• Авторизация


Две рецензии на Join the Dots: рецензия первая =) 07-03-2009 00:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


                                                                                  16.02.2004

 
THE NATION
 
Люди в черном
 
Автор: Дуглас Волк
 
Несколько поколений мрачных, начитанных молодых людей выросло, слушая the Cure. Роберта Смита по всему миру воспринимают как угрюмого, романтичного, подростка - солипсиста, и он выражал это, как никто другой в течение двадцати пяти лет, голосом, который невозможно ни с чем перепутать: больше стон, чем пение. Голос Роберта, дрожащий, немного «в нос» кажется вам отделенным от мелодии, почти не связанным с ней – словно у вокалиста постоянный ком в горле, пока вы не замечаете, насколько он подвижен и изменчив. Смит может сорваться в рыдающий фальцет и заставить его звучать так, как будто вот-вот полетят осколки, или создать впечатление еле слышного шепота, обращенного к самому себе, почти случайно добиваясь неземной красоты по дороге. А его образ – человека образованного, умного, мягкого, но способного на эксцентричные выходки – превратился в субкультурный архетип. Для любого, кто относит себя к готической культуре (с середины восьмидесятых и далее), любовь  к the Cure обязательна, а черные одежды и подводка для глаз - сценическая униформа.
            Возможно ли, чтобы группа, продающая миллионы альбомов, являлась культовой? The Cure полагают себя таковыми, так же, как и их многочисленные поклонники. Фанаты верят, что у них есть нечто особенное, то, что другие никогда не поймут и не оценят, и у культа the Cure есть свои служители, как и у всех остальных. Несколько лет назад аргентинские фэны замутили проект “Concise Pink Pig Atlas: The Whole Cure in the Mirror”, предполагающий создание компиляции из 14-ти дисков со всеми песнями, когда-либо написанными Смитом в исполнении самых ярых поклонников группы, которую планируют подарить в знак благодарности всем участникам the Cure, бывшим и настоящим.     
               Теперь же сами the Cure выпускают боксэт из четырех дисков под названием “Join the Dots: B-Sides & Rarities 1978 – 2001 (The Fiction Years)” (Видимо, выполняя обязательства по контракту; Fiction – английская фирма звукозаписи, выпускающая пластинки the Cure еще с тех времен, как они были подростками и жили в Кроули). Запах контракта чувствуется: за последние 14 лет у the Cure вышло всего три новых альбома, хотя они не бездельничали –  коллекция ремиксов, три концертника, второй и третий сборник “Greatest Hits”, а вот сейчас коробочка с эфемерной и полной историей группы, за исключением самых ярких моментов.
               Смит был единственным постоянным участником the Cure, иногда в буквальном смысле слова, а его голос являлся единственной неизменной составляющей их звучания. Другие музыканты появлялись с ним в видео и на сцене, иногда много лет, но никто не может вспомнить, как они выглядят и как их зовут. Кроме того, его лирика представляет собой нечто вроде монолита, когда дело касается интонации и манеры выражения. В распоряжении Смита четыре главных для него слова: “girl” (девушка), “dream” (сон, мечта), “mouth” (рот) и “never” (никогда). В его песнях они появляются снова и снова, каждый раз принимая новую форму.
               “Девушка”: Объект желания, воплощение всего того, о чем так страстно мечтает лирический герой и чего он никогда не сможет получить. “Девушки никогда там не было/ Я бегу в никуда/ Снова, снова и снова…” пел Смит в “A Forest”, знаковой песне the Cure.
Образ “девушки” довольно странного свойства - внешний мир и сама возлюбленная лирического героя совсем не появляются в тексте, а когда Роберт говорит “ты”, подразумевается, что тот, к кому он обращается, его не слышит.
