Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избежать татарского ига, что способствовало сохранению накопленной им культуры и ее расцвету в XIII–XV веках. До 1348 года Псков входил в число новгородских пригородов. На основании Болотовского договора он получил полную самостоятельность, превратившись в равноправный с Великим Новгородом политический центр. Этот свободный город имел свое вече, которое издавало законы, принимало или отвергало князя, выслушивало доклады своих посольств, судило по важнейшим делам, утверждало расходы по строительству крепостных стен. В вечевых собраниях участвовали не только знать, но и «черные люди», массы ремесленного и торгового населения. Роль князя была в Пскове еще более скромной, нежели в Новгороде, а местное боярство не могло сравниться по влиятельности с новгородским, так как вследствие малой территории Псковской области здесь не получило развитие крупное землевладение. Земля находилась преимущественно в руках мелких собственников, составлявших большинство на псковском вече.

Богородица Великая Панагия со святыми Николаем и Георгием.
![]()
Диесус со святыми Варварой и Параскевой. Первая четверть XV в.
![]()
Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.
Икона "Ульяна". Конец XIV - начало XV в.
![]()
Манера письма художников древнего Пскова поистине уникальна. Псковскую икону, особенно местной школы, созданную в XIV — XV веках, сразу выделишь среди других произведений средневековой живописи. Никто из современников не мог написать такие лики, какие смотрят с икон древнего Пскова. Да они, вероятно, казались мастерам остальных русских городов странными, далеко не соответствующими традиционным представлениям и канонам изображения святых.

Чудо Георгия о змие

Около семисот памятников древнерусской живописи собрано в фондах Псковского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Редкие иконы обнаружены в результате систематически проводимых экспедиций в различные районы Псковщины.
Сошествие во ад. XV в.

Икона «Сошествие во ад» рубежа XIV—XV вв. захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен — красных, тёмно-зелёных и тёмно-коричневых. Христос, изображённый в энергичном развороте, одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики.
Собор Богоматери. Вторая половина XIV века

Успение Богоматери. Середина XVI века

«Житийная икона св. Параскевы Пятницы» - начало XVI века

В Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника впервые в постоянную экспозицию введена икона святого равноапостольного великого князя Владимира и святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которая была вывезена немцами из оккупированного Пскова во время Великой Отечественной войны. Это событие приурочено к годовщине крещения Руси, которое связано с именем князя Владимира (см. ниже)
http://pechori.ru/rarity/ikonopis-pskova
http://w.histrf.ru/articles/article/show/pskovskaia_shkola_ikonopisi
http://informpskov.ru/news/183210.html
Серия сообщений "иконописные школы":
Часть 1 - Невьянская икона
Часть 2 - ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА ИКО́НОПИСИ