из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Джон Дьюи (1859-1952) - один из представителей и
основоположников прагматизма. Его рассматривают даже
главным выразителем идей прагматизма, потому что он
систематизировал многие положения других представителей
прагматизма - Пирса, Джемса. Им были написаны сотни
статей и книг по различным проблемам философии и
общественной жизни. Известен как реформатор школы.
Много раз выезжал за границу, в том числе в Советский
Союз. Преподавал в Мичиганском, Чикагском и
Колумбийском университетах.
Хотя в некоторых своих работах Дьюи рассматривает
гносеологические и логические проблемы (см., например,
переведенную на русский язык работу "Как мы мыслим"),
главные его интересы сосредоточены на социальных
вопросах, в центре которых стоял человек и его
практические проблемы. Дьюи полагал, что прагматизм
совершил своего рода "коперниканскую революцию",
перейдя от чисто философских проблем к решению
человеческих. И этому посвящено большинство его
произведений.
Концепции Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из
понятия "опыт", который он определяет как все то, что
встречается в жизни. "Ценность понятия опыта для
философской рефлексии состоит в том, что оно обозначает
как поле, солнце, облака и дождь, семена и урожай, так и
человека, который трудится, составляет планы, изобретает,
пользуется вещами, страдает и наслаждается. Опыт
обозначает все, что переживается в опыте, мир событий и
лиц, он обозначает мир, воспринятый в опыте, деятельность
и судьбу человека".
Опыт Дьюи рассматривает не как познание. "Опыт
означает прежде всего не познание, но способы Желанья и
страдания". "Весь познавательный опыт должен начинаться и
заканчиваться в бытии вещей и в обладании ими". "Мы
должны мыслить мир в терминах, допускающих, чтобы
преданность, благочестие, любовь, красота и тайна были бы
не менее реальны, чем что-либо другое". Таким образом, для
Дьюи опыт - это повседневный, обычный опыт людей, их
обычная жизнедеятельность. Поэтому опыт Дьюи оценивает
в соответствующих категориях: "Успех и неудача суть
первичные "категории" жизни, достижение блага и избегания
зла - ее высшие интересы, надежда и тревога -
господствующие качества опыта".
Задача науки состоит в том, по Дьюи, чтобы
планировать будущее и находить средства для его
осуществления. Проблема познания, согласно Дьюи, является
бессмысленной. Он даже называет проблему, которой
занимается философия, а именно, проблему существования
внешнего мира, курьезом "ортодоксального эмпиризма", так
как существование внешнего мира не вызывает сомнения.
Отсюда Дьюи делает вывод о принудительности опыта, как
сопротивления тем усилиям которые делает человек. Все это
говорит, по Дьюи, о фундаментально опасном характере
мира. Человеком овладевает страх перед миром. Этот страх
есть функция среды. "Человек боится потому, что он
существует в страшном, ужасном мире. Мир полон риска и
опасен" Конечно, он признает, что это звучит пессимистично,
но трагедия затрагивает более глубокий слой жизни, чем
комедия. "Проблема зла является общепризнанной
проблемой, в то время как мы редко слышим или никогда не
слышим о проблеме добра". Таким образом, прагматизм
стремится выработать мировоззрение, дающее человеку
возможность жить в неустойчивом и полном опасностей
Для Дьюи задача познания состоит в изобретении
способов преобразования опыта в интересах человека.
Поэтому достоверность следует искать не в бытии, а в самих
способах преобразования. "Поиск уверенности посредством
обладания умом неизменной реальности сменился поиском
надежности посредством активного контроля за
изменяющимся ходом событий". Познание Дьюи
рассматривает в качестве вида делания или действия,
которое направлено на опыт. Познание -это умение решать
проблемы. Познание - это не какой-то особый путь
овладения реальностью. "Надежды и страхи, желания и
отвращения являются такими же истинными реакциями на
вещи, как и познание, и мышление. Наши аффекты, когда
они освещены пониманием, являются органами, посредством
которых мы проникаем в смысл естественного мира таким
же подлинным образом, как и путем познания, но с большой
полнотой и интимностью".
Таким образом, познавательная активность человека -
это такая деятельность человека, которая изменяет исходный
материал. В этом состоит инструментализм Дьюи:
исследование осуществляет экзистенциальное
преобразование исследуемого материала. Объект науки не
есть нечто предшествующее исследованию, а итог познания,
то, что познание создает. У Дьюи истина, знание и
реальность совпадают. Научные понятия в этом случае лишь
инструменты и планы действия.
Дьюи пишет: "Если идеи, значения, концепции,
понятия, теории, системы инструментальны по отношению к
устранению некоторого специфического беспокойства и
замешательства, то проверка их надежности и ценности
состоит в выполнении ими этой работы". Таким образом,
подобно Джемсу, истина у Дьюи определяется ее
полезностью.
В отличие от Джемса Дьюи понимает истину
несколько иначе. Так, если Джеме говорил о полезности
идеи вообще, то Дьюи говорит, что идея истинна в том
случае, если она полезна для данной конкретной проблемы.
Далее, если Джеме говорил о кредитной системе как форме
хождения истины, когда люди обмениваются проверенными
истинами, то Дьюи считает, что истина связана лишь с той
ситуацией, в которой она возникла. Таким образом, понятие
ситуации выступает как центральное понятие
инструментализма Дьюи. Это приводит к тому, что в
моральном и социальном опыте он признает лишь текущие
проблемы и задачи и непосредственные цели, которые
вытекают из данной ситуации. Человек должен стремиться
только к ближайшим целям, притом лишь практическим.
В области педагогики заслуги Дьюи огромны. Он
оказал большое влияние на формирование школы и
педагогической практики в Америке, выдвинув принцип
"обучения посредством деланья" и пропагандируя
формирование практических навыков в решении жизненных
проблем.
<<назад Содержание дальше >> Обратно в раздел философия