5 марта в Шаляпинском зале основного здания Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина открылась выставка «Я – счастливый человек», посвящённая 85-летию выдающегося актера театра и кино, народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
«»
Одни считали его гением, другие, бывало, называли юродивым. Журналистов он иногда огорошивал ответом. Например, однажды его спросили про самое главное событие в жизни за год, а он на полном серьезе ответил: «Учил дочь плавать». Но все вокруг сходились на том, что он человек нездешний. Живет своей замкнутой жизнью. Близок нам своими ролями и в то же время далек - как тот человек в окне напротив, за которым наблюдаешь изо дня в день, но так и не знаешь наверное, о чем он думает и о чем горюет.
Творчество Смоктуновского стало отражением потребности зрителя второй половины XX века в познании глубинных процессов «внутреннего человека». В созданных актёром образах сфокусировались вечные вопросы человеческой жизни. По словам Иннокентия Михайловича, «после войны, после разрухи и голода людей очень интересовал быт. А я в конце 50-х пришёл и сказал: «Дух!». И они откликнулись».
Выставка «Я – счастливый человек» строится по тематическому и хронологическому принципам. В экспозиции отражены основные периоды жизни и творчества Иннокентия Смоктуновского. Детство и юность, проведённые в Сибири, участие в Великой Отечественной войне, затем переезд в Москву, создание семьи, последние годы жизни. Первый актёрский опыт на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина, работа в основных театрах обоих столиц России, кинематографические и телевизионные работы…
Смоктуновский воплощал личностей сложных, с тонкой и мобильной нервной организацией, балансирующих на грани сумасшествия. В наиболее известных своих ролях (Гамлет, князь Мышкин, Деточкин) он пользовался приёмами, позволяющими отгораживать своих героев от остального мира — странной, порой юродивой улыбочкой, расфокусированным, отсутствующим взглядом в никуда, отрешённой манерой речи. Интеллигентской публике чрезвычайно импонировала душевная открытость, обнажённость героев Смоктуновского, их сиротская незащищённость перед грубым и злым миром и обществом, сильнейшая непрекращающаяся рефлексия.
Основной акцент экспозиции выставки сделан на образе князя Мышкина, которого Смоктуновский играл в Ленинградском Большом драматическом театре. Эта роль стала для Смоктуновского мерилом профессионализма актёра, через неё он осмысливал и других своих персонажей. «Роль близка мне не столько даже как актеру, - вспоминал Иннокентий Михайлович, - сколько как человеку. Работа над ней – неповторимый, как юность, отрезок моей жизни. Только играя Мышкина, я наконец-то прорвался к самому себе. Это самая личная, самая выстраданная, самая сокровенная моя роль».
И, кажется, что Смоктуновский сам понимал, какой величины его талант. Театральный критик Татьяна Шах-Азизова, говоря вступительное слово на открытии выставки, вспомнила одну мхатовскую байку. Будто бы как-то Олег Ефремов после спектакля «Дядя Ваня» поинтересовался у Смоктуновского, как все прошло. Смоктуновский отвечает Ефремову: «Очень хорошо, ты, Олег, очень хороший артист». Тогда Ефремов спрашивает:
- Ну а какой же ты тогда артист?
- Я, - тихо говорит Смоктуновский, - космический!
И разве могут быть сомнения?
Выставка продлится до 15 апреля.
Адрес: м.Павелецкая, ул.Бахрушина, д.31/12.