"Гири" для космического равновесия
Черепа использовались у дайяков не только в качестве свадебного подарка. Новорожденный сын вождя племени не получал имени, пока его отец не приносил в хижину "свежую", только что добытую в соседнем племени голову. Умирающему .вождю тоже требовалась голова: в загробном мире ему прислуживала душа ее бывшего владельца. Если вождю снился дурной сон, нейтрализовать его влияние тоже помогала человеческая голова.
Дайяки верили, что человеческие головы, даже лишенные тела, тем не менее продолжают жить. Некоторые черепа становились у племени почти приемными сыновьями: им поклонялись, их кормили самой вкусной пищей и даже вставляли им в зубы горящие сигары.
Чтобы добыть как можно больше голов, воины племени организовывали специальные набеги на своих соседей. Во время этих "экспедиций" они охотились в основном на мужчин. Нападали дайяки обычно перед рассветом, когда обитатели намеченной для набега деревни сладко спали, поджигая хижины, они начинали самое настоящее истребление охваченных паникой людей.
У убитых мужчин тут же отделяли головы, которые с триумфом доставляли в родную деревню. Захватывали и пленников. Их участь была незавидной: им сохраняли жизнь и использовали как рабов, но лишь до того времени, когда их голова могла понадобиться для проведения каких-нибудь ритуалов.
Головы подвергались примитивной обработке. Из них извлекали мозг, а черепа некоторое время держали над огнем, благодаря этому обеспечивалась их долгая сохранность. Местная знать в те времена не могла коллекционировать картины, марки или холодное оружие, поэтому собирали черепа... Коллекции, иногда насчитывающие до нескольких сотен черепов, хранились в специальных корзинах и с гордостью демонстрировались при каждом удобном случае.
Любопытно, что охота за головами у дайяков имела довольно "весомое" обоснование. По их религиозным воззрениям, любое значимое событие в жизни племени нарушало... космическое равновесие. Своеобразными гирями, которые помогали его восстановить, и были отрубленные головы.
"Генератор" сексуальной энергии
У племени асматов из Новой Гвинеи к черепам тоже было особое отношение. Папуасы считали, что без черепа просто невозможно стать мужчиной... Специально раскрашенный ритуальный череп применялся при церемонии посвящения мальчика в мужчину. Считалось, что при этой церемонии юноше передается вся сексуальная энергия бывшего владельца черепа.
При проведении этой церемонии полностью обнаженного подростка помещали в специальную хижину, где он проводил трое суток. Все это время посвящаемый в мужчины должен был прижимать череп к своим половым органам и при этом не спускать с него глаз.
Потом юношу вместе с черепом сажали в каноэ, под присмотром одного из родственников он должен был изображать полностью обессилившего старика, не способного держаться на своих ногах и постоянно падающего на дно лодки. Сопровождающий взрослый мужчина каждый раз поднимал юношу, а в определенный момент кидал его вместе с черепом в воду. Это символизировало смерть старика и рождение нового человека.
Теперь посвящаемый должен был изображать беспомощного младенца, а родственник как бы учил его ходить и говорить. При этом юноша всем своим поведением выражал ему горячую признательность за эту науку. Пока лодка плыла обратно, "младенец" постепенно взрослел, а в момент прикосновения каноэ к берегу становился настоящим мужчиной. Всю церемонию юноша не расставался с черепом, а в конце получал в дополнение к своему собственному и имя бывшего владельца черепа.
Любопытно, что асматы крайне дорожили черепами своих предков, их тщательно полировали, украшали, а иногда даже использовали в качестве... подушки. Считалось, что во время сна из черепа в воина переходит не только сила, но и смелость предка.
Самое магическое лекарство
Конечно, особое отношение к черепам у асматов и дайяков можно объяснить невероятной дикостью этих практически первобытных племен, однако и европейцы по историческим меркам в сравнительно недавнее время тоже находили человеческим черепам довольно необычное применение.
В Средневековой Европе черепа использовались как наиважнейшая составляющая ряда магических лекарственных средств. Им приписывали способность исцелять эпилепсию, ведь происхождение этой болезни в то время целиком приписывали воздействию сверхъестественных сил.
В Англии в больших количествах изготавливали эликсир под названием "Дух человеческого черепа". Чтобы приготовить это магическое лекарство, надо было достать череп казненного преступника. Спрос на эликсир был настолько большим, что палачи заключали специальные договора на поставку черепов и неплохо при этом обогащались.
Не только простолюдины, но и знать, и даже сам английский король Карл II верили в силу лекарств, приготовленных из человеческих черепов. Во время тяжелой болезни Карла II ему специально приготовили целебную настойку, в которой главным компонентом были стружки черепа, однако это "чудо-лекарство" не помогло.
Средневековые европейские маги считали череп сосредоточием всей человеческой силы и поэтому использовали его не только при изготовлении различных магических средств, но и в своих ритуалах.
Даже в XIX веке кое-где в Европе из черепов продолжали делать лекарство. В Ирландии в больших количествах разорялись древние захоронения; здесь в особой цене были очень старые черепа, покрытые лишайником. Стружки с таких черепов охотно покупались населением, им приписывали самые чудодейственные свойства, их настаивали в вине, толкли и подмешивали в пищу.
Мода на... фамильные черепа
Вспоминая особую любовь дикарей-асматов к черепам своих предков, стоит упомянуть и о моде английской знати на фамильные черепа, пережитки которой сохранились и до наших дней.
В XVII - XVIII века и даже в более позднее время особым шиком среди английских аристократов считалось хранить в доме человеческий череп. Обычно подобный "талисман" выставлялся на специальной полке или на столике в парадном месте и имел душещипательную и одновременно страшную историю своего происхождения. Череп показывали гостям, обычно говорили, что он принадлежал одному из предков, который прославился в прошлом какими-нибудь своими деяниями.
Эта мода перекочевала из Англии и за океан. В одном из семейств, проживающих в Луизиане (США), долго хранился череп, якобы еще в XVII веке привезенный из Франции. Его владельцы рассказывали, что он принадлежал их предку, погибшему на костре инквизиции. Этот череп обладал довольно своеобразным "характером" и не выносил, когда делались попытки вынести его за пределы фамильного особняка. Череп сразу же издавал душераздирающий вопль... Если череп вскрикивал в пределах особняка, это означало, что скоро умрет кто-то из его обитателей.
Как считают многие исследователи, в данных случаях люди являются заложниками давно укоренившихся суеверий, они боятся трогать эти "талисманы" (как бы чего не вышло!), о которых их предки рассказывали порой довольно жуткие истории.