Впрочем, тут сразу надо оговориться. Рекой Черного дракона в Китае и Японии называли Амур. Соответственно, точный перевод названия организации – не «Общество Черного дракона», а «Общество реки Амур».
[298x240]
Собрание Кокурюкай
В донесениях русской военной разведки начала ХХ века (первый «Кокурюкай» был основан в 1901 г.), оно так и называлось – «Амурское общество», хотя и имело своей эмблемой черного дракона. Эта эмблема вкупе с представлениями иностранцев о всеобъемлющей власти мистики на Востоке, характерными для тех времен (да и для нынешних, пожалуй), и слабым представлением англоязычных стран о месте и роли Амура в Азии, и стали причиной того, что амурские корни Кокурюкай постепенно забылись. И совершенно напрасно – они помогали понять истинную направленность Общества. Между тем, одним из главных направлений интереса «Кокурюкай» была Россия (позже Советский Союз), а основным полем действия – Маньчжурия. Таким образом, Амур лежал как бы в центре всей деятельности Общества, чем и оправдывалось его название. Действительно, «Кокурюкай» вело активную борьбу против нашей страны, став, помимо всего прочего, своеобразной «кузницей кадров» и для японской разведки и для японских националистов.
Большая советская энциклопедия характеризовала «Кокурюкай» следующим образом: «…ультранационалистическая реакционная организация в Японии (1901-46). Кокурюкай была тесно связана с военщиной и монополистической буржуазией. Возникла как антирусское общество. Во многих странах Азии была создана разветвленная сеть организаций, которая использовалась для разведки, диверсий и пропаганды паназиатизма - главного лозунга Кокурюкай. В Японии Кокурюкай пропагандировала крайний шовинизм и боролась против прогрессивных, демократических сил. Традиции Кокурюкай продолжает возникшая в 1961 Кокурю курабу (Клуб чёрного дракона)».
[225x240]
Тояма Мицуру и Утида Рёхэй
Общество было основано «отцами» японского национализма – Утида Рёхэй и Тояма Мицуру. Первый, к тому же, являлся одним из учеников основателя дзюдо Кано Дзигоро. Видимо этим объясняется то, что великий педагог и создатель концепции Будо, которого у нас принято воспринимать как прекраснодушного ангела, не только разделял взгляды своего ученика, но и вместе с другими известными и авторитетными людьми, вроде принца Коноэ Фумимаро или виконта Гото Симпэй, печатался в издаваемом «Кокурюкай» журнале «Азиатское обозрение».Да и вообще, идеи имперского национализма и паназиатизма, проповедовавшиеся «Кокурюкай», были чрезвычайно популярны в японском обществе предвоенной эпохи и привлекали к себе десятки тысяч «энтузиастов», желавших расширить «сферу сопроцветания Великой Японии».
[155x240]
"Азиатское обозрение"
Был среди них и политики, и философы и даже будущий основатель айкидо Уэсиба Морихэи и один из замечательных мастеров каратэ Ямагути Гогэн, и многие, многие другие… Сам Утида Рёхэй был не только выдающимся дзюдоистом, но и основал свою школу будзюцу.В день 71-й годовщины смерти Утида Рёхэй перед его могилой состоялась поминальная церемония, после которой было объявлено о возрождении «Кокурюкай». Синтоистский священник из знаменитого храма Идзумо-тайся провел молебен, «благословляя» новую организацию, ее основателя – правнука Утида Рёхэй Танака Такэюки и советника общества - внука Тояма Мицуру.
Однако даже эта церемония иллюстрировала заметную разницу в подходах между старым и новым «Кокурюкай». На кладбище, помимо японцев крайне правого вида, присутствовали китайцы и русские, а глава нового общества г-н Танака назвал в числе задач возрожденного «Кокурюкай» укрепление дружбы с новой Россией. Торжественный обед состоялся в корейском ресторане, закрепил таким образом «интернационалисткий» подход к паназиатизму ХХI века.
Впрочем, официальный сайт организации - www.kokuryukai.com – пока доступен только тем, кто знает японский язык…