Тема навеяна сегодняшней встречей в Горьковской библиотеке.
Насколько эти два понятия противоречивы друг другу? А что их объединяет?
Хочется начать словами из «Откровения …» Иоанна Богослова: О если бы ты был холоден или горяч, но ты теплохладен. И по теплохладности твоей изжену тебя от Себя…
Это напрямую связано с понятием русской интеллигенции 19-20 веков.
В 19 веке интеллигенция впитала в себя вольтерьянский дух французской революции. Эту нигилистическую протестантскую свободу, свободу, прежде всего от себя самого, собственного разума, свободу от Бога. Быть русским стало уже не модным, а разговаривать на мужицком русском языке стало не пристижно.
Отец русской религиозной философии Владимир Соловьев. В своем, на мой взгляд, самом православном его сочинении, вошедшим в «Три разговора» вкладывает в уста одного из своих героев: «Нешто я должен как мужик неотесанный падать на голени и вопить «Господи помилуй!».
Русская аристократия впадает в русофобию, в русоненастничество, и через это гибнет православная культура и православная традиция. Слепое поклонение западу делает свое дело и возникает «революционная ситуация».
В какой-то мере интеллигенция виновата в том. Что к власти пришли большевики, в том, что рушили Церкви. Каждый интеллигент был сам в себе, лелеял лишь собственное эго.
А что же сейчас?
Сегодня прозвучала мысль о том, что нужно что бы интелегенты становились священниками. И тогда интеллигенция широкой рекой вольется в русло Православной Церкви.
Этого не произойдет никогда.
И дело не в том, что Церковь отвергает интеллигенцию. Дело в самой интеллигенции.
Самый разрекламированный современный интеллигент это Анатолий Вассерман, инфантильный самодостаточный, арелигиозный человек. Он сам свой лучший друг. Ему никто не нужен. В карманах его жилета есть все, что ему нужно на все случаи жизни. Достаточно эрудирован и прочее…
На этом примере видно, что культивируется собственное эго - я все могу. Мне никто не нужен, тем более какой-то спаситель. Меня спасать не отчего. Да я и сам могу спастись!
Но христианское понимание личности это совсем иное. Действие христианина направлено не к себе, но от себя» Не отобрать у ближнего все и вся, но отдать себя за него! Душу положить за други своя.
Так что и кому нужно сделать, что бы интеллигенция и Церковь не были антитезами друг другу, а слились в одно? В первую очередь понять, что превыше всего это не собственное эго, но любовь к ближнему на основе полного самопожертвования и самоуничижения перед ближним. Отказ от гордости, осознание собственной греховности и беспомощности. И тогда придет понимание, что без Спасителя твое спасение невозможно. И ты соединишься с Церковью Христовой!