ЭРЗЯ НАРОД РУСИ (ФИННО-УГОРСКИЙ)
Э́рзя (эрзя́не, эрз. Эрзят) — этническая группа мордвысоставляющая большую часть этого народа, или отдельный мордовский народ наряду с мокшанами[4
О народе Arsaja (Ersaja),(ПО ИНГУШСКИ АРЖА, АРДЖА(ЭЪАРЖА) ЧЕРНЫЙ) царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X век)
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.
Главным народным праздником эрзян является всенародное моление — Раськень Озкс, которое проводится во вторую субботу июля, в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия (ежегодно проводится Велень Озкс, раз в 4 года Всеобщий Раськень Озкс)[10].
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45 (такие шапги роги ингуш. женищна носили до 19 века, они есть щас в музеях ингушетии и в фамильных моглиниках-склепах ингушей )
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщине надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку
У эрзянских женщин были разнообразыне платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали.
Известные эрзяне
Боляев, Акай( мурза Кайко) — участник восстания Степана Разина.один из предводителей национально-освободительной войны народа эрзя, состоявшейся в 1670—1671 годах.
Шо́кша — этническая группа эрзян. Язык — шокшинский диалект эрзя́нского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи.
Шокша проживает в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и в 5 Торбеевского района (Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште). Общая численность составляет около 10 000 человек.
Илларио́н Макси́мович Я́ушев (16 января 1902 года — 31 мая 1961 года) — советский певец, заслуженный артист РСФСР, заслуженный и народный артист Мордовской АССР. Эрзя[1].
эрз. Никул Эркай
ФАМИЛИИ ЭРЗЯН:
Галаев (Галай цёрань) /Вождаев/Бажов/Дадоновъ/Леляева/Чапаев/А
Кизаев Кизэ,Кизай цёрань/Козаева. Козай, Кузай цёрань /Леляева. Леляй валстонть/Мазаев Мазай цёрань/Микаева Микай цёрань/Мучкаев Мучкамс валстонть/
Пуркаев. Пурька,Пуркай цёрань/Радаев Радай цёрань/Родаев Радай цёрань/Сатаев Сатай цёрань/Тумаев Тумо/ Чепанов Чапан/Чинаев . Чинай цёрань/.
Ярмаков Ярмак валстонть. /Яушев Явомс
ФАМИЛИИ ИНГУШЕЙ И ТЕЙПЫ:
По ингушски ЦЕр-имя(от слова Цер. Це-огонь) Аушевы(Оушнак), Галаевы(Галай), Гулоевы , Тумгой(ингуши), Чапаевы(чеченцы), Чапановы(ингуши Таргимхой),
Лялах(Йвлой селение), Радуевы (чеченцы), Сатаевы(чеченцы) Сата-имя ингушей,
СХОДСТВО:
Ингуш.яз.чёрный Аржа /эрзянский раужо «черный»
ингуш. яз. Лоа "снег"/ мокшанский лов "снег"
ингуш. яз. А "нет" /мокшан. яз. Аф "нет"
ингуш. яз. Ал "князь, огонь"/ мокшан. яз. Аля "мужщина"
ингуш. яз. Мар "муж" / мокшанский яз. Мирде "муж"
ингуш. яз. Пельг "палец" ког "нога"/ мокшан. яз. пильге "нога"
ингуш. яз. Фу "воздух", Фу(воздух) хехк(котать) "дуть" / мокшанский уфамс "дуть"
ингуш. Со "я" , Оамде "учить" /Мокшан. яз. содамс "знать"
Ингуш. яз. Ели, Ел "умирать, Ул-лежать, Улом-лежа" / Мокшан. яз. куломс "умирать"
Ингуш. яз. Ал "огонь"/ мокшанский тол "огонь"
ингуш. МАДа, чечен. Мода» грязь / эрзянский мода /мокшанский мода грязь
Ингуш. яз .Ажаг1а, Ажа "желтый" / Эрязнский яз. Ожо "желтый"
Ингуш. яз .А "нет" / эрзянский. яз. А "нет"
ингуш. яз. Цер, Ал "огонь," "жрец, князь" / Эрзянский. цёра, аля "мужщина"
ингуш. яз. Мар "муж"/ Эрзянский яз. Мирде "муж"
ингуш. яз. Да "отец", чечен. яз. Дада "отец" / Эрзянский яз. Тетя "отец"
ингуш. яз. Чо "волосы" / Эрзянский яз. Черь "волосы"
ингуш. яз. Пельг "палец" ког "нога"/ эрязнский яз. пильге "нога"
ингуш .яз. Кильг, Кульг, Кар "рука" / эрзянский Кедь "рука"
ингуш. Со "я" , Оамде "учить" /эрязн. яз. содамс "знать"
ингуш. яз. Ал "огонь" / Эряз.н яз. Тул "огонь"
ЭРЗИ(замковый -башенный комплекс ингушей) , Эрзи по ингушски Орел.(Арзи-смотритель Неба)
Родовые башни Яндиевых, Мамиловых и др. ингушских фамилий
Эрзи в переводе с ингушского - "орел". "В ненастье, когда вся нижняя часть долины Армхи закрыта облаками, башни Эрзи напоминают гнездо, доступное только орлам", - пишет в своей книге "В стране башен и легенд" историк и краевед Батыр Мальсагов.
Средневековый башенный комплекс Эрзи находится на юге Ингушетии, в Джейрахском районе, напротив селения Ольгети. На склоне горы стоят девять боевых, на удивление хорошо сохранившихся башен, подпирающих небо над рекой Армхи. Восемь образуют оборонительное кольцо вокруг селения, девятая стоит у входа в аул. Между ними расположились 2 полубоевые и 20 жилых башен с различными пристройками. Древние сооружения опоясаны каменными стенами.
Башни и стены сложены в основном из речных валунов. Башенные постройки не имеют фундамента, они стоят непосредственно на скальной основе - материке.
Отличительной особенностью Эрзи является прекрасная сохранность пятиярусных боевых башен, вплоть до венчающего крышу замкового камня. Высота боевых башен достигают 25-30 метров, ширина стен у подножия - 6 метров. Впечатляет и расположение Эрзи: поселение находится на каменистой, поросшей травой террасе, а за ним высятся суровые голые скалы.
Селение Ольгети, на которое "смотрит" Эрзи, тоже по-своему примечательно.
НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ.
Народ Эрзя изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине 13 века - в составе Пургасовой Руси (восточная её часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку Мерей, Муромой, Мещерой, Мари, Весью, Голядью была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты (Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006. – С. 64). В 882 г. Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских племен создателями Киевской Руси. Новгородские русы (князь, его окружение, дружина), придя на Днепр, частично ассимилировали местное население в языковом и цивилизационном отношении, ибо находились на более высоком уровне общественного развития.
Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села из-под эрзянского города Мурома.
В ходе формирования русского языка во взаимодействии с языками народов чудь, весь, сумь, финнов, корел, варягов и т.д. Эрзя (Ра) трансформировалась в «Русь». В 9-10 веках скандинавы (норманны) имели поселения на Средней Волге (в то время Ра), среди эрзяно-меряно-муромского населения.
опонимы меряно-эрзянского происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московскойобластях составляют 70-80 % (Вёкса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, Лехта, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукса, Нукша, Паленьга, Пеленга, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, Шакша, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Урдома, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80 %), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (Мерехта), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понга, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100 %), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакша, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и т.д. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшма, Шуя и др.(Вологодская обл.), Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сишка, Талалга, Удомля, Урдом, Шомушка, Шоша, Яхрома и др. (Тверская обл.), Арсемаки, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др. (Владимирская обл.), Вирея, Воря, Волгуша, Лама, Москва, Нудоль, Пахра,Талдом, Шухрома, Яхрома и др. (Московская обл.). (Сазонов Л.Н. Радуга. Саранск, 2009. С.178-179).
Название АРСЕМАКИ, ПЯЛЕНГА (ингушское тейпа Йовлой, род Арсамаковых, (Арсамак-нак/нян) селение Йвлой (В Горной Ингушетии)
Пялинг(ингуш.) -селение Йовлой. ЙОВЛОЙ наидревнейший ингушский тейп.
Свастика фашистов это тамга рода Йовлой. Тирискель что на флаге жреческий Евлоевский символ.
Евлой являются выходцами из горных селений Центрального Кавказа: Ний, Пялинг, Йовли, Ний-коте, Лялах.
Онга имя чеченцев и ингушей
Ний- селение ингушей клана Йовлой