               “Сон”: Смит часто взывает ко сну (и пробуждению), но это отнюдь не психологическая интерпретация реальной жизни. Для него процессы сна и пробуждения всего лишь переход от одного способа восприятия к другому, причем между ними практически нет никакой разницы. “Если бы я только был уверен/ Что моя голова на двери мне приснилась”, поет он в казалось бы веселой “Close to Me”. В “Join the Dots” вы найдете песни “The Dream”, “A Japanese Dream” и “A Pink Dream”.
               “Рот”: В песнях the Cure не то, чем говорят, а всепоглощающая, сексуальная часть тела. Классический сценический грим Смита делает акцент на гротескной, размазанной вокруг губ помаде и торчащих дыбом волосах. Его образы, связанные с этим словом, ужасны и яростны: “Пальцы во рту/ Жизнь, рассыпаясь, превращается в цветы” (Pornography), “Оборви разговор/ Просто рот открывай” (Fascination Street), “Твой язык как яд/ Наполняет мой рот” (The Kiss).
               “Никогда”: Для Роберта как профессионального поп-экзистенциалиста, мир чувств – одно большое отрицание: это место, дарящее иллюзию счастья и затем отнимающее ее. “Этих пятен мне не смыть никогда”, пел он в 1982. “Ты вызываешь во мне ощущенье, что невинен я снова ”, это уже 1989 (Заметьте, именно ощущение). “Я никогда не пойму”, “Я никогда не почувствую вновь”, “Я никогда не думал, что этот день закончится”, “То, что тогда говорил, я тебе не скажу никогда”. Он поет “никогда”, как Джоуи Рамон – “wanna”: в этом коротком слове заключена целая философия бытия.
                 У The Cure огромное количество постоянных поклонников, секрет заключается в том, что Смит сам пламенный проповедник cure-образа; он всегда вознаграждает преданных ему. Вероятно, он верит (как и большинство фанатов), что три ключевых пластинки группы – это “Pornography” (1982), “Disintegration” (1989) и “Bloodflowers” (2000): самые их сложные, темные альбомы. В 2002 году они сыграли все три опуса за один концерт, с перерывами в двадцать минут. Что касается “Pornography” и “Disintegration”, здесь я согласен (хотя в случае “Disintegration”скорее благодаря невероятно успешному в Америке синглу “Lovesong”, чем скорбной атмосфере пластинки в целом), а насчет “Bloodflowers”, где подросток – солипсист понимает, что ему уже 40 и он не может больше делать карьеру на траурном настрое, я бы еще поспорил.
                  «Я чувствовал, что долго не проживу и пытался превратить это ощущение в действительность», пишет Смит в буклете “Join the Dots” о событиях 1981 – 82 годов. Шутки неуместны. По большому счету, “Pornography” представляет собой письмо самоубийцы, с каждой минутой он становится все мрачнее и мрачнее, до самого конца, когда сквозь океан помех вы слышите крик Роберта: “Я должен победить эту болезнь/ Найти лекарство”.
                  Несомненно, он его нашел. Шесть месяцев спустя the Cure покончили с периодом “Юного Вертера” с помощью солнечного легковесного сингла “Lets Go To Bed”. Нет, это не флирт, это игра: “Но мне наплевать, если тебе все равно/ И я не стану играть, ли первой не сыграешь ты!”. Клип стал фаворитом раннего MTV и положил начало череде хитов, все это неминуемо вылилось в лучший и самый продаваемый альбом the Cure, известный под названием “Standing on a Beach/ Staring at the Sea”.
                  Хотя любители Трилогии испытывают сомнения, сборник хитов 1986 года явился краеугольным камнем в карьере группы (Комментарий Смита: «Люди, которые считали наши пластинки слишком сложными для их мозгов, покупали этот альбом»).   
Оба названия взяты из их первого сингла, “Killing an Arab” (1978), небольшое размышление на тему «Постороннего» Альбера Камю. “Staring at the Sea” – компакт-диск, одна из версий “Standing on a Beach” – грампластинка. Хотя каждый уважающий себя фанат приобретал совершенно иной вариант – аудиокассету. На одной стороне было то же самое, что на виниле (все хиты!), а на другой – дюжина би-сайдов. Для тех, кто слишком молод или слишком стар, чтобы помнить этот момент истории музыкальной индустрии, поясняю: в то время самые творчески состоятельные группы 80-х выпускали в год несколько синглов. Обычно песня на стороне А была из альбома, а вот на сторону B музыканты помещали песни, недоступные больше нигде – странные маленькие эксперименты, концертные записи и все то, что по каким-то причинам не подходит для студийного альбома. У the Cure было несколько великих песен такого рода, и вторая сторона кассеты “Standing on a Beach” включала в себя лучшие из них: погребальную медленную “New Day”(чье название Смит пропевает так, как будто из него выбивают слова), клаустрофобичную/гомосексуальную “A Man Inside Mouth” и панк-песню “I’m Cold”, с вокалом размазанным по миксу словно жук по стеклу.
                  Сейчас кассетный формат устарел, те, кто в 1986 году были подростками, превратились в прилично зарабатывающих тридцатилетних людей, поэтому появление “Join the Dots” стало неизбежностью. Вторая сторона “Standing on a Beach” теперь первый диск, а остальные три диска содержат более поздние би-сайды, а также “бонус-треки” с компакт-дисковых синглов (виниловые семидюймовые и двенадцатидюймовые синглы перестали выпускаться в начале девяностых) и альтернативные версии. С тем, что многие из этих семидесяти треков являются важной составляющей в творчестве the Cure, трудно спорить. Зависит от вашей точки зрения.
                  Если вы не фанат the Cure, а вам эта группа просто нравится (так же, как и многие другие), то студийных альбомов достаточно. Если же вы серьезный фанат, что эта подборка важна для вас: она высвечивает образ группы в вашем сознании и помогает понять ее главные работы. Эти материалы копились двадцать пять лет, и что бы Смит не думал о них, их нельзя оценивать по тем же критериям, как «настоящие» записи (Хотя продолжительность “Join the Dots” примерно пять часов, сюда попало далеко не все, что было Смитом написано).
                  Смит стал заложником своего образа, его дар к написанию острых, опутывающих как змея, мелодий покинул его – вероятно тогда же, когда песни the Cure перестали быть компактными, основанными на цепляющих риффах, стали нудными путешествиями в медленном темпе. Третий и самый скучный диск “Join the Dots” содержит всего две запоминающиеся песни, и обе они кавер-версии: “Purple Haze” Джими
 Хендрикса и “Young Americans” Дэвида Боуи («Мы пытались сделать нечто грандиозное, но ничего не вышло, одна сплошная претенциозность», - говорит Смит о “Dredd Song”. Зачем тогда беспокоиться и включать ее в компиляцию?). Четвертый диск тоже не блеск, половина песен на нем – альтернативные версии альбомных треков (в их числе навязчиво бессмысленный римейк “A Forest”).
                  Всё же, пусть на автопилоте, иногда the Cure делают что неожиданное, не совсем в своем стиле. На втором диске есть дерзкая шутка – три версии “Hello, I Love You” the Doors 1990 года. Первая – самая медленная; голос Смита звучит расслабленно, как у йога в позе лотоса, он выдыхает “h” в слове “hello” за несколько мгновений до его появления в окружении плотных, монотонных клавишных. Вторая возвращает нас в период заводных хитов, вся группа отрывается по полной, голос Роберта игрив, он поет так, словно хихикает и плачет одновременно. Третья – десятисекундный панк-рок, включенный сюда, потому что осталось место. Да, это не первый сорт, но в качестве иллюстрации того, как группа может варьировать свою манеру, они очаровательны и награда для верных. Вот признак настоящего культового артиста – он может преподнести объедки и выйти сухим из воды, назвав их деликатесом.

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Супер! Пасиб за инфу! :)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Две рецензии на Join the Dots: рецензия первая =) | World_of_The_Cure - Distant noises of other voices... | Лента друзей World_of_The_Cure / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»