[517x699]
Хусепе Рибера
Святая Инесса и ангел укрывающий её покрывалом 1641г
Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть
к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер
Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в
Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города»,
спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.
Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе.
***
«Святая Инесса»
стоит особняком среди его произведений.
В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и
за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия,
либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная
христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.
Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он
приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и
отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одеж
ды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с
дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как
упал замертво...
Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего
произведения.
В центре большого полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде —
вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и
вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра.