• Авторизация


Цвет блохи в родильной горячке. 11-11-2023 12:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Предки тоже как-то хотели развлечься, немного раскрасить свою пропелесовую жизнь. Или тогда особо не скучали?

Список устарелых названий цветов состоит из названий цветов и оттенков, ныне не употребляемых в русском языке (или употребляемых в качестве архаизмов).
 
 
 
Характеристика списка
Исследователи «цветового пространства» в русском языке А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова и С. С. Мищенко (Творческая группа «Колорит») указывают, что наименование цветов и оттенков (цветообозначение) в языке делится на определённые лексические группы, часть которых устаревает со временем. Многие из них были созданы на основе заимствований (в особенности, из французского языка), существование многих из них было кратковременным и было связано с модной индустрией XVIII—XIX веков и стремлением производителей (в первую очередь, текстиля), привлечь внимание публики к новым товарам. Анахронизмами в настоящее время стали слова-транслитерации («инкарнатный» — цвет мяса), именование цветов по определённым предметам («бильярдного сукна»), а также ситуативные описания («цвета Лондонского пожара»). Подобные слова, считавшиеся изысканными, использовались в речи и литературе и для социальной стратификации, например, серый цвет в одежде простолюдина могли назвать «смурым», а у аристократа он — «пюсовый».
 
Представленный в статье список составлен на основе созданного данной творческой группой «Каталога названий цвета», созданного при грантовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, отражающего русскую лексику цветообозначения; использован раздел каталога, названный авторами «перечень книжных и устарелых слов», которые исследователи определяют как слова, «с которыми приходится сталкиваться при чтении русской литературы и письменных документов XI—XIX веков».
Б.
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки»
Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.
Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleu d’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
 
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый, брунатный, бурнатный — то же, что и бурый; либо рыжебурый, без черноты и огненной красноты.
Бусый, босый — тёмный голубо-серый или серо-голубой.
В.
Весёлая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый, вердепёшевый (от фр. vert-de-pêche)— жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик).
Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Влюблённой жабы — зеленовато-серый.
Влюблённого жирафа (или брюха жирафа, или «жирафы в изгнании») — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королём Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г.
Г.
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового» (от персид. gulab «розовая вода»)[15]
Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом.
Д.
Дети Этуарда - оттенок розового.
Е.
Еринный, еринной, яринной — точное значение слова не установлено, это может быть беловатый (ярин — шерсть белого цвета); либо ярко-зелёный (от ярь — зелёная краска); или же красный (ср. ярило — солнце); а также и голубой
ж.
Жонкилевый — цвет нарцисса.
З.
Зекрый, изекрый — тёмный, светло-синий, сизый. По другим указаниям же — светлый, блестящий (чаще всего для цвета глаз и камней)
И.
Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. carneus — мясной).
 
Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
К.
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый — желтовато-коричневый.
Карамазый — черномазый, чернявый.
Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, ярко-алый цвет старинного тонкого сукна кармазина. По другим указаниям эта ткань могла быть также тёмно-малиново.
Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.
 
Кассиев — (от франц. cassis «чёрная смородина»), блестяще-чёрный
Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кашу́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Киноварный — цвет минерала киновари, ярко-красный.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
Клеопатра — пурпурный.
Клуши — чёрная карточная масть — пика.
Колумбиновый — сизый (от фр. colombe — «голубь»).
Конго — начищенного медистого золота.
Кореневый — цвет корня, бурый
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, яркий, насыщенный синий.
Кошенилевый — (от франц. cochenille) ярко-красный, слегка малиновый, от кошенили — красителя, добываемого из насекомых.
Краповый — от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены, грязный красно-коричневый, почти красный.
Краплачный, крапплачный - от того же красителя, но яркий алый цвет, разбавленный белилами.
 
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).
Куропаткины глаза — светло-красный.
Л.
Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна, седой.
Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный, по другим указаниям цвет не определён
М.
Магово-гуляфный — красно-розовый.
Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Маренго — серый со вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета
Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье»
Матовый — (от нем. matt) слово имело иное значение, чем сейчас, подразумевало оттенок сине-зелёного цвета
Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского maure doré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в.
Морозное небо - лазурный сине-голубой.
Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
Муаровый — переливающийся (от фр. moire, названия ткани с отливом).
Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый.
Муравый, муравленый, мурамный, мурамно-зелёный — травянисто-зелёный
Мурастый — полосатый.
Мурена — сине-зелёный.
Муругий — пятнистый, полосатый, тёмное пятно на светлом фоне.
Мурый, измурый — то же, что и смурый, то есть серый.
Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный.
Мышастый — серый, цвета мыши
Н.
Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани, называвшейся «нанка»
О.
Облакотный — цвета облака, бледно-голубой.
Обломный — густой, обильный (например, «обломный синий»)
Обрбщеный — багряный.
П.
Палевый — светло-серо-коричневый.
Пелёсый — тёмный, бурый.
Пеньковый — цвета пеньки, светло-бурый (обычно для описания волос)
Пепелесый, пепелистый, пепловый, попеловатый, попельный — пепельный, серый
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перёнковый — персиковый, розовый.
Перидотовый — от камня перидот, салатовый
Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle «перл, жемчуг»).
Плавый — светло-желтоватый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.
Пламезарный — розовато-красный
Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Празелёный — иссиня-зеленоватый, светлый синевато-зелёный, цвет краски «празелень».
Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца.
Прапруд — красный, для названия царской торжественной одежды.
Пропелесый — серый, сероватый.
Проскурняковый (от проскурняк «разновидность мака») — оттенок, близкий к сиреневому.
Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.
Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский»
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый; были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко», «блохи в родильной горячке».
Р
Рвота императрицы — оттенок коричневого.
Рдяный — красный, алый
Резвая пастушка — оттенок розового.
Редрый, рёдрый — бурый, рыжий, красноватый.
Роговой — цвет клюва, кости.
Рогожаный — цвет не известен.
Розмариновый — сиренево-лиловый, от розмарина.
Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Рудой, рудый — красный, рыжий и рыжебурый, «жарко-красный».
Рудожёлтый — оранжевый, рыжий
С.
Серизовый — вишнёвый.
 
Сиводущатый — тёмно-серый (обычно про мех).
Сизый, сизовый — цвет голубя, позже просто синий. Долгое время употреблялось только обозначения оперения птиц и обозначения цвета ткани.
Силковый — голубой, васильковый.
Сине-алый — тёмно-фиолетовый.
Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый — с синим отливом.
Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet).
Смаглый, смяглый — смуглый, не белый, темноватый (о человеческой коже).
Смарагдовый — изумрудный, от устар. названия.
Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, тёмно-серый.
Смядый — чёрный, смуглый.
Соловый — серо-жёлтый. По этому цвету назван соловей.
Срений — серый.
Ч.
Червень, червлень - тёмно-красная краска с малиновым оттенком
Червлёный, черленый - тёмно-красный, малиновый, бордовый. От славянского корня «червь», по красной краске, добываемой из червца (червя определённого вида). Глагол «червить» — значил окрашивать этим красителем.
Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Червонный, червль, чермный — также вариации красного.
Черемый — смуглый
Че́рмный — искрасна-рыжий.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.
Всё не стал тащить.  Только некоторые слова по всем буквам. Подробнее кому надо по ссылке.

http://clck.ru/9Hk39

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Цвет блохи в родильной горячке. | Мухоморов_Вася - Дневник Бывшего предводителя мухоморов | Лента друзей Мухоморов_Вася / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»