Доклад "Субкультура, культура и традиции в молодежной среде".
28-11-2009 11:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Предлагаю для ознакомления мой доклад на тему "Субкультура, культура и традиции в молодежной среде" на V Краевых Православных Образовательных Феофановских Чтениях.
После пленарного заседания, будет проведена секция, с аналогичным названием, где и предлагаю сей доклад обсудить.
Субкультура, культура и традиции в молодежной среде.
Всечестные отцы! Братья и сестры!
Для начала разговора о субкультурах, культуре и традиции в моло-дежной среде, предлагаю обратиться к словарям, с целью определить круг вопросов и уточнить обсуждаемые термины.
В качестве источников я взял Большой Энциклопедический Словарь и Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Вот что мы там находим:
Большой Энциклопедический Словарь: КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей.
Толковый Словарь Ожегова и Шведовой: КУЛЬТУРА, жен. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. ... 5. Высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение.
Что же такое субкультура?
Согласно Толкового Словаря Ожегова и Шведовой: СУБ..., приставка. Образует существительные и прилагательные со значениями: 1) вторичности, побочности, подчинённости, малости по сравнению с тем, что названо в производящей основе; 2) нахождения около чего-либо, поблизости к чему-либо.
Таким образом, под субкультурой предлагаю понимать самостоятельные, самобытные отношения внутри молодежной среды.
И наконец, традиция.
ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Т.е. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
В рамках данной темы «Субкультура, культура и традиции в молодежной среде» мне хотелось бы затронуть два основных вопроса:
Первый вопрос - а что же такое вообще есть традиция, и в частности традиция православная, и что мы, как православные христиане более старшего поколения, должны передать поколению молодому, следующему за нами.
Второй вопрос - причины возникновения субкультур в молодежной среде. Поняв, что это собственно такое, и каковы причины возникновения этого явления, мы сможем определить нашу позицию по отношению к молодежным субкультурам, бороться с ними или помогать им развиваться в определенном направлении, а может даже и возглавить их.
Итак, что такое православная традиция и где ее истоки?
Истоки православной традиции уходят, с одной стороны в народность, этнические и исторические предания, поверия, былины и небывальщины. С другой стороны – основа православия находится в христианском вероучении – учении о Символе христианской веры, дарованным нам Святым Духом через Отцов и Учителей Вселенских.
Если с христианским учением все более или менее нам понятно. То с народностью все как-то очень запутано и неясно, но все-таки попробуем с этим разобраться.
Обратимся к народности или фольклору. А точнее к народной словесности, ведь фольклор и есть словесность как таковая, т.е. слово, передаваемое из уст в уста от поколения к поколению. Вся сложность заключается в том, что ранняя народная традиция Руси не письмена и передавалась изустно и поэтому мы не можем определить достоверно историю развития народной словесности. Не можем проследить возникновение и развитие основы русского фольклора – сказок, былин и поверий, а также стихов, заговоров и заклинаний.
Необходимо отметить тот факт, что русская (да и не только русская) словесность глубоко религиозна. Она коренится не в потребностях эстетического наслаждения человека, а в потребностях веры, в научении младших старшими. Разумеется, в том виде, как мы воспринимаем народную словесность теперь, вычитывая ее из сборников и наслаждаясь ее своеобразной и наивной прелестью, она не представляется более религиозной. И сам народ, даже соблюдая обряды, связанные с песнями, уже более не видит тут ничего сакрального. Но чем глубже мы вдумываемся в какой-либо памятник народной поэзии, тем яснее его основной, религиозно-бытовой или ритуально-обрядовый замысел. Постепенно какая-то особая, рождающая поэзию жизнь открывается перед нами. Сначала - особая живая вера чисто-русского, своеобразного христианства, потом христианско-языческое двоеверие, а потом и само старое язычество древних славян, - приоткрывается вся толща истории со всеми ее историческими наслоениями.
Вот и сейчас, подчас за внешней красотой происходящего действа мы порой не замечаем истинного первоначального его религиозного замысла.
