Николай Семенович Лесков "Запечатленный ангел" - обсуждение рассказа
![]() |
в дальнейшем Памва вполне мог узреть Бога, но в рассказе об этом не говорится. Да и никто никогда не скажет: - "Я узрел Бога" |
"Бога не видел никто никогда". Ин. гл. 1 ст 18. - это общеизвестное догматическое богословие. Так что сама фраза "Я узрел Бога" в православной "традиции" порицаема, как очевидная духовная прелесть. Хотя ведь: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Мф. гл. 5 ст. 8.
![]() |
самое глубокое и самое истинное понимание Бога на Руси всегда было, просто оно было таким-же тихим и скромным, как в Тибете, где оно передавалось устно и почти что тайно, что это не только наследие буддистов, что истый искатель Бога найдёт это знание в себе, даже помошники не нужны. |
"Сиди в келье своей, она тебя всему научит" - именно так говорили инокам русского севера о. Нил Сорский, Иннокентий Охлебинин и прочие подвижники Северной Фиваиды. Но даже и ими (имею в виду реально живших в истории Руси старцев) при жизни в физическом теле недвойственного понимания не практиковалось. "С увеличением (внутреннего видения) благодати увеличивается и (внутреннее видение) грехов" - вот примерно так они говорили. Поэтому о. Памва и не заикается о святости и недвойственности между собой и Богом, а считает себя великим грешником, во эту черту русского иночества Лесков в рассказе очень точно подметил!
"Как же он молится, каким образам и по каким книгам? И вспоминаю, что я не видал у него ни одного образа, окроме креста из палочек, лычком связанного, да не видал и толстых книг..." - а вот это литературный лесковский нонсенс, особенно если учитывать, что по рассказу о. Памва принадлежал к государственной, т. е. никонианской церкви. Даже Серафим Саровский, имеющий очевидные всей России сиддхи, и молившийся 1000 дней в диком лесу на камне, всё-таки имел келью обставленную иконами в монастыре, где позже в ней и умер, без любящих учеников и последователей, но в одиночестве.
![]() |
истинный ищущий и сам найдёт, только, конечно, если он искренен с собой, а не притворяется перед другими или даже перед самим Богом. Это имелось ввиду под "русской духовной традицией" |
Понятно. Только это скорее тогда уж исключение из правил и традиций. Такие люди бесусловно были во все века, но искать какие-то откровения в казённой-чиновничей "традиционной" церкви для них скорее не созидательность умного делания, а путь скорбей. Заволжское движение нестяжателей, практиков исихазма, едва появившись на Руси в средневековье было разгромлено (внутри самой же церкви), его суть и идеи умышленно искажены, многие из книг исчезли. Поэтому в церковном предании и литературе о них практически ничего и нет, или если что встречается, так только с недосказанностью и намёками, как тактично делал Н. С. Лесков. Образ анахорета о. Памвы не раскрыт, о нём как-бы вскользь говорится, но сюжетная линия рассказа выстраивается не совершенно ином, - внешне-иконографическом поиске. Впрочем, я пока не встречал в русской литературе рассказы о практиках говорящих словами адвайты... Серафим (Юджин) Роуз и прочие православные книжные апологеты 20-го века внесли, увы, только ещё большую сумятицу в этот вопрос.