Кафедральный собор (в здании которого расположена ПГХГ) от разрушения, сразу после революции было решено преобразовать его в музей, сохранив тем самым архитектуру, большую часть икон и иконостас собора», видно, что историческая правда – не самая сильная сторона Юлии. От вооруженного переворат в 1917 году до закрытия Собора в 1933 году прошло 16 лет. И все это время архитектура Собора неплохо себя чувствовала, поддерживаемая прихожанами.

     После его закрытия, Собор перестроили. Причем без чертежей и проектов, нарушив тем самым все внутреннее убранство и архитектуру.

     Так, перед 23-х метровым иконостасом 18 века. перенесенным сюда из Пыскора построили кирпичную стену. причем расстояние от стены до иконостаса не превышает 1,5-2 метров. А уникальные настенные росписи самого Верещагина были просто-напросто сбиты или закрашены маслянной краской.

     «Чем закончится эта история для Перми? Один из ее исходов очевиден - сценарий уничтожения Русской православной церковью Пермской художественной галереи - вполне возможен». Это тоже цитата из Юлиного дневника. Юлия просто не знает, что Собор сейчас просто разрушается. Во многих местах фасада просто нет, а следущей весной отпадет еще больше…

     Так что вовсе не Церковь уничтожает памятники. Скорейшая передача пямятника Церкви будет способствовать его восстановлению.

     При передаче Краевым Центром Охраны ПамятникоВ ставится непременное условие в востановлении истроической целостности памятника в определенные сроки, которые редко превышают 5-7 лет. Таким образом, если Православной Церкви передадут Спасо-Преображенский Собор, ей придется еще и восстановить его в историческом облике за свой счет. (кстати штраф за невосстановление составляет от 50 000 до 100 000 рублей в месяц...)

     Кто вы, защитница Музея Современного Искусства Юлия Вольфсон? Чей вы заказ исполняете?

     Этот вопрос я оставлю открытым. Каждый сможет сам себе на него ответить.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто клевещет на Православную Церковь? Или несколько слов о Пермской Художественной Галерее. | Димитрий_Пермь - Записки православного деда. | Лента друзей Димитрий_Пермь / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»