[показать]
Из интервью с Игорем Дмитриевым.
Во МХАТе я не только получил образование, но и научился культуре общения. Только в нашей Школе-студии был предмет под названием «манеры». Преподавала его Елизавета Волконская, жена писателя Льва Никулина. Худая, высокая, она напоминала Иду Рубинштейн с портрета Серова. Сидя в аудитории закинув ногу на ногу, Елизавета Григорьевна учила студентов-мальчиков пользоваться тростью и цилиндром, а девочек — веером и умению носить платья со шлейфом. Кого пропускать вперед, спускаясь по лестнице, кого представлять первым — старшего или младшего, вдалбливалось нам ежедневно. Иногда Волконская приходила в студенческую столовую и, подперев рукой щеку, наблюдала, как мы едим макароны с сосиской. Естественно, обычно мы торопились и ели не совсем «манерно», но при ней старались изображать из себя денди и обращались с общепитовскими сосисками так, словно это устрицы во льду. Елизавета Григорьевна была княгиней, и это чувствовалось во всем. Однако в избранной мужской компании, к которой я имел честь принадлежать, могла рассказать и анекдот — очень гривуазный, но без тени пошлости. Она частенько заходила на уроки танца, которые нам преподавала профессор Шаломытова, а поскольку танцзал располагался рядом с кафе, то Волконская по пути традиционно выпивала там сто граммов коньяка и выкуривала папиросу. По заведенному правилу вальс Сен-Санса мальчики танцевали в трусиках (чтобы была видна выворотность ног), а канкан — в брюках. Однажды после канкана профессор Шаломытова сказала: «А сейчас мальчики снимут штаны и покажут Елизавете Григорьевне Сен-Санса.» И тут Волконская довольно громко произнесла: «Да?! Я и не знала, что это так называется».
От(с)юда: http://eggs.net.ua/star.php?sid=148