• Авторизация


А я тут высокого искуйсьтва принесла с духовными скрепами 11-01-2015 01:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tigress_of_Ukraine Оригинальное сообщение

Оригинал взят у в Свинцовые мерзости дикой русской жизни
[показать]


Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников (а также в книгах русских классиков).

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..." (Максим Горький, "Детство", 1913 г.)



Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.


Василий Сварог. "Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА". 1932 г.

[600x475]


В автобиографичной повести "Детство"  Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Ниж. Новгорода. Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло,  пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна. Причина? - Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).

Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.

Светлое пятно в жизни героя - бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: "Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!". В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг - не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз.

Это был Горький. Теперь - картинки.




Иван Горохов. "Запил" (кон.19-нач. 20 вв).
Крестьянин запил, и не в первый раз, видимо. Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

[показать]

Художник Иван Лаврентьевич Горохов сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.




Владимир Маковский. "Не пущу!". 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

[700x539]


Сильная картина. Чем-то перекликается с вот этой работой советских времен:

Геннадий Добров. "Прощальный взгляд". 1982 г.
Спившийся скрипач и его жена, бывшая...

[700x514]


У Маковского на картине 1892 г. жена еще борется. Но муж так... с вызовом на неё смотрит: "Чо, думаешь, ты меня остановишь?"-  Ведь если и правда баба его остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:


Владимир Маковский. "Тихонько от жены". 1872 г.

[450x622]


Или вот так:

Василий Максимов. "По примеру старших". 1864 г.

[700x863]




Иван Богданов. "Новичок". 1893 г.
У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей "в люди", т.е. фактически в рабство. На картине "Новичок" - первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло "учит жизни" заплаканного ребенка.

[700x575]




Михаил Ватутин. "Воспитатель". 1892 г.
Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

[600x791]



Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. "Порка". 1880 г.

[700x499]



И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. "В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)". 1884 г.

[700x535]



Фирс Журавлев."Купеческие поминки".1876 г.
Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут.  На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф - около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

[показать]


А вот этот их коллега - уже не совсем.

Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.

[700x576]



А тут -  и вовсе все перепились (самый классный - мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасху". 1861 г.

[700x534]




Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.
Основы православной культуры, да.

[700x537]



Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.

[700x461]



Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

[700x581]

На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:


Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.

[показать]

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.

[показать]


После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??

Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров  в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах - 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского "Не пущу" выпивал уже 98 литров (49 X 2), т.е. 1,9 в неделю. Где-то по 0,5 через день. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад.

Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства - зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.



Василий Шульженко. "Дедушка, поедем домой!". 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов... Дедушка не поедет домой, все кончено.

[600x721]



А лица-то на картине...

[700x548]


Или вот самая знаменитая картина Шульженко - "Сортир". Второе название: "Зато Крым наш!" (шутка).


Василий Шульженко. "Сортир". 1991 г.
Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир - это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.

[700x550]


В лучшем случае юмор тут - это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где "пьедестал" для очка, есть подпись: "Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.".

[показать]



В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент -  небольшое окошко вверху, символ надежды. Там - небо, свет, голубые купола, а выше надпись: "Суки вы все хочу в Америку". А ниже: "Сосу с 5 до 6-00". У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

[700x412]


Шевченко - художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже -  два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.


Игорь Симонов. "Второе пришествие". 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

[700x621]

.

И снова лица... Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

[400x400]



Гелий Коржев. "Адам Алексеевич и Ева Петровна". 1997-1998 гг.
Гелий Коржев - это художник, который написал триптих "Коммунисты" в свое время (знаменитое полотно "Поднимающий знамя" и др.)

[400x626]

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шульженко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм - люди утратили человеческий облик и сами это понимают.



PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)

Россия 19.в.: картины маслом...
Приколы соцреализма. Часть 1
Приколы соцреализма. Часть 2
Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)
История России в картинах польских художников


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А я тут высокого искуйсьтва принесла с духовными скрепами | слобожаночка - Дневник слобожаночка. Я безумно люблю кулинарить. А еще я - историк. Ну, все всё поняли?))) | Лента друзей слобожаночка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»