27 февраля 2009 года, Новый Уренгой – Пангоды.
Сегодня мы отправляемся в путь. Немного страшно, потому что неизвестно, что там впереди и как все пройдет. Одета я, по моему мнению, как француз в 1812 году: брюки, куртка, манишка – все больше на пару размеров, да плюс еще маска, закрывающая все лицо, шапка, сползающая на глаза и очки. Да, в таком наряде мне предстоит преодолеть почти 800 километров. На стоянке снегоходов много мужчин, которые что-то активно делают со своими аппаратами, шумят, суетятся и я – стою, как во поле березка, озираюсь и ничего не делаю. Да уж…
Ну вот, слава богу, 9 утра и мы двигаемся к месту старта. Ух, ты, да здесь собрался, наверное, весь Новый Уренгой. Развиваются яркие флаги, выстраиваются в ряды снегоходы, напутствия первых лиц города - все вокруг напоминает праздничную майскую демонстрацию. Итак, поехали. Друг за другом в одну цепочку мы выбираемся в тундру. Я еду вторым пилотом, как здесь шутят, а проще говоря, пассажиром на Бомбардире Армейце. Мощная большая машина по сравнению с некоторыми спортивными снегоходами она кажется очень даже устойчивой. Если все пойдет хорошо, то завтра поеду сама.
Итак, вечер и я могу написать пару строк о сегодняшнем дне. Сегодня мы прошли 124 километра и сейчас находимся в поселке Пангоды. Все уехали на ужин, а меня… меня закрыли в спортзале, приютившем нас в этом поселке. Забыли, надеюсь случайно. Обидно до слез, но что ж будем извлекать плюсы из этого, найду какой - нибудь душ (должны же спортсмены мыться) и достану конфетку. Ночевать мы будем в этом спортзале в спальных мешках, так что можно устроиться прямо сейчас. Состояние такое как будто меня пинали ногами и в основном по спине, ногам и рукам. Неудивительно, ведь тундра, издалека казавшаяся ровной и гладенькой, оказалась ужасно твердой и неровной. Я подлетала на армейце каждые 3 секунды как ковбой, укрощающий дикого мустанга. Пока я не поняла темп езды и как реагировать на ямки и бугорки, каждый такой кульбит отдавался звоном в голове и болью в позвоночнике. Нелегко и парням пришлось – северный ветер дул нещадно, поднимая вокруг белую пелену, которая скрывала все вокруг. В таких условиях отстать и заблудиться было делом пары минут. Но все ехали и ехали, шутили на кратких стоянках и не признавались в усталости. Ладно, не буду их ругать, когда вернутся за мной, они просто устали…..
28 февраля 2009 года, Пангоды – Надым.
Кто-то вчера собирался ехать сам за рулем??? Но этот кто-то сегодня не может даже руки поднять. К тому же ночь, проведенная в спальнике на полу, не добавила оптимизма моей спине, в которую словно вогнали стальной штырь. Да уж, теперь я могу понять принцессу на горошине…
Сегодня последний день зимы. Символично завершить зиму в зимнем городе Надыме, до которого мы должны сегодня добраться. Там к нам присоединятся еще ребята, в том числе девушка. Она сама будет за рулем снегохода, а я поеду все-таки с Андреем, ведь удержать руль сегодня я явно не смогу, да и сегодня я как будто подготовлена к особенностям езды.
Вечер, я и мой блокнот. Сил нет совершенно, просто черкну пару строк, чтобы навсегда запомнить для себя, что подготовиться к северной земле, особенностям ее климата и рельефа невозможно. Сегодня наш путь пролегал в основном по лесу и здесь нас ждали новые испытания. Глубокий рыхлый снег, который каждого кто хоть немного съезжал с пути, принимал в свои пусть и мягкие, но трудновыбирающиеся объятия.
