детский массаж от 1,5 месяцев до года + потешки для массажа
28-06-2008 16:21
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
для детей от 1,5 месяцев до 3х месяцев
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры:
1.массаж рук (поглаживание);
2.массаж ног (поглаживание);
3.выкладывание на живот;
4.массаж спины (поглаживание);
5.массаж живота (поглаживание);
6.массаж стоп (растирание);
7.упражнения для стоп (движения рефлекторные);
8.разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом;
9.выкладывание на живот;
10.рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.
для детей 3-4 месяцев
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3—4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела — переворачиваться со спины на живот, — то ему следует помогать.
К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности:
1.массаж рук;
2.обхватывающие движения руками (пассивное упражнение);
3.массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);
4.поворот на живот вправо (рефлекторное движение);
5.массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);
6.рефлекторное движение головой назад в положении на животе;
7.массаж живота (поглаживание);
8.массаж стоп (растирание, похлопывание);
9.упражнения для стоп (рефлекторные);
10.вибрационный массаж всей грудной клетки;
11.пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;
12.поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов — лежа.
Содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
для детей 4-6 месяцев
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие — массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени.
Последовательность проведения процедуры:
1.обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед грудью;
2.массаж ног;
3.имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;
4.поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);
5.«парение» в положении на животе (движение рефлекторное);
6.массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота;
7.приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при 8.поддержке за обе отведенные в стороны руки;
9.массаж стоп (рефлекторные движения);
10.сгибание и разгибание рук («бокс»);
11.сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
12.упражнение рефлекторное на спине, «парение»;
13.массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки);
14.поворот со спины на живот влево.
Ребенок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития.
для детей 6-10 месяцев
В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, гораздо сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур:
1.обхватывающие движения руками, с кольцами, речью;
2.сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и 3.растирание;
4.поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;
5.массаж спины (все манипуляции);
6.при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;
7.круговые движения руками;
8.поднятие прямых ног с речевой инструкцией;
9.рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;
10.поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;
11.из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией;
12.упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;
13.массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией;
14.дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков.
Положение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.
для детей 10-12 месяцев
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры:
1.сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;
2.движение «велосипед» с речевой инструкцией;
3.поворот со спины на живот по речевой инструкции;
4.массаж спины (все приемы);
5.из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца);
6.наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной);
7.массаж живота (все приемы);
8.поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;
9.упражнение для сгибателей рук (присаживание);
10.напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;
11.приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;
12.присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;
13.круговые движения руками с предметами.
Основная задача — стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Применять различные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.
ПОТЕШКИ ДЛЯ МАССАЖА
***
Били лён, били
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили
(растираем ладонями).
Колотили, колотили
(похлопываем).
Мяли, мяли
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали
(поглаживаем ладонями)
***
Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев)
> Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями)
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
***
Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому -
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток,
(гладьте большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(гладим ручку ручкою и далее по тексту)
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём
***
Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
***
Тушки-татушки,
испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён
(нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!
(Ручки поднимаются к макушке)
***
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери
(пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем малыша)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote