В 70-80 годах было модно сравнивать эффективность применения похвалы и порицания в воспитательных целях. Этой теме были посвящены десятки исследований, несколько диссертаций... каким же был результат?
Как ни странно, результат в подавляющем большинстве случаев... отсутствовал - эффективность похвалы и порицания была практически одинаковой. В чем же дело? Почему за одно и то же действие человека можно и поругать, и похвалить - а итоговой результат не изменится (или почти не изменится)?
Ларчик открывается просто - и похвала, и порицание являются проявлениями внимания - а ведь именно оно (в противовес безмолвию-безразличию) помогает наладить обратную связь, показывая, что о человеке думают, помнят, заботятся. Вот он в ответ и сворачивает горы, рвет жилы - в общем, перевоспитывается

- помнится, об этом еще Макаренко говорил.
Вместе с тем не следует думать, что и хвалить, и порицать можно "от балды" - для достижения эффекта надо неукоснительно придерживаться трех правил:
1) И хвалить, и порицать нужно не человека, а его поступки;
2) И похвала, и порицание должны быть своевременными и с детальным разбором ситуации;
2) Хвалить человека желательно в большой компании, порицать - с глазу на глаз.
Возьмите их на вооружение - и почти все проблемы воспитания исчезнут сами собой
Другие похожие посты вы можете найти в
ПУТЕВОДИТЕЛЕ...
