• Авторизация


Без заголовка 15-06-2008 21:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ирина_Бебнева Оригинальное сообщение

Соловецкая пустынь


 



 


http://www.podmoskove.ru/monastir/42_mon.html


 


Краснохолмская Соловецкая пустынь


 


История Марчуговской Соловецкой пустыни


  


Некоторые историки относят основание Марчуговской Соловецкой пустыни к концу XV в. По другим источникам обитель была основана в середине XVII в. Наиболее полные сведения о ранней истории монастыря мы находим у архимандрита Досифея, который сообщает, что Соловецкая пустынь была основана в память об избавлении бывшего в Москве морового поветрия, а свое название получила "...по произволению основателя протоиерея Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова и по именному повелению царя Алексея Михайловича" .


   [700x455]


Первоначальное место обители находилось в с. Марчуги Вохонинской десятины у Красного холма на берегу Москвы-реки. После того как находящийся на иждивении ктитора монастырь размыло половодьем, по жалованной грамоте от 20 февраля 1655 г. и царскому указу от 1657 г. он был перенесен на высокий берег Москвы-реки в деревню Фаустово на Красном Холме .


 


   [700x451]


Троицкая церковь


 


 


 


Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем, увенчанный пятью главами. В декоративном убранстве памятника использован белый камень, поливные изразцы и живописная имитация белокаменной резьбы. В подклетном этаже помещалась теплая Благовещенская церковь, в верхнем - летняя Троицкая. У северо-западного угла собора находится шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорусском стиле.


 


Архитектура Троицкого собора


 


Подклетный этаж архитектор А. С. Фуфаев датировал 1660-1670-ми гг., верхнюю церковь - 1690-ми гг. Исследования С. В. Демидова, автора проекта реставрации, позволили установить, что подклет на протяжении XVII в. подвергался переделкам . В частности, изменена форма оконных наличников, усилены столбы и арки подклета, возведены галереи. По-видимому, строительство соборного храма, начатое в 1670-е гг., затянулось на два десятилетия, что обусловило сочетание в облике памятника композиционных и декоративных приемов московского узорочья и нарышкинского стиля.


 


Подклетный этаж представляет собой кубический объем с помещенными в центре двумя мощными столбами. Трехчастный алтарь нижнего храма вынесен к востоку, что придает зданию пирамидальную композицию с восточной стороны. Нижняя Благовещенская церковь, по-видимому, была освящена в конце 1670-х гг. Косвенными свидетельствами этому служат царские вклады ценной утвари. Об архитектуре 60-70-х гг. XVII в. говорят сохранившиеся порталы подклетного яруса.


 


Южный перспективный портал выполнен из наборного кирпича и завершен архивольтом. Особый интерес представляет западный портал. Он обрамлен сдвоенными рядами из кирпичного жгута и был, очеввдно, фланкирован полуколонками, от которых сохранились лишь филенчатые постаменты с базами и капители. В верхней части портал завершается крупным кокошником, выполненным из кирпича и белого камня. Окна подклетного яруса завершались про-стыми треугольными фронтонами.


 В ходе исследований, проводимых С. В. Демидовым, в своде нижнего храма обнаружены керамические сосуды светло-коричневого цвета, располагающиеся вверх донцами. Размещение сосудов объясняется автором исследований как попытка облегчить нагрузку на свод подклетного этажа .


 Возведение собора Троицкого собора


 


 


  [700x451]
[460x698]


Возведение верхнего Троицкого храма было закончено к 1698 г. В Книге Антиминсов имеется запись за 7207 г. (1698 г.) о выдаче антиминса на освящение храма: "Сентября в 2 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроеныя церкви Живоначальные Троицы Московского уезда в Соловецкую Пустынь что в Марчугах на Красном Холме а взял антиминс Козлова Города Троицкого монастыря черный поп Никита и расписался" .


 


 


 


Верхний Троицкий храм представляет собой вытянутый с запада на восток двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, в котором лишь центральная глава - световая. Каждый фасад завершается тремя крупными кокошниками, имитирующими закомары. Трехчастное членение фасадов продолжено тремя окнами верхнего света. Внешний облик храма не связан с его внутренней конструкцией и напоминает четырехстолпные соборы этого времени. Ближе всего по образу к исследуемому памятнику Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря (1688-1692 гг.) и Успенский собор в Астрахани (1698-1710 гг.).


 


 


 


Двустолпная конструкция верхнего Троицкого храма заслуживает особого внимания. Исследованию двустолпия в русской архитектуре посвящен ряд научных трудов. В. П. Выголов разделил двустолпные храмы на два основных варианта: памятники, у которых центральный барабан сдвинут к востоку ("ложное" двустолпие), и памятники с центральным барабаном, расположенным по оси столбов ("истинное" двустолпие) . Второй вариант двустолпия, к которому принадлежит исследуемый памятник, впервые появляется в Благовещенском соборе Сольвычегодска, возведенном в 1560-1574 гг. известнейшей купеческой фамилией Строгановых в своей вотчине. Собор увенчан световым пятиглавием.


 ИнтерьерТроицкой церкви


 В интерьере Троицкого собора в Фаустово расположены лишь два квадратных в плане столба. Только смешение порталов к востоку на боковых фасадах выдает двустолпную конструкцию храма. От столбов на стены перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, с расположением лотков при переходе восточной и западной стен в своды.


В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда расположены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в основании конх помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. На восточной стене первоначально имелся резной пятиярусный иконостас с иконами конца XVII в., в том числе письма Симона Ушакова .



"Истинный", или "развитый", двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале 1667 г., храм Николы во Владычной слободе в Вологде 1669 г., церковь Макария Макариево-Унженского Троицкого монастыря 1677 г., Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг. и т. д.), появляются двустолпные пятиглавые (реже одноглавые) храмы, имеющие лишь центральную световую главу. Наиболее ранний пример - не дошедшая до наших дней церковь Троицы в Костроме 1645-1650 гг.


Церковь Зосимы и Совватия


 Церковь Зосимы и Савватия, расположенная над Святыми во-ротами монастыря, возведена в конце 90-х гг. XVII в. Датировка памятника уточняется находившейся в иконостасе храмовой иконой, написанной в 1699 г. Посвящение храма соловецким чудотворцам подчеркивает связь обители с Соловецким монастырем.


 Архитектурные особенности


 Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси запад-восток двухэтажный объем. Нижний ярус, больший по площади, прорезан проездом Святых ворот и восточной калиткой, по сторонам которой расположены кладовые палаты. Во втором ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами трехчастной абсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею можно подняться по кирпичной лестнице у северо-западного угла здания.


 Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма центральным проходом и двумя окнами. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде трехчастную композицию благодаря введению арочной ниши, имитирующей западную калитку, аналогичную восточной. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразца-ми. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. В уровне первого света помещено по два окна, расположенных по сторонам от портала, которым соответствуют лишь два окна второго света.


 


 


  [330x420]


В верхней части четверика, имеющего четырехскатное покрытие, вдет пояс декоративных кокошников, расположенных по три на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада.


 


 


 


Архитектура церкови Зосимы и Савватия


 


 


 


Церковь Зосимы и Савватия относится к типу традиционных бесстолпных храмов нарышкинского стиля, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных одной главой. Первым примером подобных памятников является трапезная церковь Симонова монастыря (1683-1685 гг). Композиция Святых ворот, служащих постаментом для меньшего по объему и окруженного открытой галереей храма, также находит аналогии среди лучших памятников этого жанра: храмов над Святыми воротами Новодевичьего монастыря (1688 г.) и Троице-Сергиевой Лавры (1693-1699 гг.).


 


 


 


Убранство


Как в отдельных архитектурных деталях композиции, так и в декоративном убранстве надвратного комплекса наблюдается сочетание новых и традиционных приемов. Нарышкинские детали, выполненные из лекального кирпича и белого камня, соседствуют с муравлеными изразцами, характерными для древнерусской архитектуры более раннего периода. Глухой барабан храма имеет круглую форму, характерную для памятников "узорочья". При этом он декорирован на нарышкинский манер (не аркатурой, а отдельными полуколонками, что создает ощущение характерной для стиля конца XVII в. граненой формы).



Святые ворота с церковью Зосимы и Савватия воспринимаются в основном с севера и с юга, откуда общая пирамидальность композиции читается наиболее четко. Это сближает образ надвратного комплекса с храмами типа "восьмерик на четверике", широко распространенными в конце XVII в., в том числе и среди надвратных церквей. Примером может служить надвратная церковь Зачатьевского монастыря в Москве 1696 г. и храм Рождества Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря под Рязанью (1695-1698 гг.), в декоративном убранстве которого наряду с белым камнем также использованы и-разцы. В ширинках гульбища надвратной церкви Зосимы и Савватия помещены муравленые изразцы с изображением птиц и орнамента. Из описи 1741 г. мы узнаем, что глава надвратного храма была декорирована зеленой черепицей.



[330x420]


 


 


В то же время, исследуя церковь над Святыми воротами Марчуговской Соловецкой пустыни, следует вновь обратиться к памятникам Соловецкого монастыря, где в 1596-1601 гг. над Святыми воротами была возведена Благовещенская церковь, представляющая собой бесстолпный четверик, увенчанный одной глухой главой. Позволим себе предположить, что при строительстве церкви Зосимы и Савватия Соловецкий монастырь также не был забыт.


 


 


Церковь сегодня


 На территории монастырского комплекса сохранились:


 Троицкая церковь


 Церковь Зосимы и Савватия


 Сохранившийся до наших дней монастырский комплекс с. Фаустово представляет собой замечательный образец архитектуры конца XVII в. Архитектурные особенности храмов и посвящение надвратной церкви говорят о том, что заказчик монастырского комплекса ориентировался на Соловецкий монастырь.


 Трудно ответить на вопрос, кто был автором идейного замысла соборного храма и надвратной церкви. Архитектурная программа могла быть разработана строителем Соловецкого монастыря, проживавшим на московском подворье.


 И Троицкий собор, и надвратная церковь Соловецкой пустыни принадлежат к традиционным типам русской архитектуры, при этом их декоративное убранство выполнено в новом нарышкинском стиле, расцвет которого выпадает на 1690-е гг. и для которого характерно сочетание нового и традиционного.


 Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово.       


 Троицкая церковь.


Церковь Зосимы и Савватия.


 


            Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово (Воскресенский р-н).


 


Проезд: с Казанского вокзала до станции Фаустово, далее 1,5 км пешком. На автомобиле до Бронниц по шоссе М5 через пос. Белоозерский. На некоторых картах показано, что Фаустово и Рыболово связывает асфальтированная дорога, с мостом через Москва-реку. Мост действительно существовал, но ныне разрушен.


 


"Памятники архитектуры Подмосковья" т.1, М., 1975 г. Сообщают следующее: "Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово, известная с середины XVII века упразднена в 1764 г., при этом её храмы обращены в приходские. Из монастырских, в основном деревянных, построек уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная - Зосимы и Савватия. Оба памятника, обладающие выдающимися художественными качествами, занимают видное место в истории русского искусства.


 


Троицкая церковь сооружена из кирпича в 1696 - 1698 гг. Двустолпный пятиглавый храм, перекрытый системой лотковых сводов, поставлен на высокий подклет, в котором в своё время помещалась трапезная палата со своей церковью; её трёхчастная апсида сильно выдвинута к востоку. Собор с трёх сторон окружали открытые галереи - гульбища на аркадах, сохранившиеся вдоль южного и западного фасадов. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Облик храма искажён позднейшими перестройками. Колокольня перестроена в XIX столетии.


 


Церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже XVII - XVIII вв. из кирпича в формах московского барокко. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объёмами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря. Массив ворот, завершённый парапетом, ограждающим гульбище вокруг церкви, служит ей монументальным стилобатом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена".


 


Давно не ремонтировавшиеся и не использовавшиеся по своему прямому назначению здания - значительно обветшали, и постепенно восстанавливаются. Большую часть территории обители занимает погост, кроме того, к храмовому комплексу вплотную примыкает сельская застройка.


 


Не смотря на свой плачевный облик храмы пустыни очень живописны. От надвратной церкви открывается великолепный вид на заливные луга, заречные дали и "останки" моста через реку.


 


 


 


 


 


 


 


Краснохолмская Соловецкая пустынь в Фаустово


 


 


http://www.solovki-monastyr.ru/podvore-f.htm


 


Подворье в селе Фаустово


 


 • В окрестностях села Фаустово


 Подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово


         Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе).


        Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.


  • Соловецкое подворье в селе Фаустово


 История Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни


 


 


       Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.


 


       Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию соловецкого подворья в Москве.


 


       Деревянный храм, стоявший на берегу Москва-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.


 


       Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.


 


       В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.


 


 


 


 


 


 


 


к оглавлению


 


 


 


 


 


 


 


 • Свято-Троицкая церковь. Колокольня


 


 


 


Храмы Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни


 


 


 


       Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых были деревянные постройки, сохранились только каменные храмы.


 


       Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году.


 


       Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII-XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены.


 


• Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких


 


 


 


 


 


       Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976-1977 годах под руководством С.В. Демидова. В настоящее требуется комплексная реставрация храмов и благоустройство прилегающей территории кладбища.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Контактная информация


 


140240, Московская обл., Воскресенский район, село Фаустово, ул. Старая, д.57


 


Проезд от Казанского вокзала электропоездом в Голутвинском направлении до платформы Фаустово. Тел.: (917) 529-54-11.


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Александра-_К - Дневник Александра-_К | Лента друзей Александра-_К / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»