КОРРУПЦИЯ: РЫНОК ПРАВА
23-09-2008 04:02
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Это я когда-то, ещё при Ельцине, послушав передачу "Разница во времени", послал на "Свободу". Разумеется, так же безответно, как и у нас...
Недавно мне пришлось прослушать попурри о коррупции, составленное редакцией "Радио Свобода" из выступлений на посвящённом этому ключевом вопросу специальном симпозиуме в дружественной нам Венгрии. Несмотря на проявленный мной жгучий интерес, признаков системного анализа проблемы увы, в этом попурри не усмотрел. Так что, полагаю, что либо анализ слишком тонок, либо не Вашего слушателя, высокочтимые господа, ума это дело.
На мой примитивный взгляд, всё дело в СВОБОДЕ ВОЛИ чиновника, дающей ему ту или иную "разрешающую способность" в доверенной ему сфере представительства чьих-то интересов. Каковую он имеет возможность обратить в свою, корыстную, личную пользу, и соответственно, в ущерб представляемым им интересам своего доверителя. В частности, путём пристрастного, выгодного для себя их, интересов, представления. В частности, продавать эту "способность" за взятки, в том числе и в долларовом выражении. Эта свобода воли, сокращенно именуемая "произвол", или даже в наиболее криминальной степени - "беспредел" даётся ему действующей в его сфере представительства правовой системой. Эта правовая система и является первым основным источником коррупции. В деталях это, на мой же (примитивный) взгляд, довольно просто. Как же без коррупции обходиться ?
Немецкий вариант. Предположим, что упомянутой СВОБОДЫ у чиновника нет. Он – лишь технический работник. Вроде компьютера. При Законе, которым ВСЁ регламентировано. Например, как в германском варианте романо-германской правовой системы. Тогда любой "произвол", который можно обратить в свою пользу исключён. Либо он попадает в сферу противоправных действий и чреват для чиновника санкциями. Пример. Дорожный полицейский в Германии не имеет выбора, какие санкции применить к нарушителю: в "Правилах" однозначно определено, какое нарушение сколько стоит. Произвол в толковании может быть пресечён свидетелями и, в случае необходимости, судьёй. Что создаёт для полисмена неприятности по службе. Аналогично - в странах общего права, например, США. Естественно, без правосознания лиц - субъектов права Закон действовать не может. Право - оружие самозащиты, которое от неупотребления ржавеет. Проблема. В такой строго регламентированной замкнутой системе кодификации абсолютно всё должно быть подробно расписано. Что существенно усложняет и эту систему, и процедуру её адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальной действительности. И в правильности толкования и применения Закона сложно разобраться. В странах общего права открытость правовой системы, т. е. её постоянная адаптация к многообразию судебной казуистики обеспечивается систематизацией судебных прецедентов. Т. е. нормотворчеством судебной системы. Что тоже усложняет правоприменительную практику. Поэтому необходима развитая система юридических услуг. При такой жёсткой правовой системе чиновнику остаётся только одна возможность коррупции – свобода бездействия до получения вымогаемой мзды. Чиновник откровенно продаёт разницу во времени. В лучшем случае он будет пожирать Ваше время - тире между двумя датами на Вашем могильном камне, что можно рассматривать как форму людоедства. В худшем - промедление будет приносить Вам, кроме морального, еще и материальный ущерб, возможно, более значительный. Однако, с такой формой произвола легче бороться, строго регламентируя нормативным актом время принятия решения. Хотя и чиновник будет склонен и здесь пытаться защищать свой произвол, прикидываясь дураком, т. е. с помощью отписок. Но прикидываться дураком долго - опасно, могут уволить. Если упавшая доходность доверенной власти уже не позволит в должной мере делиться доходами с начальством.
Большевистский вариант. Почему в странах "социалистического реализма" такой невиданный разгул коррупции? Все дело в большевистском "принципе социалистической законности", в соответствии с которым Право - всего лишь "инструмент построения социализма". Такова доктрина - большевистская целесообразность выше права! «Ничего гражданско-правового, всё публично правовое», как откровенно сказал некогда вечно живой помощник присяжного поверенного. Большевизм – это и есть приоритет целесообразности, как её понимает ничем не ограниченная Власть, над правом. К чему ей, Власти, самой себя ограничивать?
Тоталитаризм - высшая форма организованной преступности. И было бы наивно предполагать, что лица, стоявшие во главе этой всесоюзной «малины» могут быть в принципе связаны каким -нибудь правом или моралью. Раньше эта «малина» называлось Номенклатурой ЦК КПСС, Обкома, и т. п. Теперь – это Федеральный реестр Государственных служащих РФ, Реестры Государственных служащих субъектов РФ. Но фамилии, по крайней мере, те же. Тем более наивно думать, что эти лица вдруг станут автоматически честными и порядочными, нравственными людьми, или, тем более, демократами. Хотя назваться могут как угодно. И идеология (государственная!) при этой форме преступности может быть любой. Так что, «Вперёд с иконами под знамя Ель ЦИНИЗМА!» Заокеанский компьютер упрямо разделяет последнее слово на два ему более понятных. « Что пристали к больному старику, ну, пусть ещё поиграет с ядерным чемоданчиком».
