Троица.
Надоел я. Не мудрено. Столько лет на мозги давить. А уж как вы мне надоели, вообще словами не выразить. Но куда уж от вас деваться? Такая планида. Прослушал, очень поучительные и странные, на неискушённое сознание, "Собеседования Блаженного Аввы Зосимы Палестинского". Так вот там промелькнуло в теме о грехе гневливости и её истоков "о учительстве". То есть желание поучать других это одна из подпиток гневливости. Прочитайте и может быть поймёте смысл. И я вдруг подумал, а не возомнил ли себя "Учителем"? Ну не дурак ли я? Ведь понимаю отлично, что учить дебилов, только портить. Поэтому не учу, Господи избави, а просто обращаю ваше внимание, чтобы потом не говорили , жарясь на сковородке: А мы это не проходили! Убавьте немного температуру!
Хоть и незнание законов и не освобождает от ответственности, но есть небесная сила, в данном случае, в моём лице, которая напоминает вам о бренности этого бытия и вечности за порогом.
23) Не знаем мы, люди, как сделать, чтобы нас любили и почитали, но потеряли всякий смысл. Если мало потерпит кто на брате своем, когда он гневается, или скорбит на него; то он скоро придет в себя, и, узнав, как тот потерпел на нем, самую душу свою положит за него. При сем однажды припомнил блаженный о некоем брате, рассказавшем ему, что он имел Авву весьма кроткого, которого за великую его добродетель и чудеса им творимые вся страна почитала, как ангела Божия. В один день брат сей, движимый врагом, подошел к нему и начал, до последней меры, злословить его при всех. Старец спокойно стоял при сем, смотря на уста его, и потом сказал: благодать Божия во устах твоих, брате мой! Он же еще более вознеистовствовав, закричал: знаю я, ты это говоришь, бессмысленный и чревонеистовый старик, для того, чтобы показать себя кротким. Старец сказал на это: истинно так брате мой; то, что ты говоришь, справедливо. – После сего некто спросил старца: неужели ты не смутился, старец Божий? Нет, ответил он; но чувствовал в душе моей, что она была как бы покрываема
– 122 –
Христом. – К сему блаженный присовокупил: поистине должно благодарить таковых и почитать их, если кто страстен врачами, врачующими раны души его, а кто бесстрастен, благодетелями, доставляющими ему царство небесное.
24) Когда был я еще в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один, славный добродетелями старец. Когда стали мы читать книгу достопамятных сказаний и премудрых изречений святых старцев (ибо блаженный любил их прочитывать и как бы дышал ими и почерпал из них научение всякой добродетели) и дошли до сказания о том старце, который, когда пришли к нему разбойники и сказали, что они положили взять все, что есть в келии его, спокойно ответил им: возьмите, дети, все, что вам покажется; и когда они все забрали и ушли, оставив одну сумку, он, взяв ее, погнался за ними, крича: дети! возьмите от меня, что забыли вы в келии нашей; они же, пораженные незлобием старца, возвратили ему все в келью его, в раскаянии говоря друг-другу: истинно, это человек Божий; – как только прочитали мы это, говорит мне старец: "знаешь Авва мой, это сказание большую мне принесло пользу. Говорю ему: как так, отче? Он ответил: некогда во время пребывания моего в местах, прилежащих Иордану, прочитав это, подивился я старцу и сказал: Господи, сподоби меня и по стопам тех шествовать, которых образ (схиму) принять сподобил Ты меня. Так это желание и удержалось у меня. И вот спустя два дня, подошли разбойники и постучались в дверь. Я тотчас узнал, что это разбойники и сказал в себе: благодарение Богу! се время показать плод желания моего. Потом отворив дверь, принял их радушно, и зажегши светильник, начал показывать им вещи, говоря им: не мятитесь; как верую Господу, ничего не скрою от вас. Они говорят мне: есть ли у тебя злато? Есть ответил я, вот 3 монеты, и открыл пред ними сосуд. Они взяли, и пошли с миром. – Я же, сказал с улыбкой блаженный, спросил его: а возвратились ли они к тебе, как те к тому старцу. Не дай Бог, тотчас
– 123 –
ответил он; у меня и помышлений не было, чтоб возвратились. – К сему приложил блаженный: вот какова была ревность старца и вот что доставила ему готовность подражать святым, – то, что не только не скорбел, но еще радовался, как сподобившийся особенного некоего блага.
25) Как беседуя с вами пред сим, сказал блаженный, я помянул, что если мало потерпим брату нашему, гневающемуся, приобретем душу его: то теперь хочу рассказать вам на сие, что слышал от блаженного Сергия игумена Педиадского. Он сказывал мне: некогда были мы в дороге с одним святым старцем и заблудились. Не зная куда идти, попали мы на засеянное поле, и потоптали немного зелени. Увидев это, земледелец, случившийся тогда там на работе, начал крепко бранить нас, крича с гневом: вы, монахи! боитесь вы Бога? Если бы вы имели страх Божий пред очами своими, не сделали бы этого. – Старец тот святой тотчас сказал нам: Господа ради никто не говори; к земледельцу же кротко обратился с такой речью: правду ты говоришь, чадо, что если бы мы имели страх Божий, то не сделали бы этого. Тот опять забранился с гневом. Старец снова сказал ему: правду говоришь, что если бы мы были монахи, то не сделали бы этого. Но, Господа ради, прости нам; винимся, что погрешили против тебя. Это так поразило земледельца, что он, подошедши, бросился в ноги старцу и сказал: прости меня, ради Господа, Отче, и возьми меня с собою. И действительно, он пошел за нами, сказал блаженный Сергий, и пришедши в обитель, принял схиму. Вот что, прибавил Авва Зосима, кротость и доброта святого старца могли сделать с Божией помощью, – созданную по образу Божию душу, которая вожделенна Богу паче, нежели тьмы миров с богатствами их.
26) Однажды, когда был я у блаженного Сергие, он сказал мне: почитай нам что-нибудь из Писания. Я начал читать Притчи, и когда дошел до места, где говорится: во мнозех древех растет огнь: а идеже несть разгневляюща, умолкает свар (Прит. 26, 20), – спросил его: что значит это
– 124 –
изречение? Он сказал мне в ответ: как древа суть (материальная) причина пламени огненного, и если их недостаточно будет, огонь скоро угасает: так есть свои причины и страстей; и если кто отсечет сии причины, страсти остаются бездейственными. Именно: причины блуда, как сказал Авва Моисей, суть: есть и пить невоздержно, спать вдоволь, сидеть без дела, забавляться, празднословить, и любить наряжаться. Если кто отсечет все это, страсть блуда будет бессильна. Опять причины гнева, как он же сказал, суть: давать и брать (хлопотливые сделки иметь), творить волю свою, любить учительство, почитать себя разумным. Кто отсечет это, у того страсть гнева не будет иметь силы. Так и относительно всех страстей. И это то значат слова Аввы Сисоя, какие сказал он, когда брат спросил его: почему страсти не отступают от меня? Он сказал ему в ответ так: потому что сосуды их т.е. причины суть внутри тебя, отдай им залог их, – и они отойдут.
Аминь.
Не болейте телесно и духовно братья и сестры.
Я получил от прослушивания просто огромное наслаждение. А чтец, просто Мастер.