• Авторизация


Сказочный замок в Байе 27-05-2010 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 12 километрах от моря, в долине реки Орн во французском департаменте Кальвадос находится старинный город Байё. Его средневековый собор выглядит словно иллюстрация к сказкам Шарля Перро. Дорога кольцом огибает центр города, но откуда бы вы к нему ни повернули, непременно увидите указатель с одним лишь словом Tapisserie, что означает - «гобелен». Здесь, в Байё, все другие слова просто излишни!
Сокровище Средних веков

[700x584]

Вы открываете дверь городского музея. Внутри тихо. Вы покупаете билет и идете по широкому проходу, шаг за шагом приближаясь к святая святых средневековой загадки. А потом - длинный, узкий коридор без окон с неожиданным изгибом в середине. Именно здесь находится гобелен, укрытый за толстым стеклом. Он растянут перед вами, как гигантская кинолента - великий, красочный фриз Средневековья. Ширина гобелена всего полметра, а длина 70 метров. На самом деле он был еще длиннее, примерно на 60 метров, но его финальная часть была утрачена много лет назад.
Однако тайна гобелена отнюдь не в содержании его конечных, ныне недоступных нам сцен.
Понятно и загадочно

[375x500]

Начнем с того, что, несмотря на повсеместно встречающиеся в Байё надписи Tapisserie, гобеленом этот памятник истории отнюдь не является. Если быть точным, то это вышивка, выполненная на простом льняном полотне шерстяными нитками красного, желтого, серого, двумя оттенками зеленого и тремя оттенками синего цвета. Выглядит она так, словно ее закончили только вчера, а не тысячу лет назад.
Это произведение понятно и очевидно, но в то же время загадочно. Комментарий на латыни, бегущий вдоль верхней границы главного фриза, лишь слегка проливает свет на сюжеты гобелена, оставаясь при этом достаточно двусмысленным. Над и под главным фризом идут два узких бордюра, заполненных странными рисунками: реальные и мифические создания, сюжеты древних преданий, астрологические символы, бытовые сцены и даже отдельные эротические и просто неприличные эпизоды.
Всего на полотне изображено 626 человеческих фигур, 202 лошади. 55 собак, 505 других животных, 49 деревьев, 37 зданий, 41 корабль. Гобелен повествует о мужчинах: из 626 человеческих фигур только три на главном фризе и две на бордюрах принадлежат женщинам. В нескольких интригующих эпизодах можно узнать некоторые персонажи, но чтобы идентифицировать людей, обычно приходится читать поясняющие надписи.
Сугубо норманнский взгляд на историю?

[331x500]

Комментарий содержит имена 15 персонажей, причем как известных, так вроде бы и случайных, но тем не менее попавших сюда вместе с королями и епископами. Помимо короля Эдуарда Исповедника, герцога Гийома (Вильгельма Завоевателя) и ряда других, тут присутствуют и карлик Турольд, выполняющий обязанности конюха, английская леди Эльфива, находящаяся в любовной связи со... священником, а также два рыцаря-норманна Вадард и Виталь. Все они делят славу победы над англосаксами с королями, герцогами, графами и епископами, как будто бы без них нельзя было обойтись! Почему так? Никто этого не знает.
Считается, что гобелен - это история завоевания норманнами Англии в 1066 году, рассказанная строго с точки зрения норманнов. Однако сегодня есть все основания полагать, что гобелен из Байё был создан совсем не в Нормандии, а в завоеванной Англии, возможно, в течение десяти лет после 1066 года, и что гениальный художник, создавший рисунок для команды английских швей, наполнил его тайным смыслом. Только на первый взгляд он поддерживает сугубо норманнскую версию событий. Благодаря гениальности художника многие поколения и не догадывались, что его идея была в действительности... подрывной! Работая под главенством норманнов, он придумал вышивку, которая не должна была их разочаровать. Однако при более глубоком изучении она рассказывает нам совсем другую историю.
Иная точка зрения

[350x500]

Возможно, художник поддерживал графа Юстаса II Болонского, который, хотя и присоединился к вторжению Вильгельма в 1066 году, намеревался бороться с ним за власть в Северной Франции. Вероятно, он претендовал и на английский трон. Графа Юстаса Болонского обычно ошибочно называют норманном. На самом же деле герцог Вильгельм ему не доверял. На гобелене только три персонажа: епископ Одо, герцог Вильгельм и граф Юстас из Болони названы в документах среди норманнов, участвовавших в битве при Гастингсе. И вот из этих троих главная роль в гобелене отводится именно графу Юстасу, а отнюдь не самому Завоевателю! Ведь если бы на полотне господствовала норманнская точка зрения, то главная на нем был бы сам Гийом-Вильгельм Завоеватель!
Так что же вышито на самом деле?

[375x500]

Самая ранняя запись о битве при Гастингсе в 1066 году была сделана французом (не норманном!) епископом Гаем Амьенским, двоюродным дядей графа Юстаса из Болони, и названа «Песнь о битве при Гастингсе». Открыли ее лишь в 1862 году, когда архивисты короля Ганновера случайно наткнулись на две копии «Песни». В ней - отличие от норманнских источников, но удивительно созвучно гобелену - автор делает героем сражения именно графа Юстаса II Болонского. Ведь это именно он со знаменем в руках возглавил атаку норманнских рыцарей, когда среди последних разнесся слух, что их герцог Гийом, или Вильям, убит! «Вот он, Вильям!» - крикнул граф - и тем спас армию от паники.
Из школьного учебника истории мы знаем, что в битве при Гастингсе главную роль сыграла рыцарская конница Вильгельма Завоевателя. Что она несколько раз атаковала стоявших на холме англичан, но потом выманила их притворным отступлением к его подножию и, когда те расстроили свои ряды, атаковала их вновь. Оказавшись вне «стены из щитов», англичане не могли воевать против всадников и полегли в этой схватке. Но как такое вообще могло случиться, ведь Гарольд, предводитель англичан, не был новичком в военном деле. Он буквально только что одержал решительную победу над норвежцами, но почему-то все войско его показано на гобелене пешим, хотя щиты у его воинов точно такие же, как и у всадников-норманнов!
Причем сам Гарольд был сначала ранен стрелой в глаз и уже только после этого, вроде бы, зарублен мечами норманнских рыцарей. Кстати, а откуда там взялись стрелы, ведь у рыцарей уже в то время пользоваться луком в бою, да еще и стрелять из него в неприятеля, сидя верхом, почиталось бесчестьем?! Впрочем, как разлучники-то на гобелене и присутствуют. Но только лишь шестерых мы видим на основном полотне, а 23 изображены на кайме, что явно показывает их низкий социальный статус, хотя многие рыцари на основном поле буквально утыканы стрелами. Там же можно увидеть и четырех пеших воинов-норманнов в кольчугах и с луками в руках и одного лучника-сакса, одетого совершенно по-домашнему. Конный же лучник всего один, и он тоже норманн, хотя изображен без шлема, что также говорит о многом. И вряд ли это забывчивость тех, кто вышивал полотно: все остальные детали показаны на нем достаточно подробно и вышиты весьма тщательно.
Вот она, тайна! На поле боя при Гастингсе победили отнюдь не всадники Вильгельма, а пехотинцы и лучники графа Юстаса, буквально закидавшие англичан своими стрелами. Только в конце по ним ударила норманнская конница и далеко не без труда опрокинула англичан. Ну а те, в свою очередь, были не пехотинцами, а всадниками! Вот только сам Гарольд, видимо, опасаясь предательства, приказал им сражаться в пешем порядке, а лошадей укрыл в лесу позади занятого ими холма. Ведь именно на лошадях бегут они после своего поражения, что нашло свое отражение в 59-м эпизоде гобелена!
Да и персонажи из басен Эзопа изображены на кайме гобелена совсем не случайно! Они как бы подсказывают: «Не все здесь так просто! Здесь все, как у Эзопа, имеет двойной смысл!» Но, как обычно, истина всегда где-то рядом...

"Тайны ХХ века"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказочный замок в Байе | Pif - Дневник Пифии | Лента друзей Pif / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»