Entia praeter necessitatem non esse multiplicanda (лат.) сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости.
Entium varietates non temere esse minuendas (лат.) разнообразие сущностей не должно минимизироваться случайным образом.
Прочитала в работе А.Шопенгауэра "О четверояком корне закона достаточного основания". Была несколько удивлена. Если первый принцып уже воспринимался мной как банальность, то второй явился чем-то неожиданным.
"Божественный Платон и изумительный Кант соединяют свои убедительные голоса, советуя при выборе метода философствования, даже всякого знания вообще, руководствоваться таким правилом: надо, говорят они, следовать в одинаковой степени двум законам — закону однородности и закону спецификации, но не одному из них в ущерб другому.
Закон однородности требует, чтобы, выявляя сходство вещей и их соответствие друг другу, мы постигали виды, объединяли их в группы, а группы в роды, пока в конце концов не дойдем до высшего всеобъемлющего понятия. Так как этот закон трансцендентален, сущностен для нашего разума, он предполагает соответствие ему природы, и это предположение выражено в старом правиле: entia praeter necessitatem non esse multiplicanda.
Напротив, закон спецификации Кант выражает так: entium varietates non temere esse minuendas. Это значит, что мы должны строго различать группы, объединенные многообъемлющим родовым понятием, а также объединенные им высшие и низшие виды, остерегаясь совершить какой-либо скачок и подводить низшие виды, или даже особи, непосредственно под понятие рода, ибо каждое понятие может быть еще разделено на более низкие и ни одно из них не сводится к простому созерцанию.
Кант учит, что оба закона — трансцендентальные основоположения разума, a priori постулирующие соответствие им вещей, а Платон высказывает, по-видимому, то же на свой манер, говоря, что эти правила, которым вся наука обязана своим возникновением, совлечены вместе с огнем Прометея с престола богов. " Первая глава. Введение. § 1. Метод.