Закончила большую работу, сделанную по заказу польского издательства. Это серия листов о еврейских праздниках
и обрядах. Для начала выставлю один лист- Капорес. Это обряд, который верующие иудеи проводят накануне Судного дня- Йом Кипура.
[459x591]
Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот). Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете, накануне Судного дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и, вращая птицу над головой, произносят молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь».
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.
[300x218]
Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.
Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой над которым Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».
[591x344]
АЗАЗЕЛЬ — по верованиям древних евреев — демон пустыни. В известной книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале.
Помните Азазелло у Булгакова? Это он- злой демон, развратник и соблазнитель, придумавший зеркало.
[372x425]
Заметьте- в руках у него трезубец. Я уже писала об этом оружии дьявола в своем посте о тамгах.
Вот как описывает обряд капорес Энциклопедия «Религия»:
"В еврейском Танахе, имя Азазель упоминается только в одном месте — в Книге Левит (в Торе), где описывается древний ритуал, связанный с праздником Йом-Кипур — Днем Искупления, или Судным Днем. Авода — главное служение в Йом-Кипур сначала в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме — включала в себя, помимо прочего, следующее: первосвященник подводил ко входу в Скинию или Храм двух отобранных заранее козлов, один из которых предназначался для грехоочистительной жертвы Богу, второй — для возложения на него грехов и отпущения в пустыню к Азазель При этом участь козлов определялась согласно жребию: "И возьмет Аарон, (позднее — любой первосвященник. .) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа Шатра Соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой — к Азазелю. ...Козел же, на которого вышел жребий — к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Господом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню" (Лев 16:7—8, 10; здесь и далее — перевод Д. Йосифона; ). Совершив полностью очистительный обряд в Скинии Завета (позднее — в Святая Святых Храма), первосвященник должен был совершить обряд искупления: "И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израелевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню" (Лев 16:21—22).
Впоследствии, после разрушения Иерусалимского Храма и окончательного рассеяния еврейского народа, обычай, связанный с "козлом отпущения" (отсюда и известное крылатое выражение), прекратил свое существование; реликты подобного обряда сохранились лишь в ритуале каппарот, капорес (мн. число от каппара — "искупление") в канун Йом-Кипур, когда каждый отдельный человек, принося покаяние, символически переносит свои грехи за прошедший год на белого петуха (курицу); затем птица режется шойхетом (резником) и раздается неимущим».
Собирая материал в процессе работы, я заметила, что в еврейском декоративном искусстве часто встречается сюжет, который искусствоведы называют «Лев, когтящий лань», т.е. сильный, хищный зверь, нападающий на более слабое животное. Это могут быть лев, грифон(мифическая птица), орел (иногда двуглавый), нападающие на лань, зайца, птицу, оленя.
[539x512]
Вокруг орла - цитата из Второзакония: "Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем"
[699x391]
Роспись деревянной Ходоровской синагоги (1652) представляет собой уникальный каталог еврейской символики и эмблематики.
Что это? Отражение проблем, с которыми многострадальный еврейский народ сталкивался на каждом шагу своей истории? Констатация незыблемых правил жизни, в которой сильный «когтит» слабого?
[215x109]
Но подобные сюжеты встречаются в искусстве многих народов. Сцены «терзания» можно увидеть в искусстве кельтов, скифов, в иранском искусстве. Подобные сюжеты можно найти и в каменной резьбе на стенах древнерусских соборов.
[207x123]
Заинтересовавшись перепевами сцен терзания, я занялась своими исследованиями. Об этом будет следующий пост.
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le1/le1-6534.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.1
П.Полонский "Йом-Кипур в еврейской традиции"
http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0090.htm?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.2
http://rivka-belareva.livejournal.com/165795.html
Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - еврейские праздники
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Песах
Часть 4 - Рош-а-Шана