• Авторизация


КНИГА ДИКАРЕЙ, ИЛИ НЕ СТОИТ РАЗМАХИВАТЬ МОЛОТКОМ... 09-06-2010 14:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Вторая часть заголовка напрямую связана с известным и весьма любимым мною выражением - если у человека в руках молоток, слишком многие предметы похожи на гвозди )

Данная история произошла в XVIII-XIX веках, и основным её героем является французский миссионер и знаток индейских письменностей аббат Эммануэль Домене, которому в середине XIX века в руки попала загадочная тетрадка неизвестного происхождения, вывезенная откуда-то с территории современной Канады и пролежавшая долгие годы в библиотеке. Тетрадка эта была вдоль и поперёк изрисована картинками и загадочными знаками, автором которых вполне мог бы быть какой-нибудь индеец. Собственно, так и считалось: кто-то из индейцев, столкнувшихся с европейскими миссионерами и освоивших нехитрую науку использования карандаша, оставил потомкам этот бесценный памятник уходящей культуры.

Был XIX век, совсем недавно индеец Секвойя (увековеченный потом ботаником Штефаном Эндлихером, назвавшим в честь Секвойи род гигантских хвойных деревьев), вождь племени чероки, на основе европейской письменности разработал свою слоговую азбуку и создал таким образом письменность на своём родном языке чероки, так что сомневаться в правдоподобности версии об авторстве никаких причин не было.

Аббат Домене был весьма образованным человеком, действительно хорошо разбиравшимся в культурах и письменностях индейских племён, и приложил немало усилий к расшифровке содержимого чудесной тетради. Согласно результату его трудов, тетрадь была своего рода летописью множества событий из жизни индейцев. Среди загадочных рисунков Домене обнаружил образы богов и героев, картины странных религиозных ритуалов, сцены встречи с белыми людьми и сложные символы, отражавшие проникновение образов христианства в сознание индейцев. Он выделил среди символов тетради три типа: иероглифы (собственно картинки), европейские цифры (или нечто на них похожее) и некий третий тип, частично состоявший из европейских букв, а частично -- из неизвестных знаков, который Домене принял за незнакомую слоговую письменность.

Вот некоторые из комментариев аббата к тексту:

"Дух, благословляющий сидящих на корточках индейцев. Крест Св. Андрея, должный символизировать скальп, фаллос — символ плодородия." (Надо сказать, начало тетради вообще было посвящено каким-то оргиастическим обрядам, связанным с плодородием.)

"Два вождя с соединёнными цепочкой головами — как знак единства их мыслей и заключения союза. Луна (перечёркнутый кружок) как символ ночи и времени колдовства и заключения магических союзов. Тотем, похожий на лошадь или осла, вероятно, изображающий рысь."

"Ребёнок в могиле, как символ Рождества, или Св. Гроба."

"Послы от европейцев или от южных племён, присланные для переговоров. Широкие линии, похожие на хвосты, справа от фигур, по всей видимости, символизируют медицинские мешки - неотъемлемый атрибут знахаря."

Словом, получалось, что аббат извлёк на свет Божий удивительный и загадочный документ. Вскоре вышла и книга Домене: «Иллюстрированное описание Америки, впервые сопровождаемое заметками, относящимися к пиктографии краснокожих, написано аббатом Эм. Домене, членом Парижского Географического общества и т. д. Произведение издано и согласовано с Государственным министром и министром Императорского двора», Париж, 1860 год.

Первоначально работа получила восторженный приём, и никто не ждал той катастрофы, которая случилась через год. Так вышло, что работа Домене попала на глаза какому-то немецкому учёному, и тот узнал в загадочных символах "третьего типа" отнюдь не таинственную систему письменности, а просто символы немецкого готического шрифта, с которым не был знаком несчастный аббат. В результате многие таинственные подписи под картинками оказались простыми немецкими словами -- "мёд", "колбаса", "нехорошо" и т. п. Окончательный вывод был суров: тетрадка - не памятник индейской культуры, а просто результат безделья страдавшего от скуки немецкого школьника XVIII века, изрисовавшего её вдоль и поперёк.

"Размахивающая плетью фигура — не индейский шаман, а учитель, наказывающий ученика. Странной формы фигура — не символ молнии и наказания господнего, а самая обыкновенная колбаса. Шестиглазый человек — не мудрый и отважный вождь племени, а плод богатой детской фантазии. Не три главных шамана подносят ко рту ритуальные предметы, а три ребёнка едят бублики. Бог облаков, дух огня и другие загробные личности обязаны своим существованием известному трюку, применяемому детьми при рисовании: точка, точка, два кружочка… А что касается фаллического культа, подобное примитивное бесстыдство аббат в большом количестве может увидеть и у себя в Париже, была бы только охота; баловники-мальчишки пачкают подобными рисунками стены определённых ассенизационных объектов."

Так и кончилась эта история. Загадка "Книги дикарей" была разгадана, а Домене осмеян и забыт. И всё же, согласитесь, забавно подумать, за что может быть принят простой лист из вашей записной книжки лет через сто
, [если человек, его нашедший, не будет вооружен критическим мышлением... - В.П.]

Примечание: авторство основного текста принадлежит Илье Меркину (http://ellioh.livejournal.com/56175.html), фразы про критическое мышление - вашему покорному слуге

Другие похожие посты вы можете найти в ПУТЕВОДИТЕЛЕ...


Мириддин: Рассвет, Любовь... Стихи, Поэзия Олеся Емельянова: Новогодние сценарии, стихи, загадки, песенки и подарки для детей Детские стихи, загадки Новый год! Съедобные новогодние украшения и елочные игрушки своими руками Стихотворные метры и размеры. Стихи Феникс: Молния сверкнула как лезвие... Стихи, Поэзия Горностай: Мне совесть от рождения дана... Стихи про осень. Картинки со стихами. Терцеты. Феникс: Под ногами зимы... Стихи Василиса Иванова: Пейте душу мою... Стихи младой юности При царевне Василисе... Детские стихи Дневник Светлого Орка Виталий Портнов: Смелость против бесстрашия Виталий Портнов: Психическое напряжение, или что это такое и как с этим бороться. Galaxy Hunter. ЛиРу. Крокодилыч: У одиночества преимущества есть... Стихи Олеся Емельянова: Овечье стадо. Басня в стихах

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
Ответ на комментарий Ума_которая_Турман # Ума_которая_Турман, угу - а всего-то надо было не считать себя самым умным, не зная немецкого готического шрифта (по правде сказать, он действительно весьма сложен и витиеват)...
09-06-2010-14:57 удалить
Меня сильнее впечатлил молоток..Может,это время сейчас такое,неспокойное?..
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # Вы знаете немецкий готический шрифт?
Alfizik 09-06-2010-15:17 удалить
Замечательная "притча"!
Telefonichka 09-06-2010-16:39 удалить
выражение о молотке очень популярно у людей вашей профессии) постоянно его слышу.
а притча, да интересная..каждый смотрит со своей колокольни)
Ответ на комментарий Ума_которая_Турман # Ума_которая_Турман, я неплохо знаю немецкий и несколько раз видел книги, написанные этим шрифтом (он напоминает вычурный рукописный текст)...
Ответ на комментарий # ДИАНАФ, да нет, "молоток", как правильно написала Telefonichka, просто чрезмерно часто используется психологами/психотерапевтами, психиатрами
Ответ на комментарий Alfizik # Alfizik, да, настоящий анекдот из жизни
Ответ на комментарий Telefonichka # Telefonichka, вот-вот - и степень зашоренности некоторых взглядов иллюзиями очень высока
10-06-2010-09:10 удалить
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # Ну,вот- нас уже трое!Консенсус?
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # Виталий_Портнов, я сама неплохо знаю немецкий (переводчик).Шрифт погуглила )
Ответ на комментарий Ума_которая_Турман # Ума_которая_Турман, ну и как? Похож на письмена дикарей?
Ответ на комментарий # ДИАНАФ, если тебя больше устраивает такой вариант "соображения на троих", то да
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # Виталий_Портнов, если честно,то не особо ) Как его вообще можно было с какими-то письменами попутать? )
Ответ на комментарий Ума_которая_Турман # Ума_которая_Турман, это у аббата надо спросить
22-07-2010-23:38 удалить
Вообще-то это мой рассказ. Большой ценности он не представляет, однако заимствовать его без указания источника, с моей точки зрения, некорректно. Опубликован на anekdot.ru. откуда, вероятно, и был Вами взят. Он приведён без ссылки на источник, кроме того, заменена последняя фраза. Ничего про критическое мышление в оригинальном рассказе не было. Вот ссылки на оригинальный текст:

http://ellioh.livejournal.com/56175.html
http://verner.ru/id/433459/

Претензий у меня, пожалуй, нет, но я прошу сделать две вещи: указать ссылку на оригинал и устранить искажение текста. Если Вам важен пассаж про критическое мышление, можно дописать его в конце, чтобы было понятно, что частью рассказа он не является.

С уважением
Илья Меркин,
Санкт-Петербург
Ответ на комментарий # ellioh, спасибо за внимание! История была взята мною не с anekdot.ru, а с anekdotov.net (истории от 06 мая), где ее выложил некто "Без имени". Раз имя автора этой истории выяснилось, то приношу свои извинения и ставлю ссылки
23-07-2010-00:07 удалить
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # Спасибо, мне очень приятно, что всё разрешилось так здорово.
Ответ на комментарий # ellioh, забыл сказать - исправил текст и на mail.ru (http://blogs.mail.ru/mail/udacha-udacha/2A1E4E0AEE6E630A.html).
Rmes-project 18-08-2010-12:39 удалить
Ответ на комментарий Виталий_Портнов # неповезло человеку:)))
Ответ на комментарий Rmes-project # Rmes-project, меньше надо подгонять факты под иллюзии


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КНИГА ДИКАРЕЙ, ИЛИ НЕ СТОИТ РАЗМАХИВАТЬ МОЛОТКОМ... | Виталий_Портнов - Дневник Виталий_Портнов | Лента друзей Виталий_Портнов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»