Естественно, что НОМЕНКЛАТУРА и её аппарат - те же, управлявшие и управляющие этим инструментом ("Закон - что дышло, куда повернёшь, туда и вышло"!) от имени оболваненной толпы и поныне, как бы они теперь себя не называли, не связаны Законом. То есть могут СВОБОДНО, цинично, не таясь, превращать власть в доллары. И не менее свободно переправлять их за рубеж. Любые издержки обращения, связанные с правовыми барьерами цивилизованных государств при таких сверхдоходах будут сверхрентабельны. И было бы наивно предполагать, что при подобной сверхрентабельности инвестиции будут вкладываться куда угодно, кроме как в приобретение и сохранение власти. И просто так эту сверхдоходную Власть эти «тяжеловесы» не отдадут. Скромно попытаюсь обрисовать, как. Существует, увы, ещё гегелевская категория – единство и борьба противоположностей. В частности, проблема отношений Права, источника Права, толкователя Права и гаранта Права. Вот, представительная власть, как основной источник Права. Она тоже имеет свои интересы. Власть – это люди, люди – грешны, тем более, что эти люди – те же. С теми же фамилиями. Достаточно хорошо известными спецорганам, или вписанными в номенклатуру. Обе категории, кстати, в основной части перекрываются. По исторически хорошо известной системе полковника Зубатова. Скоро уже все в этом смогут легко убедиться. Итак, при виде жирных кусков, которыми соблазняет их лобби, например, административное, представители народа оттачивают для административной власти право как инструмент административного рэкета. Якобы в качестве чрезвычайных мер по борьбе с организованной преступностью (вопрос, какой из них). Возникает ситуация достаточно точно определённая формулой: «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Эту строгость законов администрация будет далее широко и эффективно использовать в качестве рычагов для утверждения своей власти. А за необязательность исполнения будет брать хорошие деньги. Помимо остроты, такой инструмент должен быть хорошо управляемым. То есть давать возможность как можно более свободного толкования. О доходности которого уже сказано выше. Рвение депутатов в этом направлении достойно эпоса. И за все эти услуги административное лобби готово хорошо платить. И щедро платит. Из кармана налогоплательщика. В качестве платы за рвение по отработке инструмента представителям народа дозволяется взять себе льготы. В частности, почти общеизвестные по своему цинизму. Кстати, противоправно. В соответствии с цивилизованными нормами Права "представительство не распространяется на отношения с самим представителем или любым субъектом права, которого он одновременно представляет". То есть в любом случае Ваша доверенность, хотя бы и в виде заполненного избирательного бюллетеня, не даёт Вашему представителю права совершать юридические действия от Вашего имени ни в отношении себя лично, ни в интересах другого своего доверителя ( читай, спонсора), явного или тайного. В частности, права устанавливать себе льготы, оклады, пенсии, продлевать срок своих полномочий, дарить себе квартиры и т. д. Ибо возможности грешного человеческого воображения беспредельны. Ау! Государство, Суд, Прокуратура, где вы?
В результате большая часть нормотворчества продажной Российской Демократии, как основного источника права - сплошной или выборочный юридический брак. Точнее, де-факто, подлинным источником права является НОМЕНКЛАТУРА.
Высшим толкователем Права является, по конституции, судебная власть. Но номенклатура выше даже судебной власти. Эта форма правовых отношений называется телефонным правом. Неправосудное решение, принятое по принципу телефонного права не подлежит апелляции: "не может быть отменено по формальному признаку (т. е. по признаку несоответствия Закону! - В.С.) правильное по существу (т.е. признанное властью целесообразным - В.С.) решение суда".
(Говорят, что существует ещё где-то так называемая четвёртая власть. Та самая, которая подобное никогда не опубликует. В интересах…)
Особая роль в подавлении декларативного народного суверенитета принадлежит гаранту Права. Государство – это правовое пространство, строго определённые правила экологии человеческих отношений. Защита этого правового пространства от браконьеров – преступников требует финансирования налогоплательщиком аппарата принуждения – правового гаранта. Требует найма шерифа с командой. Но будучи в силах подавить любого преступника этот шериф в состоянии использовать силу для подавления и законопослушных налогоплательщиков в корыстных интересах. Что не требует особых комментариев, достаточно выйти на улицу. В результате возникает острая проблема защиты прав налогоплательщиков и от правового гаранта. Охранителя права. Проблема, решение которой неформальные, ни, тем более, формальные правозащитники, в том числе и дополнительно финансируемые спецорганами по методике исторического полковника Зубатова (последние обычно на виду и на слуху), гарантировать не могут. Или даже в мыслях не хотят.