Исторически сложилось так, что христианская и языческая традиции на Руси, развиваясь параллельно, слились в единое цельное обрядовое двоеверие. Порой трудно различить, где христианская традиция, а где традиция языческая.
С одной стороны это совсем неплохо. Хорошо, когда христианство устраняет языческие суеверия и волхования, проливает свет на темные стороны обыденной жизни людей, преображая их жизнь светом Христо-вым. Но очень плохо, когда Церковное Таинство приобретает магический ритуализм, обрядовость, когда языческая мёртвенность убивает живительное слово христианского вероучения.
Порой и не поймешь, о чем идет речь, ибо одно тут же противоречит и убивает другое. Например, очень часто во время проводов кого-либо в «последний путь», или во время поминок, можно услышать фразу, пара-доксальную саму в себе: «Царствия тебе Небесного, пусть земля будет тебе пухом!» Воистину не поймешь, что же человек желает усопшему, вечной ли жизни в Царстве Божием, или смерть языческой преисподней.
Другим примером можно привести русский хоровод – красивейшее действие, - молодые девушки в красивых сарафанах кружатся с платочками в руках. Но вглядевшись, мы различаем на сарафанах далеко не безобидный языческий орнамент, несущий довольно определенный сакральный смысл, а сам хоровод есть не что иное, как богослужение солнцу, а точнее языческому богу Яриле.
Означает ли это что православному человеку нельзя «водить хороводы»? Вовсе нет! Но мы должны абсолютно осознано понимать, что же мы делаем. Водя веселый хоровод на цветочной поляне, мы не поклоняемся «светилу большому», дарованному нам Творцом для «освещения днем», но воспеваем хвалебную песнь самому Творцу, устроившим все чудным образом.
Забывая Творца, мы тем самым отворачиваемся от Него, и становимся «Иванами, родства своего не помнящими». И тогда мы приходим в храм как язычники, скатываемся к банальному магизму, пытаясь заставить Бога сделать что-то необходимое, и как нам кажется, очень нужное нам.
«Мы тебе то, а ты нам вот это» - вот та форма, с которой зачастую приходит человек в Храм, или еще что-то в таком же ключе. И забываем что Бог «милующий и питающий» стремится нас спасти от нас самих же, от нашей духовной слепоты и глухоты.
Так какую же традицию мы обязаны сохранить и приумножить. пере-дать молодому поколению?
Прежде всего, традицию постоянного памятования об истинном Боге-Творце, традицию делания «дел любви». Единения в Боге.
Не должны мы забывать и о народной традиции, но разграничивать то, что является допустимым, а что убивающим душу человека.
Помятуя о приведенном выше понятии «Культура», как возделывание и воспитание мы должны взрастить в себе те семена, посеянные Богом в нас. Культура это не то, что делает сам человек. Сам человек не в силах ничего сделать, даже «росту добавить себе», но в силах приумножить дарованные ему таланты и достичь подобия Божия.
Культура, прежде всего, есть духовная сфера жизни людей. А ее вы-сочайший уровень можно достичь лишь в сотрудничестве с Богом, в стремлении к Нему.
Примеры последних лет явно показывают падения уровня культуры. Это и различные «евангельские проекты», искажающие саму суть евангелия. Это и другие формы, так называемого современного искусства, которые пестрят похабщиной и нецензурной лексикой. И эти формы существую в «свободном доступе» и туда организовываются бесплатные экскурсии для школьников.
Если мы имеем такие явления в нашей жизни можно ли саму нашу жизнь назвать культурной, а Пермь культурной столицей?
Сознательно попуская это, снижая уровень нашей культуры, мы тем самым все дальше и дальше отходим от Бога.
Еще Тертуллиан сказал: «Человеческая душа по натуре христианка», И когда человек не живет христианской жизнью, в нем возникают различного рода нестроения. Человек понимает, что что-то идет не так, что что-то он не то он делает. В человеке возникает некоторая двойственность, некое двоеверие и двоевластие. Христианская душа живет одной жизнью, а разум – совершенно другой.
Особенно это хорошо чувствует в себе молодые люди, которые еще не научились примиряться сами с собой, не научились договариваться со своей совестью. И то, что они видят, то двоеверие, ту лживость, с которой мы живем – все это вызывает у них яркий протест против существующего положения вещей. Протест против серости и глупого консерватизма там. где нужно изменить свою жизнь, направив ее к Богу, приведя ее в соответствии с Божественными законами.
Современная культура во многом не отвечает Божественным законам. Активное восстановления языческих идеалов, поклонение «золотому тельцу», сложение новых кумиров все это разрушает личностную целостность человека, это все дальше и дальше отдаляет его от Бога и возложенной на него богом задачей.
Многие современные проекты носят не только антихристианский ха-рактер, но и антиобщественный, разрушают моральные устои, низлагают все высшие духовные ценности.
Особо хочется отметить в этой связи этнофестиваль «Камва», который с каждым годом все глубже уходит в язычество и альтернативную, искаженную историю.
Этот фестиваль, призванный осветить и поднять на должную высоту традиции земли Великопермской все дальше и дальше уходит от этих традиций. Дошло до того, что в этом году на данном фестивале православная традиция вообще не была представлена, зато были представлены традииции Тибетских буддистских монахов и индийских танцев.
Настораживают некоторые мероприятия проводимые в Хохловке.
Например показанный по всем пермским каналам обряд осенних похорон жучков и таракашков с привлечением большого количества младших школьников. Это нечто новопридуманное выдается за вековые традиции.
С такими проектами современной культуры за все больше забываем нашу родную, настоящую историю и истинное наше культурное наследие.
На фоне современной бескультурщины и возникают новые молодежные течения. Возникают они как протест происходящему. Протест против того, что мы с ними делаем.
Это внутренний конфликт - конфликт отцов и детей, когда дети не хотят жить, так как их отцы. Потому что дети еще чувствуют, что их родители живут неверно, как-то не по-христиански, как-то лживо. Говорят одно, а делают совсем другое.
«Что не хочу - делаю, что хочу – не делаю». Детское сердце еще не очерствело окамененным нечувствием к страданию ближнего, еще слышит призыв Бога к исправлению неверного пути, которым идем мы, их родители.
Старая добрая поговорка: «Устами младенца глаголет истина». Мне кажется, нужно чаще прислушиваться к нашим детям, постараться понять их, услышать то, что они хотят нам сказать. Но мы их не слышим. И тогда наши дети становятся нам чужими. Они создают свой мир, свою культуру.
Субкультуру.
Культуру в культуре.
Пытаются в малом исправить те ошибки, которые мы допустили в большом.
Строят свои собственные отношения, тем самым отгораживаясь от нас, потому, что мы отгородились от них и их не услышали. Создают свои клубы по интересам, которые мы, старшие, не можем им дать. Ну не нравится мальчишке заниматься шахматами или авиамоделированием, а нравится ему играть рок-музыку – играть на гитаре и стучать на барабане.
И что ему теперь делать?
В музыкальную школу пойти? Так там этому его этому не научат. Вот он и пойдет на улицу, во двор, в ближайший подвал, в котором собирается неформальная молодежь и где его научат играть так любимую им рок-музыку, или гонять на байке. Кстати байкерского кружка тоже нет в ближайшем «Доме пионеров» или «Доме молодежи».
Вслушайтесь в словосочетание – неформальная молодежь. Т.е. это та молодежь, которая находится вне какой-то формы. Вне какой-то формалистики. Но это не значит что эта молодежь не имеет формы, скорее это означает, что мы не понимаем их форму.
Эта молодежь не имеет формального подхода к жизни.
И это хорошо! Это означает, что эта молодежь свободная. И свобод-ная, прежде всего от нашего взрослого неразумия, от нашей нарочитой, никому не нужной взрослости, от нашего противления Богу. Нам остается эту молодежь лишь направить в нужное русло, научить быть добрыми христианами, любящими Бога и ближнего своего.
Человек, искренне увлеченный, не пойдет на улицу убивать, грабить и насиловать, в нем не будет безумного стадного инстинкта разрушения всего и вся!
В человеке, искренне увлеченном нет той, так ненавистной нам хри-стианам теплохладности. Это люди горящие в своем стремлении к чему-либо. И если какие-то неформалы становятся разрушителями и впадают в сатанизм – это наша с вами вина. Это мы в этом виноваты, что вовремя не пришли к ним, и не помогли этим молодым людям в их исканиях, не поддержали их в их стремлении, не направили их усилия в нужное русло. Вовремя их не научили любить Бога и ближнего.
Самое страшное – что свято место пусто не бывает. Не пришли мы – пришел кто-то другой. И научил их не «делам любви», но делам ненависти, эгоизма и гордыни.
Вот мое понимание возникновения молодежных субкультур.
Ну и, наверное, самый традиционный на Руси вопрос, заданный Чернышевским, а что, собсвенно, нужно делать.
Нужно работать. Работать с молодежью. И в этой работе я вижу не-сколько направлений.
Во первых нужно научиться говорить с молодыми на одном языке. Научиться слушать и понимать их. Помочь этому может изначальное «Духовно-нравственное воспитание» еще на школьной скамье.
Совсем не зря харизматы протестуют против этого. Когда в молодом человеке будет взлелеяна та искра Божия – он уже не пойдет ни к Новозаветчикам, ни к баптисам, ни к Свидетелям Иеговы, ни к кришнаитам или рерихианцам.
В этом аспекте нельзя не отметить совместную инициативу Святейшего патриарха Кирилла и президента Дмитрия Медведева о введение в школах уроков «Духовно-нравственного воспитания».
Трудно ожидать, что сразу во всех школах начнут преподавать «Основы Православной Культуры». Но вот уроки по «Истории Религии» были бы интересны и полезны.
Другое направление работы с молодежью – мониторинг молодежной среды. Нужно понимать. А что именно хочет современная молодежь, чем она живет, что хочет сказать нам, закоснелым в своих взглядах.
Третье направление – это работа среди неформалов. Яркий пример такой работы нам являют протодиакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко). Да и сам Святейший патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, пробовал свои силы в такой проповеди на рок-концерте в Киеве, в дни празднования 1020-летию Крещения Руси.
Опыта такой проповеди не имеет практически ни один священник.
Отец Андрей Кураев как-то рассказал. Что один из архиереев попро-сил его попробовать произнести несколько слов на рок-концерте. Архие-рею стало страшно, все слова вылетели у него из головы. Вы просто представьте. Что перед вами стоит не несколько сотен бабушек, а несколько тысяч человек, которые внутренне ждут, что же скажет им человек в рясе.
Тут нужно найти такие слова. Что бы за две-три минуты попробовать до кого-то достучаться.
Особенно хочется отметить игумена Сергия (Рыбко), который уже длительное время ведет плодотворную работу в среде неформалов – рокеров и байкеров. Сам, будучи в прошлом выходцем из среды хиппи, и принявшим в последствие монашеский постриг, подвизался долгое время в Оптиной пустыне, за послушание начал свою работу среди молодежи.
Сегодня о. Сергий окормляет рок-клуб, в который входит порядка ста рок-групп разной направленности. Хочется отметить тот факт, что в дан-ном рок-клубе запрещено курение, крепкие алкогольные напитки, нецен-зурная лексика. Во время концертов рок-клуба не бывает никаких беспорядков, а во время проведения концерта «Рок против наркотиков» в Санкт-Петербурге к врачам-наркологам обратилось более 500 человек.
Совсем недавно музыканты из этого рок-клуба обратились к о. Сергию с просьбой помочь обустроить часовенку, что бы можно было помолиться.
Есть еще много таких примеров. Это и рок-группы при храмах. И рэ-перский клуб, во главе которого стоит матушка – супруга священника. Это и футбольные команды. Много примеров и много различных форм, через которые можно воспитывать молодежь в православном ключе.
Все эти факты достоверно показывают, что работа среди неформалов не только необходима и возможна, но и то что такая работа приносит добрые плоды.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote