http://www.podmoskove.ru/monastir/42_mon.html
Краснохолмская Соловецкая пустынь
История Марчуговской Соловецкой пустыни
Некоторые историки относят основание Марчуговской Соловецкой пустыни к концу XV в. По другим источникам обитель была основана в середине XVII в. Наиболее полные сведения о ранней истории монастыря мы находим у архимандрита Досифея, который сообщает, что Соловецкая пустынь была основана в память об избавлении бывшего в Москве морового поветрия, а свое название получила "...по произволению основателя протоиерея Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова и по именному повелению царя Алексея Михайловича" .
Первоначальное место обители находилось в с. Марчуги Вохонинской десятины у Красного холма на берегу Москвы-реки. После того как находящийся на иждивении ктитора монастырь размыло половодьем, по жалованной грамоте от 20 февраля
Троицкая церковь
Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем, увенчанный пятью главами. В декоративном убранстве памятника использован белый камень, поливные изразцы и живописная имитация белокаменной резьбы. В подклетном этаже помещалась теплая Благовещенская церковь, в верхнем - летняя Троицкая. У северо-западного угла собора находится шатровая колокольня, перестроенная в
Архитектура Троицкого собора
Подклетный этаж архитектор А. С. Фуфаев датировал 1660-1670-ми гг., верхнюю церковь - 1690-ми гг. Исследования С. В. Демидова, автора проекта реставрации, позволили установить, что подклет на протяжении XVII в. подвергался переделкам . В частности, изменена форма оконных наличников, усилены столбы и арки подклета, возведены галереи. По-видимому, строительство соборного храма, начатое в 1670-е гг., затянулось на два десятилетия, что обусловило сочетание в облике памятника композиционных и декоративных приемов московского узорочья и нарышкинского стиля.
Подклетный этаж представляет собой кубический объем с помещенными в центре двумя мощными столбами. Трехчастный алтарь нижнего храма вынесен к востоку, что придает зданию пирамидальную композицию с восточной стороны. Нижняя Благовещенская церковь, по-видимому, была освящена в конце 1670-х гг. Косвенными свидетельствами этому служат царские вклады ценной утвари. Об архитектуре 60-70-х гг. XVII в. говорят сохранившиеся порталы подклетного яруса.
Южный перспективный портал выполнен из наборного кирпича и завершен архивольтом. Особый интерес представляет западный портал. Он обрамлен сдвоенными рядами из кирпичного жгута и был, очеввдно, фланкирован полуколонками, от которых сохранились лишь филенчатые постаменты с базами и капители. В верхней части портал завершается крупным кокошником, выполненным из кирпича и белого камня. Окна подклетного яруса завершались про-стыми треугольными фронтонами.
В ходе исследований, проводимых С. В. Демидовым, в своде нижнего храма обнаружены керамические сосуды светло-коричневого цвета, располагающиеся вверх донцами. Размещение сосудов объясняется автором исследований как попытка облегчить нагрузку на свод подклетного этажа .
Возведение собора Троицкого собора
Возведение верхнего Троицкого храма было закончено к
Верхний Троицкий храм представляет собой вытянутый с запада на восток двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, в котором лишь центральная глава - световая. Каждый фасад завершается тремя крупными кокошниками, имитирующими закомары. Трехчастное членение фасадов продолжено тремя окнами верхнего света. Внешний облик храма не связан с его внутренней конструкцией и напоминает четырехстолпные соборы этого времени. Ближе всего по образу к исследуемому памятнику Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря (1688-1692 гг.) и Успенский собор в Астрахани (1698-1710 гг.).
Двустолпная конструкция верхнего Троицкого храма заслуживает особого внимания. Исследованию двустолпия в русской архитектуре посвящен ряд научных трудов. В. П. Выголов разделил двустолпные храмы на два основных варианта: памятники, у которых центральный барабан сдвинут к востоку ("ложное" двустолпие), и памятники с центральным барабаном, расположенным по оси столбов ("истинное" двустолпие) . Второй вариант двустолпия, к которому принадлежит исследуемый памятник, впервые появляется в Благовещенском соборе Сольвычегодска, возведенном в 1560-1574 гг. известнейшей купеческой фамилией Строгановых в своей вотчине. Собор увенчан световым пятиглавием.
ИнтерьерТроицкой церкви
В интерьере Троицкого собора в Фаустово расположены лишь два квадратных в плане столба. Только смешение порталов к востоку на боковых фасадах выдает двустолпную конструкцию храма. От столбов на стены перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, с расположением лотков при переходе восточной и западной стен в своды.
В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда расположены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в основании конх помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. На восточной стене первоначально имелся резной пятиярусный иконостас с иконами конца XVII в., в том числе письма Симона Ушакова .
"Истинный", или "развитый", двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале
Церковь Зосимы и Совватия
Церковь Зосимы и Савватия, расположенная над Святыми во-ротами монастыря, возведена в конце 90-х гг. XVII в. Датировка памятника уточняется находившейся в иконостасе храмовой иконой, написанной в
Архитектурные особенности
Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси запад-восток двухэтажный объем. Нижний ярус, больший по площади, прорезан проездом Святых ворот и восточной калиткой, по сторонам которой расположены кладовые палаты. Во втором ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами трехчастной абсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею можно подняться по кирпичной лестнице у северо-западного угла здания.
Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма центральным проходом и двумя окнами. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде трехчастную композицию благодаря введению арочной ниши, имитирующей западную калитку, аналогичную восточной. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразца-ми. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. В уровне первого света помещено по два окна, расположенных по сторонам от портала, которым соответствуют лишь два окна второго света.
В верхней части четверика, имеющего четырехскатное покрытие, вдет пояс декоративных кокошников, расположенных по три на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада.
Архитектура церкови Зосимы и Савватия
Церковь Зосимы и Савватия относится к типу традиционных бесстолпных храмов нарышкинского стиля, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных одной главой. Первым примером подобных памятников является трапезная церковь Симонова монастыря (1683-1685 гг). Композиция Святых ворот, служащих постаментом для меньшего по объему и окруженного открытой галереей храма, также находит аналогии среди лучших памятников этого жанра: храмов над Святыми воротами Новодевичьего монастыря (
Убранство
Как в отдельных архитектурных деталях композиции, так и в декоративном убранстве надвратного комплекса наблюдается сочетание новых и традиционных приемов. Нарышкинские детали, выполненные из лекального кирпича и белого камня, соседствуют с муравлеными изразцами, характерными для древнерусской архитектуры более раннего периода. Глухой барабан храма имеет круглую форму, характерную для памятников "узорочья". При этом он декорирован на нарышкинский манер (не аркатурой, а отдельными полуколонками, что создает ощущение характерной для стиля конца XVII в. граненой формы).
Святые ворота с церковью Зосимы и Савватия воспринимаются в основном с севера и с юга, откуда общая пирамидальность композиции читается наиболее четко. Это сближает образ надвратного комплекса с храмами типа "восьмерик на четверике", широко распространенными в конце XVII в., в том числе и среди надвратных церквей. Примером может служить надвратная церковь Зачатьевского монастыря в Москве
В то же время, исследуя церковь над Святыми воротами Марчуговской Соловецкой пустыни, следует вновь обратиться к памятникам Соловецкого монастыря, где в 1596-1601 гг. над Святыми воротами была возведена Благовещенская церковь, представляющая собой бесстолпный четверик, увенчанный одной глухой главой. Позволим себе предположить, что при строительстве церкви Зосимы и Савватия Соловецкий монастырь также не был забыт.
Церковь сегодня
На территории монастырского комплекса сохранились:
Троицкая церковь
Церковь Зосимы и Савватия
Сохранившийся до наших дней монастырский комплекс с. Фаустово представляет собой замечательный образец архитектуры конца XVII в. Архитектурные особенности храмов и посвящение надвратной церкви говорят о том, что заказчик монастырского комплекса ориентировался на Соловецкий монастырь.
Трудно ответить на вопрос, кто был автором идейного замысла соборного храма и надвратной церкви. Архитектурная программа могла быть разработана строителем Соловецкого монастыря, проживавшим на московском подворье.
И Троицкий собор, и надвратная церковь Соловецкой пустыни принадлежат к традиционным типам русской архитектуры, при этом их декоративное убранство выполнено в новом нарышкинском стиле, расцвет которого выпадает на 1690-е гг. и для которого характерно сочетание нового и традиционного.
Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово.
Троицкая церковь.
Церковь Зосимы и Савватия.
Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово (Воскресенский р-н).
Проезд: с Казанского вокзала до станции Фаустово, далее
"Памятники архитектуры Подмосковья" т.1, М.,
Троицкая церковь сооружена из кирпича в 1696 - 1698 гг. Двустолпный пятиглавый храм, перекрытый системой лотковых сводов, поставлен на высокий подклет, в котором в своё время помещалась трапезная палата со своей церковью; её трёхчастная апсида сильно выдвинута к востоку. Собор с трёх сторон окружали открытые галереи - гульбища на аркадах, сохранившиеся вдоль южного и западного фасадов. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Облик храма искажён позднейшими перестройками. Колокольня перестроена в XIX столетии.
Церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже XVII - XVIII вв. из кирпича в формах московского барокко. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объёмами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря. Массив ворот, завершённый парапетом, ограждающим гульбище вокруг церкви, служит ей монументальным стилобатом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена".
Давно не ремонтировавшиеся и не использовавшиеся по своему прямому назначению здания - значительно обветшали, и постепенно восстанавливаются. Большую часть территории обители занимает погост, кроме того, к храмовому комплексу вплотную примыкает сельская застройка.
Не смотря на свой плачевный облик храмы пустыни очень живописны. От надвратной церкви открывается великолепный вид на заливные луга, заречные дали и "останки" моста через реку.
Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово
http://www.solovki-monastyr.ru/podvore-f.htm
Подворье в селе Фаустово
• В окрестностях села Фаустово
Подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово
Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе).
Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.
• Соловецкое подворье в селе Фаустово
История Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни
Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на
Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию соловецкого подворья в Москве.
Деревянный храм, стоявший на берегу Москва-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.
Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.
В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.
к оглавлению
• Свято-Троицкая церковь. Колокольня
Храмы Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни
Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых были деревянные постройки, сохранились только каменные храмы.
Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году.
Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII-XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены.
• Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976-1977 годах под руководством С.В. Демидова. В настоящее требуется комплексная реставрация храмов и благоустройство прилегающей территории кладбища.
Контактная информация
140240, Московская обл., Воскресенский район, село Фаустово, ул. Старая, д.57
Проезд от Казанского вокзала электропоездом в Голутвинском направлении до платформы Фаустово. Тел.: (917) 529-54-11.