Прошла «Фобос» две недели назад, но игра до сих пор не выходит у меня из головы. В этот мир, наполненный атмосферой страха, тревоги и обречённости, хочется возвращаться снова и снова – в полном одиночестве бродить по коридорам бункера и искать выход, которого нет. На несколько дней я была буквально выбита из колеи мыслями и эмоциями, которые вызвала у меня эта игра. Однако «Фобос» – это не просто игра, и воспринимать его только так было бы ошибочно. Игровой процесс здесь, как и в «Сублюструме», скорее способ рассказать историю, донести её до игрока. Это нечто большее, чем перемещение между статичными экранами и прощупывание тёмных углов курсором: «Фобос» живёт своей собственной жизнью где-то на грани реального мира и потустороннего (весьма зловещего, кстати). Пытаясь выбраться из заблокированного бункера вместе с главгероем – Глебом Николаевым – постепенно понимаешь, что это далеко не единственная проблема. Сюжет построен в духе Линча: сначала всё происходящее кажется логичным и понятным, но под конец случается нечто, что полностью переворачивает сложившееся мнение и опровергает догадки. Конец не стремится давать ответы на вопросы, задаваемые сюжетом, наоборот – вызывает новые, ответы на которые искать необходимо самому.
Первое, что сразу же приятно удивляет в «Фобосе» - это меню, оформленное в виде диафильма: экраны перемещаются вверх и вниз, вызывая приступ ностальгии из далёкого детства =) Казалось бы, такая мелочь, но какое исполнение =) Здесь вообще каждая деталь воссоздана с большим вниманием к мелочам: мир словно вырван из советского прошлого – на всём лежит отпечаток того времени. Прорисовка выглядит так натурально, что всё хочется потрогать руками. Особенно мне понравились стены в коридоре – на них видны даже следы от молярной кисти! Для большей убедительности не хватает только тёмно-зелёного кантика ^_^ И даже протёчный бетонный потолок! Мне кажется, если присмотреться внимательней, то можно разглядеть плесень xD Радиола в зале совещаний и вовсе привела меня в полный восторг! Она получилась настолько живой, что открывает не просто потайной проход, а дверь в целую эпоху: покрутив ручку настройки, можно услышать стихи Маяковского в авторском исполнении, радиопостановку «Повести о настоящем человеке», выступление Микояна и, конечно же, легендарное «От советского Информбюро» =) И всё это звучит так натурально, что кажется, будто ты находишься в том времени, и перед тобой настоящий приёмник. А ещё бумаги, бумаги, бумаги!... Вся документация выполнена в соответствии с формой и требованиями того времени. Больше всего поражает холодность и формальность в описании результатов опытов над осуждёнными и «рекомендации» к расстрелу партиями по 10 человек.
В процессе прохождения у меня развилась настоящая клаустрофобия >_< Замкнутое пространство бункера давило, ощущение тотального одиночества холодком пробегало по спине, а отдалённый шум проезжающего поезда метро только усиливал впечатление. И этот голос из репродуктора… Погружение в игру такое, что от этого места действительно становится жутко, я уже не говорю про тир – помещение без единого источника света, и фонарик не особо помогает исправить ситуацию, скорее наоборот. Меня вообще сложно напугать, но в тир я спускалась исключительно зажмурившись – выше от испуга я подпрыгивала разве что только в подвале особняка Блэквудов в “Scratches” xD А в лаборатории, когда в глазах героя всё темнело и расплывалось, и края картинки пульсировали красным, мне казалось, что это в моих глазах всё плыло, и в носу чувствовался привкус крови – очень реалистичный эффект =)
* Как обычно, сделала тонну скриншотов, так что небольшой скринспам прилагается ^_^ *
Что касается головоломок, то мой мозг сломался ещё при прохождении «Сублюструма», и, хоть «Фобос» в этом отношении более снисходителен, легче от этого не стало xD Признаюсь честно – пару раз мне всё-таки пришлось заглянуть в солюшн: при настройке радиолы (логически связать приёмник с потайной дверью у меня не получилось) и при подключении системы подачи воздуха (здесь, как и в случае с электрической цепью в «Сублюструме», мозг лирика капитулировал). В остальном загадки очень логичны, хоть логика их решения не всегда очевидна на первый взгляд.
Решение головоломок доставило настоящее удовольствие, в том числе размышление над главной загадкой игры – над концовкой. Сначала она приводит в растерянность – неужели всё закончилось вот так банально? Но нет. Слушая финальные слова Глеба, интонацию, с которой он их произносит, понимаешь, что конец совсем не такой простой и вовсе несчастливый. Вообще не нужно воспринимать происходящее в игре слишком буквально: если из крана в душевой выпадает стеклянный глаз, а потом закатывается под закрытую дверь и открывает её с обратной стороны – это ещё не значит, что именно так всё и есть на самом деле.
Некоторые считают, что «Фобос» вторичен по отношению к «Сублюструму», я же считаю, что в этих играх угадывается один автор, оставивший в них, как на полотне картины, свою роспись. На мой взгляд, у Фантомов всё получилось: они выполнили поставленную перед ними задачу, держа планку, заданную «Сублюструмом», и, кроме того, показали нашему геймдеву как нужно делать игры_по_кинолицензии (по-моему, ещё один стереотип сломлен). Минус у игры всего один - продолжительность. "Фобос" до обидного короткий.
P.S. Кстати, написала солюшн. Не люблю прохождения с сухим перечнем действий, поэтому сделала своё, с творческим подходом
[показать] Оно в пути следующим постом. Зачем? Чтоб было =))