Здесь я выучила следующие основные правила. Правило первое - если съехал со следа и начинаешь буксовать в снегу, главное не останавливаться, а добавить газу. Но деревья частенько не позволяли осуществить это и машины проваливались в снег. Нужно сказать, что такого дружного коллектива я еще не встречала. Большинство ребят вчера только увидели друг друга в первый раз, но если какой либо снегоход терпел «бедствие», то все дружно отправлялись ему на выручку. Нужно сказать, что снегоход – машина маневренная и очень устойчивая, и поэтому его можно выровнять, даже если он начинает заваливаться набок. Главное, соблюдать второе правило – снегоход заваливается направо, а ты всей своей массой налево. Если же это не помогло, то очень важно соблюдать третье правило - нужно как можно дальше оттолкнуться от падающего снегохода, и постараться отлететь от него в противоположную сторону, чтобы он не смог придавить тебя своей массой. Это важно, потому что даже самый легонький на вид спортивный снегоход весит не меньше 150 килограммов и последствия его приземления на седока могут быть печальны для последнего.
Я сегодня, конечно, хорошо поупражнялась: прыжки в сторону, когда снегоход норовил нас сбросить, плавание в снегу - шагнула со снегохода дабы прогуляться на остановке и оказалась по плечи в снегу. Откопали))
Так что 144 километра до Надыма оказались очень насыщенными и в город мы заехали с одной мыслью – отдохнуть. По крайней мере, я))). Хорошо, хоть сегодня по пути мы смогли пообедать в цивильной столовой в поселке каком то. Я, конечно, ничего не имею против сухого пайка, но все-таки сало приедается и хочется чего-то горяченького.
Завтра самый тяжелый день маршрута. А я разбита совершенно, даже наклониться, чтобы расшнуровать свою обувь, не могу, приходится просить помощи. Как я не люблю зависеть от кого-то другого, но придется потерпеть. Ведь я хочу пройти этот маршрут, во что бы то ни стало!!!
Да, и еще. В Надыме нас встречали как настоящих героев. Встреча была очень теплой, многочисленной. Жители фотографировались с нами, расспрашивали. Все-таки приятно делать полезное дело, пусть оно даже и такое трудное….
1 марта 2009 года, Надым – Кутопьюган.
Запахло весной, метелям отбой,
Хозяин седой ворота открой!
Сегодня первую половину пути прошли по «зимнику» – дороге, подготовленной для передвижения в зимнее время, летом же здесь проехать невозможно. Мне, конечно, было легко и я даже смогла осмотреться по сторонам. Лес здесь действительно карликовый, но это если сравнивать с нашими тюменскими лесами, а так он вообще то очень даже ничего. А вот водителям пришлось быть все время настороже: любое экстренное торможение могло привести к ЧП, кроме того, на дороге встречались «петли», которые тоже таили в себе беду. Дорога эта действующая, поэтому опасаясь встречного транспорта, ехали друг за другом по своей полосе. Сегодня я смогла наконец-то рассмотреть все снегоходы. Всего их было 29, из них 1 «Артик Кэт», 1 «Полярис», 1 «Ямаха» и все остальные бомбардиры. Бомбардиры тоже все были разные: мощные и послабже, спортивные и тяжеловесные. Но все одинаково красивые и притягивающие взгляд. Да, и вообще вся колонна снегоходов с развевающимися флагами, включенными фарами смотрелась не просто красиво, а внушительно, я бы сказала.
Когда мы собирались в путь, я знала, что наш путь будет проходить вдоль 501-й Сталинской стройки. И действительно мы проезжали мимо фрагментов разрушенной железной дороги. Причем железнодорожное полотно было поднято над землей на сваях на высоту метра 2-3 из-за вечной мерзлоты. Вызывает это все чувство горечи и недоумения: как же можно было так с людьми поступать, как они все это вынесли? Недаром нам говорили, что, образно выражаясь, мы едем по костям, ведь в таких условиях человеческая жизнь заканчивалась быстрее, чем гас фитиль у свечки…..
