В то время как верующие в России стремятся вернуть церковные здания и использовать их по прямому назначению, в некоторых европейстких государствах, в следствие уменьшения количества верующих и практикующих христиан, ситуация меняется. Оказалось, что храмов стало больше, чем христиан, которые в состоянии их содержать: арендная плата, коммунальные услуги всегда осуществляются из пожертвований прихожан. Возник вопрос, что же делать с культовыми зданиями, в основном с храмами и часовнями, которые являются архитектурными памятниками, которые ни в коем случае нельзя разрушать?
Все чаще предлагается использование культовых зданий в новых функциях. Во Франции, например, прежние церковные здания часто используются в качестве выставочных центров, галлерей современного искусства. Искусствоведы считают, что внутреннее пространство храма положительно влияет на восприятие искуства и помогает рефлексии над его развитием. Да и сама архитектура храма становится не менее важным элементом экспозиции. Благодаря большим, открытым пространствам и устемленным ввысь сводам храмы стали использовать в качестве клубов и дискотек, что вызывает, на мой взгляд справедливое, негодование верующих.
Хотя, а почему бы и нет? В Вологде, в здании бывшей католической церкви до сих пор пьют и гуляют, т.к. там - ресторан :). В советского время широко распространялось присобление церквей под склады для соли, минеральных удобрений, или хранилища для сбора металлолома и т.д. Хотя в них находились еще музеи атеизма.
Сакральная архитектура вдохновила голандцев на размещение внутри храма книжного магазина, который возник в стенах прежнего доминиканского собора в Амстердаме. Эта идея возникла в Голандии, в проектном бюро Merkx+Girod.
Последнее время стали возникать предложения проектировки квартир в старых часовнях. Вот первый пример такого проекта: часовня в Утрехте. Это ее прежний вид:
И такой вид она приняла вместе с новым функциональным назначением. Изменив цвет стен на белый, но при этом оставив крест на прежнем месте, архитекторы хотели подчеркнуть бывшее сакральное назначение здания.
Появилась также черная кожанная мебель и большие хрустальные люстры
Но орган и цветные витражи высоких готических окон остались на своих прежних местах. Чтобы внутри было больше дневного света, над витражами, в сводах появились дополнительные окна.
Ванная комната и спальня "отрезаны" от основного пространства стенами темного цвета, (для разнообразия, видать...)
Новые окна тоже снабжены витражными стеклами.
Проекты подобного типа вызывают немало вопросов и контроверсионных споров. Возможно ли использование в прошлом сакрального здания в других, не связанных с отправлением культа, целях, используя его как обычный объект? Вопрос этот не нов и не относится только лишь к архитектуре, но к искусству вообще, к моде, к бижутерии, когда, например, крест выступает как украшение, а чётки - как обычный кулон. В эту тенденцию присвоения предметам культа исключительно роли украшений, проект данной довольно комфортной квартиры с органом, скамьями, витражами и крестом, прежде служившим медитативной молитве, вписывается как нельзя лучше :). Вот и получается, что если уж можно пойти в бывший храм на дискотеку и сидя у прежнего алтаря потягивать коктейль, то почему бы еще и не начать там спать, есть и принимать душ? Вполне в духе времени...