Капитан Немо писал(а): |
Дхарма Махант! ... недавно мне попалась в руки одна книжка, а я краем уха слышал, что она какую-то премию в этом году получила. Ее написал архимандрит Тихон - "Несвятые святые". Ну я всегда считал себя агностиком (поэтому мне Ошо так подошел). Думаю, почитаю-ка я эту хрень православную. Язык повествования неплох. Но очень бросилось в глаза обилие примеров всяческих чудес. Я у Ошо сразу вспомнил изречение, что если убрать из христианства чудеса, то оно сразу развалится. Ну и конечно все эти беспрестанные молитвы (попрошайничество) тоже как-то раздражают. А вопрос возник о таком явлении как старчество. Вот об этом мне и хочется спросить, потому что мои познания распространяются здесь только в сторону "Братьев Карамазовых". Интересно, были ли некоторые из них просветленными, или это то, что Ошо называл "святое" или "тонкое" эго? Какое у Вас мнение на этот счет? |
Во-первых, книга арх. Тихона Шевкунова действительно хорошо написана, живым языком, и довольно правдиво, что отличает её в лучшую сторону от широкой лужи художественной посредственности публикующейся на православную тематику в последние годы. Рассказы о "Несвятых святых" получились как раз довольно радикальными, без мистических картин надуманного мракобесия. Если бы Вы, для сравнения, почитали сборник: "Бог твой и другие рассказы" Сергея Сёмкина (Серафима Тесмина), то разницу художественных жанров сразу бы почувствовали. Шевкунов несомненно ближе в литературном творчестве к рационалистическому Лескову, нежели к Гоголевским мистериям, или психиатрическим тупикам Достоевского.
По рассказам видно, что Шевкунов искренний искатель, всецело живущий той монастырской средой Псковских Печёр и прочих мест о которых написал. Кстати, духовником у него был как раз один из столпов старчества эпохи СССР - о. Иоанн Крестьянкин. Он был очень известнен, наряду с о. Адрианом и о. Николаем Гурьяновым (с острова Залит), - харизматичных православных старцев псковской области. К этим людям ехали со всей России, хотя они не были настолько прозорливыми, как об этом любили позже паломники придумывать. Я знаю, потому что сам к ним в своё время ездил, и задавал разные вопросы, которые на то время волновали.
Православное старчество - особое явление, возникшее ещё до крещения Руси, и даже до воцерковления Византии. Это некая харизма изведавшего жизнь и её ловушки человека, который может от приобретённого опыта помогать не окрепшим и только приходящим к вере. Такие люди были всегда, во все века со времён Иисуса Христа, но, конечно, их было не много. В исторической Руси таковыми считаются: Нил Сорский, Серафим Саровский, целая плеяда Оптинских старцев. Описываемый Достоевским в "Братьях Карамазовых" образ старца Зосимы, - собирателен, Достоевский его придумал, хотя за основу положены вполне правдивые истории монахов из "Оптиной пустыни". Если говорить о практиках молитвы, то куда глубже всего творчества Достоевского по таким вопросам, небольшая книжка, написанная кем-то из оптинцев без указания авторства - "Отровенные рассказы странника духовному своему отцу".
Во-вторых, с вопросами о "просветлении" в православном понимании, наверное, одна из самых больших путаниц, поскольку в восточном христианстве нет такого духовного термина как "просветление", нет подобного ориентира к которому нужно стремиться. Сатана тоже просветлённый, бесповоротно, он - Люцифер (несущий свет), однако к этому свету мудрые не стремятся, а избегают его ловушек. То, что понимается на востоке под самореализацией и просветлением - терминологии иных школ (буддистов, джайнов), которые идут к тому же единому свету Сознания, что и искренние христиане, но несколько иными путями.
Можно знать Истину, быть человеком Истины, (как, напр. Ошо), но почти невозможно совместить понимания путей различных духовных школ к этой самой Истине, вот в чём парадокс. Как их ни сопоставляй, всё равно возникнет множество словесной путаницы и неразберихи. На практике, Вы думаете послушник читающий с каком-нибудь российском монастыре по чёткам Иисусову молитву, не знаком с таким внутренним переживанием, как сатори? Многие знакомы с ароматом бессловесной здесьсейчастности, уверяю Вас! Но выставлять это напоказ и говорить, как о некоем достижении не принято, поскольку для эго (для гордыни) очень легко разрушить это состояние и вновь всё очень благополучно заземлить.
В истории восточной церкви порой случались такие подвижники, которые могли буквально физически избить новоначального послушника, если тот не в меру открывал рот, - прибегал к монахам и начинал восторженно рассказывать о своих духовных переживаниях, о видениях ангелов и достигнутой благодати. Строгим наставникам действительные искатели были часто куда более благодарны, чем тем, кто пытался их расхваливать за скоро достигнутые результаты.
Капитан Немо, Вы спрашиваете: "были ли некоторые из них (старцев) просветленными, или это то, что Ошо называл "святое" или "тонкое" эго?" - Да, были! И одновременно - нет, не были (потому что для них вопрос о достижении просветления никогда серьёзно не стоял)! Зачем свету достигать света? Его может достигать лишь тьма, но достигнув она просто исчезает, на деле же - ничего не достигается! Всё как было, так и остаётся. Мир обыкновенен, именно таков, какой он есть, во всём великолепии! Можно долго спорить о частностях - о путях, о словесных терминологиях и пониманиях, но это не особенно приблизит к буддовости, или к благодати умного делания, которой жили действительные старцы.
Целостность бессловесна, она больше родственна внутренней силе к которой именно и чувствительно эго, пытающееся её всеми способами раздробить, (в православной терминологии это гордыня). "Умирись с собой, и вокруг тебя спасутся тысячи" - сказал Серафим Саровский, другими словами - увидь источник возникновения твоего эго (личностного "я") и выйди за его пределы к действительному свету Сознания (божественности), этого достаточно. Когда эго-гордыня исчезнет, как тьма от появившегося света, можно сказать, что главный урок Существования успешно пройден - личностного "я" не осталось, только Божественность и присутствует везде, во всех проявлениях. Всё так, как и было изначально, всё соткано из Единого Света, в нём не осталось даже двух - личностного "себя" и воображаемого "Бога".