Французский вариант. Предположим, что чиновнику всё-таки может быть предоставлена некоторая, ограниченная свобода выбора властного решения, дающая ему некоторую, ограниченную "разрешающую способность". Такая ограниченная административная свобода позволяет существенно упростить законодательство. Например, как во французском варианте романо-германской правовой системы. Использовать эту свободу в своекорыстных интересах чиновник всё равно не сможет. Во-первых, не имеет права. Во-вторых, государство жёстко контролирует его имущество и расходы. Ведь он действует лишь как представитель, от имени некоего субъекта права: государственного органа, группы избирателей, общественной, международной организации и т.д. Его представительство может быть основано на законе, декрете, мандате, доверенности и т.д. Но в любом случае, повторяю, "представительство не распространяется на отношения с самим представителем или любым субъектом права, которого он одновременно представляет". Ваша доверенность Вашему представителю совершать юридические действия от Вашего имени не даёт ему права действовать от вашего имени ни в отношении себя лично, ни в интересах другого своего доверителя (спонсора, который за это платит), явного или тайного. Не правомочен он от Вашего имени подарить всё Ваше имущество ни себе, ни по преступному сговору другому доверителю. В нашем Гражданском кодексе тоже есть подобная правовая норма. Но наш кодекс "не распространяется на отношения, связанные с административной подчинённостью". Большевистская власть, как уже отмечалось не связана правом. И она ОТКРЫТО подарила себе и к себе приближенным от имени народа, суверенитет которого формально провозглашён Конституцией, всё "всенародное достояние" за одну тысячную настоящей стоимости. Хотя это достояние ещё при социализме было объявлено "государственной собственностью" и взято в «кормление» НОМЕНКЛАТУРОЙ - "красными директорами". В доверительное управление на основе приказа о назначении, иного акта, но без механизма ограничения злоупотребления представительством в корыстных целях. Сегодня им в России по-прежнему принадлежит, но уже на правах собственности 93% российских предприятий.
Мотивы большевистской целесообразности в попурри, однако прозвучали. Причём, правильно, политически грамотно, в дословной марксистской терминологии. Да, это - "период первоначального накопления". Действительно, ведь хочется волку есть. Всё правильно. Целесообразно. Должен же откуда-то взяться первоначальный капитал. Если не присваивать, откуда он возьмётся? Правильность подтвердит и Президент, и Премьер, и общественные организации. И придворные демократы. И даже суд, если до него дойдёт. Ведь "не может быть отменено по формальному признаку - подумаешь, ПРАВО! (В.С.) - правильное по существу решение суда". Ну, подумаешь обобран народ -СОВЕРЕН – толпа. Пенсионеры – халявщики. Культура. В ней ещё понимать надо. Генофонд. Природа. Мораль и право. Чушь собачья. Целесообразность – превыше всего. Да, здравствует большевизм. Вперёд к победе капи… Какая разница, чего…
Целесообразность у каждого своя. Справедливость – тоже. Нравственность – тем более сугубо персональна. Поэтому должно господствовать Право со своим многовековым опытом. И всеобщая солидарность людей, понимающих, что человек, как личность, все что имеет, – получает от людей своего круга общения. И любое злоупотребление этими отношениями эти отношения отравляют, ограничивая их. Нанося тем самым непоправимый вред личности. Человек стоит дороже, чем то, что можно у него отнять. Общество должно быть солидарным в изгнании из круга общения браконьеров, паразитирующих на природе человеческих отношений.
Единственные слова попурри, нашедшие отклик в моём примитивном разуме - те, что сказал Юрий Болдырев - о лицемерности нашей системы управления. Как он собирается её реформировать? Легче перестроить пирамиду Хеопса.
Почему же её так рьяно поддерживает «СВОБОДА»? А потому, что, на первый взгляд, выгодно.
Дешевле поддерживать свору мародёров, паразитирующих на издыхающей империи, до её естественного разложения, чем вкладывать во много раз большие деньги в собственную оборону. Но если ещё немного подумать, навязчиво забьётся в виске тревожная жилка - во сколько жертв обойдётся всему цивилизованному миру, а не только бывшим "совкам", насильственно разворованные у бывшего великого народа грязные миллиарды, браконьерствующие в мировом правовом пространстве и разлагающие его. Неужели цивилизованному миру мало сицилийской, чикагской, китайской, японской, колумбийской и т. п. мафии? Ведь грязные деньги не могут не работать и чем больше этих денег, тем труднее с ними бороться. Ведь они уже покусились даже на чистоту и непогрешимость финансовой системы Соединённых Штатов! Сможет ли ваша хвалёная американская мораль, выставляющая на всеобщее обозрение сексуальные пристрастия своего гражданина ( а хотя бы и Президента!), устоять перед такими шальными деньгами? Думайте, господа. И перестаньте золотить наших бандитов. Миллиардами и «стингерами». От Москвы до Грозного и от Минска и Киева и до далёкого Владивостока. И не крепите их ряды продвижением НАТО на восток. Не очень озолотят вас «освободившиеся от ига коммунизма» новые покупатели вашего оружия.
На "СВОБОДУ"- с чистой совестью – Владимир СЕРГЕИЧ
Из личного архива WvP...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote