• Авторизация


Снимем розовые короновирусные очки (часть 32) 16-11-2021 00:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Снимем розовые короновирусные очки (часть 31). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

В ноябре у нас выделяют интересные даты. Революцию сегодня трогать не буду. Давайте отметим 4 ноября — День народного единства и 11 ноября 1480 года — стояние на Угре, означающее окончание «Татаро-монгольского ига».

Тему крепостного права я начала поднимать ранее: в частях 8, 9 и 12 мы выяснили, что из глуби веков на территории Руси чётко прослеживается деление на варны земледельцев, состоящее из финского населения и служивого сословия (помещиков) в большей части тюркского происхождения. «Grattez le Russe, et vous verrez un Tartare». Давайте же поскребём тему та(Р)тарского вопроса.

Про европейское феодальное (ТЕОдальное) право в школе все учили. Начиная с «Мерсенского капитулярия» франкского короля Карла Лысого идёт известный мем «Вассал моего вассала не мой вассал». Структура феодального общества состоит из трёх групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники. Вассал должен добровольно через посвященный обряд и произношение клятвы по установленному договору-посвящению перейти в подчинение какому-нибудь сеньору, чтобы иметь право управлять земельным участком и платить дань. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, они были связаны с господами договорными отношениями через клятву-обязательство.

Так вот, что касательно тюрок, у них было так называемое «тиморное право», которое сильно отличается от феодального права Западной Европы. Для понимания, берём цитату из сочинения польского книжника Михалона Литвина: «Татары превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они или добыты в сражении, или приобретены за деньги, однако более семи лет их не держат в неволе».

Тимор был лишь дар Султана/хана военному человеку, который мог быть отобран по произволу Султана. Владелец при таком праве собирал подать (дань) с местного населения, но не участвовал в его жизни, сохраняя в целостности церковь, местную администрацию, формы народного суда. Такие господа оставались воинами, чуждыми земледелия и хозяйства.

Легко догадаться, что территория Руси оказалась на эдаком правовом пограничье между европейским феодализмом и азиатским тиморным правом. Поэтому здесь всё сдобрено своеобразным национальным колоритом, где чего только не намешано. Вы понимаете, я не могу в данном контексте употреблять прилагательное «русский». В тот временной период, который мы сейчас рассматриваем, ничего русского здесь ещё не было, тем более в правящих верхушках, коих по большей части мы и будем касаться. Слово «русь» финского происхождения и означает «светлое место».

Преинтереснейшим фактом является то, что термин «бояре» имеет хазарское происхождение и использовался для обозначения высшей социальной прослойки общества. Еврейские авторы отмечают, что в «Повести временных лет» содержится значительный пласт ветхозаветной традиции, а в «Русской правде», многие статьи заимствованы из талмудического права. Т.е. «хазарские ушки», о которых я Вам писала ранее в «Очках» 16, 26, 28 торчат и здесь. Влияние хазарской иудейской культурной традиции на Руси стало ослабевать только с принятием христианства. Позднее к противостоянию добавился религиозный конфликт между православием и католичеством.

Боярская вотчина – это средневековая разновидность феодального земельного владения с правами полной частной собственности. Это такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян. Слово восходит к понятию «отец» («вотчина», или «отчина»), поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.

Я вам уже который раз пытаюсь донести, что до Вестфальского мира (часть 22) ничего похожего на современные национальные государства не существовало, и границ не было тоже. Важна была святость и нерушимость личной клятвы в преданности (присяги) конкретному правящему роду. Вотчинники воспринимали свою службу именно как вассальную зависимость от конкретного государя, а не от абстрактного государства.

Существовали вассальные отряды отдельных владельцев. Причем интеграция таких отрядов в общегосударственную служилую систему не прекращалась даже в годы дестабилизации центральной власти во время «боярского правления» в малолетство Ивана Грозного. Следует понимать, что крепостными на Руси были не только крестьяне. И бояре, и дворяне были так же прикреплены к своему господину. И не было у них права перехода даже в Юрьев день.

Кроме того, в окружении Ивана Грозного преобладали татары, если «поскрести», то выяснится, что опричнина сплошь татарская (не вся, но не в этом суть, большинство). Царь объявил устав опричнины, который включал передачу в собственность государю ряда городов, волостей и отдельных улиц, создание отряда особенных телохранителей, назначение особых сановников для услуг своих, строительство нового дворца, огороженного крепостной стеной.

Формально до середины XIV столетия Московская Русь оставалась вассалом Орды, при этом во всех уделах региона правили Рюриковичи. Хотя Чингизиды, представители "золотого рода" (тюрк. "Алтай уруг"), устроители «золотого порядка» стояли выше всех служилых Рюриковичей и Гедеминовичей и уступали только Калитичам, а позднее — Романовым. В XVI веке Москва стремилась заполучить Чингизидов из разных регионов для подъема государственного престижа.

В итоге Чингизиды выстроились во внутреннюю иерархию, из них сложилась татарская служилая корпорация, параллельная государственной. Происходившие от этих переселенцев фамилии, имеющие тюркские корни, со временем стали восприниматься как русские: Курбатовы, Басмановы, Ахматовы, Щелкановы... Вплоть до середины XVI века (и даже позднее) был период сосуществования служилых «городов» с дворянскими корпорациями центра страны. Я писала, что «Золотая Орда» тоже была устроена как корпорация (часть19).

Вот с этого момента стоило бы переключиться на описание параллельных структур, которые складываются сейчас. Но за неимением места, опишу это как-нибудь в другой раз. Остановимся на том, с 1 ноября у нас в стране введён Культ Жидкости. Про чудотворную жижу теперь можно говорить только хорошо, либо ничего. Специально для пенсионеров введён аттракцион «Уколись и прокатись!». А скоро все не имеющие куку-код перемещаться по стране не смогут. «Принятие таинства уколизации» некоторые сравнивают с крепостным правом.

«Широка страна моя родная, /Много в ней лесов, полей и рек!/ Я другой такой страны не знаю,/ Где так вольно дышит человек.» (Песня из фильма «Цирк»)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Снимем розовые короновирусные очки (часть 32) | Екатерина_Москалюк - Дневник Екатерина_Москалюк | Лента друзей Екатерина_Москалюк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»