И вот на пути нам попался поселок коренных жителей – ненцев. Хотя, скорее всего это можно было назвать временным стойбищем, ведь хозяева на одном месте долго не задерживаются. Ну, такое я видела только в учебниках по истории и в кино: несколько чумов, стадо оленей, сани, собаки и люди в меховых одеждах. Они что действительно живут в этих палатках, покрытых шкурами оленей?!! Да уж. Собачки, лайки, по всей видимости, мне очень понравились: маленькие, пушистые, прыгучие. И большие помощники своим хозяевам в деле управления оленями. Мы увидели, как ловко они с ними управляются, когда пригнали все стадо оленей, и нужно было отогнать одного из них для того, чтобы забить. Нужно сказать, что ненцы – это своего рода северные ковбои: они взмахнули веревками (не знаю, как они у них называются) и готово, один олень пойман. Дальше я процедуру смотреть не стала, но мне рассказали, что ненцы оленя задушили, чтобы не потерять ни капли крови. Кровь и свежее сырое мясо считается здесь деликатесом, оно дает витамины и жизненную энергию. К слову сказать, ваш покорный слуга, то бишь я, попробовала и то и другое. Если отключить мозги, то вкус нормальный: кровь напоминает соленый томатный сок, а сырая печень безвкусна и требует соли. Местные женщины, улыбаясь, говорили: «Ешьте, это экологически чистый продукт»! Олени в это время разбрелись вокруг и откапывали ягель. Так интересно было наблюдать – сначала они роют в одном месте снег, чтобы добраться до корма, а потом едят ягель. Поэтому то у них такие морды: с чуть удлиненными носами, покрытыми волосами. Но пора было и честь знать, ведь нам еще ехать около 120 километров, а день уже перевалил за полдень.
Проехав еще километров 30, мы остановились. Перед нами были островки Архипелага ГУЛАГ. Кто не знает, ГУЛАГ – это Государственное Управление Лагерей эпохи вождя народов Сталина. Бараки….Тут и там стояли полуразрушенные бараки.
Трасса между тем кардинально изменилась. Мы ушли с зимника и углубились в лес. Дорожка извивалась и петляла, как змея, бугорки сменялись ямками. Несколько раз дорога превращалась в сойтл – трамплин для тех, кто занимается скейтбордом. Кто-то взлетал, кто-то заползал, но все снегоходы преодолевали препятствие за препятствием.
На привале, достав сухие пайки, мы обсуждали трассу. Кому-то казалось она трудной, кто-то курил, но никто не сказал, что ехать легко. А мне хотелось конфетку… Простую маленькую шоколадную конфеточку. После долгих поисков и обшариваний карманов мне был выдан пакетик растворимого кофе «3 в 1»… Экстрим продолжается!
Начинало темнеть, а до ближайшего населенного пункта еще километров 60. Это не есть хорошо, надо было торопиться. И мы торопились. С одной сопки на другую, через лес, по реке, через тундру! Путь казался бесконечным, вокруг темнота, только фары снегоходов прорезают ее. Главное не отстать и не потеряться! И, наконец-то, огни!!!
Деревушка Кутопьюган. Маленькая, далекая от всего остального мира деревенька. Но такого концерта, который подготовили нам детишки, мы все долго не забудем! Они пели песни на русском языке и на местном, танцевали, показывали сценки. И все так трогательно, так радушно. Впереди меня сидела маленькая хорошенькая девочка с большими глазами. Она все время оборачивалась и исподтишка разглядывала меня. Но стоило мне взглянуть на нее, как она тут же отворачивалась. Мне она понравилась. Я подошла и спросила, как ее зовут. И как вы думаете, было ее имя??? КРИСТИНА. Вот так, встретила тезку вблизи Полярного круга.
Но было еще событие в этот день, которое я буду помнить очень долго. Когда мы все собрались на ужин, мне подарили букет цветов. После пройденных 180 километров. В честь начала весны. И открыли шампанское. Никогда еще я не встречала так весну! И никогда мне не были милы так красные гвоздики….
2 марта 2009 года, Кутопьюган – Аксарка.
Утром, открыв глаза, я мысленно вздохнула и приготовилась к боли, сопровождающей каждое мое движение. Повернулась и – о чудо!- тело было легким и ни капельки не болело!!!! Я вскочила на ноги, наклонилась, повернулась – боли не было!!! «Ребята, у меня ничего не болит!» - «Слава богу, значит, сама обуваться будешь» - проворчал кто-то из них с матрасов, разложенных по всему полу столовой, в которой мы сегодня ночевали.
Мы выехали. Сегодня я увидела, какое чистое и высокое небо над нами. А часов в 10 утра взошло солнце и вокруг все засверкало, заискрилось и расцвело. Снег казался искрящимся полотном, усыпанным бриллиантами. Как же все-таки красиво все вокруг!!!
Но, отставив лирику в сторону, нужно заметить, что маршрут был сегодня ненамного легче вчерашнего: сплошные ухабы, извилины, жесткий наст сменялся глубоким снегом. Да уж, совсем не скучно. Когда мы ехали по реке, ребята показали, на что способны их снегоходы и они сами. Они выписывали кренделя и зигзаги на бешеной скорости, а один буквально взлетел на крутой склон реки. Ему не хватило совсем чуть-чуть, чтобы пробить козырек и выбраться наверх. Господи, камикадзе!!!
Неудивительно, что после таких гонок и выкрутасов у всех разыгрался зверский аппетит. Хорошо, что сегодня на обед гречка с тушенкой и горячий чай. Вкуснее обеда я, кажется, не ела.
Видимо, мы сильно расслабились от желтого солнца и горячего обеда. А зря, не стоило забывать, что мы на экстриме и вокруг много опасностей. То вылетал с трассы один снегоход, и ему требовалась помощь и эвакуация, то снегоходы налетали друг на друга, не успевая затормозить перед неожиданными выкрутасами трассы. Люди напряглись, стали серьезнее, остановки стали чаще, все время ждали задержавшихся, отстающих, колонна растянулась на многие километры. Вдобавок к этому маршрут через каждые метров 10 стали преграждать размывы. Вода поверх снега и льда – что может коварнее? Уже в глубокой темноте мы подъезжали к Аксарке, преодолев за сегодняшний день ни много, ни мало – 255 километров.
Я не перестаю удивляться возможностям человеческого организма. После такого тяжелого дня хотелось, просто молча лечь и лежать, держась руками за пылающие щеки. А ребята располагали снегоходы на стоянке, чехлили их, шли ужинать и все это с шутками-прибаутками. Что можно сказать? Только респект и уважуха!
3 марта 2009 года. Аксарка – Салехард.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой он трудный самый…
Сегодня действительно последний день нашего пробега, уже пройдено 700 километров, осталось всего 70. Это кажется пустяком по сравнению с тем, что уже пройдено. Наверное, это будет приятная прогулка напоследок. Кто же знал, что нас ждет такое впереди…
До Салехарда нам предстояло добираться по реке. И здесь нас ждало много неприятных сюрпризов. Середина реки была недоступна для передвижения из-за торосов, острых как клинок дамасской стали, и размоин. Пришлось ехать вдоль берега. А здесь нас поджидали запорошенные снегом валуны. Первые 2 десятка километров и 6 поврежденных снегоходов. Ужас. Первые снегоходы проходили безболезненно, приминая снег, а вот всем остальным, следующим след в след, пришлось нелегко. Трасса казалась долгой, время тянулось медленно. Наконец, к часу дня мы добрались до Салехарда и забыли обо всех неприятностях. Здесь у Стелы, обозначающей место пересечения Полярного круга, нас встречали. Да еще как встречали: с песнями, танцами, подарками, приветственными речами. Голова кружилась оттого, что все сделано, маршрут пройден, и, главное, люди это ценят, это нужно обществу, а не только нам, горсточке энтузиастов-экстремалов….
[525x700]