Попробуйте вспомнить - учили ли вас когда либо следующей деятельности:
Различение существенного и несущественного.
Восприятие существенного и отбрасывание, игнорирование, несущественного. Максимальная концентрация внимания.
Переработка знаний, полученных при обучении, с целью их эффективного практического использования.
Сохранение информации в памяти.
Быстрое и точное припоминание забытого материала.
Выделение информации, которую нужно забыть и которую забывать нельзя..
Целенаправленное развитие творческих идей.
Проведение творческих дискуссий таким образом, чтобы высказанные там идеи не подавлялись, а получали максимальное развитие.
Быстрое и правильное осуществление своих идей на практике.
Этот перечень можно было бы продолжить. Но и в таком виде он достаточен для того, чтобы ответить на вопрос: где мы учимся научным приемам умственной работы, с помощью которых можно эффективно усваивать новые знания, приобретаемые при обучении, и плодотворно использовать их в личных и общественных интересах? Приходится констатировать, что эта сторона процесса обучения исследована чрезвычайно мало!
Важнейшим средством получения знания является чтение. Однако даже оно исследовано недостаточно. Единственное, что усваивают дети при обучении чтению в начальных классах школы, - это умение понимать и превращать в звуки написанные или напечатанные буквенные символы, что составляет элементарную технику чтения. На этом процесс обучения чтению фактически заканчивается, и с более совершенными приемами чтения детей в дальнейшем не знакомят. Но поскольку такая элементарная техника чтения не соответствует требованиям нашего времени, каждый человек в течение своей жизни вынужден самостоятельно разрабатывать собственную технику чтения. Он учится варьировать темп чтения, концентрировать внимание на главном, приобретает способность охватывать одним взглядом большие комплексы слов, выделять существенное и несущественное и многие другие навыки. Ничему этому нас никогда не обучали. Не удивительно, что техника чтения современного человека намного ниже его возможностей.
Еще хуже обстоит дело с освоением и практическим использованием других знаний, полученных при обучении. Если приемам чтения - пусть на элементарном уровне - нас в школе все же обучают, то овладением научно обоснованными приемами концентрации внимания, выбора информации, запоминания, творческого мышления и т.п. в программе обучения сегодня вообще не предусмотрено. При освоении и практической реализации знаний, полученных в процессе обучения, мы вынуждены полагаться только на собственные силы. И это дает весьма печальные результаты.
Стремительный рост объема знаний и совершенствование процесса их передачи при относительно низком уровне закрепления и использования этих знаний приводит к возникновению противоречия. Требования к умственной деятельности учащегося непрерывно растут, но его способность усваивать и использовать полученные знания остается на низком уровне. Разрыв между знаниями полученными и знаниями усвоенными становится все больше. Вместо того чтобы стать хозяином приобретенного информационного богатства, учащийся превращается в его жертву.