• Авторизация


УСТОЙЧИВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ФАКТОРЫ РИСКА 03-08-2009 01:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Все причины тревожности можно разделить на две большие группы - внешние и внутриличностные.

К внешним относятся:

- недостатки семейного воспитания;
- сверхзацикленность на обучении;
- проблемы во взаимоотношениях с учителями;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками,

к внутриличностным:

- внутренний конфликт;
- неблагоприятный эмоциональный опыт.

Разберем каждую из них поподробнее.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Недостатки семейного воспитания


Нарушения взаимоотношений "мать-ребенок" выделяются в качестве центральной причины тревожности почти всеми исследователями. Всех матерей тревожных детей можно разделить на три группы:

1) чрезмерно активные, стремящиеся к тотальному контролю;
2) ригидные;
3) беспомощно-пассивные.

В каждом из этих случаев семейное воспитание направлено на ограничение социального опыта ребенка, что заставляет его ориентироваться преимущественно на семью. Кроме того, семьям с тревожными детьми одновременно присуща непредсказуемость поведения родителей (приводящая к нестабильности) и их авторитарная, доминантная позиция. В результате в переживаниях тревожных детей и подростков, связанных с семьей, преобладают чувства собственной зависимости и вины и почти отсутствует чувство защищенности.

Сверхзацикленность на обучении


Немногие знают, что влияние устойчивой тревожности на обучение двояко - она способствует успешности в относительно простой деятельности и препятствует - в сложной.

В отличие от эмоционально благополучных школьников, тревожные чаще не удовлетворены своей успеваемостью вне зависимости от оценок. Их удовлетворенность зависит от совпадения (или превышения) итогового результата с изначальными ожиданиями, которые, в свою очередь, разделяются на две группы - ожидаемое отношение родителей и изменение отношений с учителем.

В отношении родителей одинаково неблагоприятными были ожидание наказаний, снисходительности и равнодушия - в полном соответствии с аналогичными страхами мам/пап. Что касается восприятия оценки как выражения лояльности или нелояльности педагога к ученику, то подобная "инфантильная" позиция, характерная в норме лишь для первых месяцев обучения, обычно закрепляется у тревожных школьников надолго.

Проблемы во взаимоотношениях с учителями


Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к детям также являются одной из основных причин тревожности. Вместе с тем этот фактор, как правило, лишь дополняет другие, не являясь основным.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками


Несмотря на то, что прямая связь между уровнем тревожности и социометрическим статусом школьника в классе отсутствует, переживания тревожных школьников по поводу взаимоотношений со сверстниками во многом сходны с переживаниями по поводу отношений с родителями - и там, и здесь доминируют чувства зависимости и незащищенности. Это позволяет предположить, что не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики подобного общения.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Внутренний конфликт


Начиная с 10-11-летнего возраста начинает четко прослеживаться взаимосвязь между отношением к себе и тревожностью. Именно с этого момента можно говорить о тревожности как о свойстве личности, причем центральным фактором, способствующим ее возникновению и закреплению, являются особенности «Я-концепции» - а именно отношения к себе.

Неблагоприятный эмоциональный опыт


Устойчивая тревожность однозначно свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта, хотя источник его выявить порой достаточно трудно. Чаще всего причина кроется в ориентации тревожных детей и подростков не на реальные условия, а на внутренние предчувствия, ожидания, надежды и опасения, в результате чего количество "неуспехов", ведущих к накоплению отрицательного эмоционального опыта, резко возрастает. Кроме того, отрицательную роль также играет чрезмерная ориентация тревожных детей и подростков на внешние критерии успехов и неудач (отметку, оценку окружающих и т.п.) при отсутствии собственного мнения.

Подводя итоги, можно сказать, что для тревожных детей и подростков характерно:

- неумение оценить свои действия;
- найти оптимальную для себя зону трудности задания;
- определить вероятность желательного исхода события,

вследствие чего они значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оказываются неуспешными в ситуациях, в которых отсутствуют заданные внешние критерии.

Вместе с тем подобная "неуспешность" часто скрыто накапливается, оставаясь вне влияния родителей и педагогов, поскольку и в детском саду, и в школе основное внимание уделяется ситуациям с внешне заданными критериями, что позволяет тревожным детям добиться определенного успеха. Лишь когда количество "неуспешных" ситуаций превышает определенную планку, количество резко переходит в качество, приводя к декомпенсации как в учебе, так и во взаимоотношениях с родителями, педагогами и сверстниками.

Стоит отметить, что подобное "тайное" отрицательное восприятие своих способностей способствует приписыванию отрицательной модальности всему непосредственно воспринимаемому окружению и экстраполяции его в будущее, что чрезвычайно затрудняет его изменение.

Где же выход из этого замкнутого круга? Он очень прост и заключается в удовлетворении базовых потребностей в защите - сначала сообразно возрасту, а потом и более ранних. О том, как это сделать, будет рассказано в одной из следующих статей.

Другие похожие посты вы можете найти в ПУТЕВОДИТЕЛЕ...


Олеся Емельянова. Дневник в ЛиРу. Кукольный театр. Сценарии, пьесы, инсценировки. Олеся Емельянова. Дневник на mail.ru Олеся Емельянова. МойКруг. Дневник Феникса. ЛиРу. Поэтические игры Стихи и мысли Василисы. ЛиРу. Стихи и мысли Василисы. Mail.ru Дневник Василисы. Дайри.ру Дневник Светлого Орка Блог психолога. Лиру. Блог психолога. Мейл.ру Galaxy Hunter. ЛиРу. Немойберег. ЖЖ. Немойберег. ЛиРу.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
Nostalgial 03-08-2009-12:09 удалить
не, это все не про меня... разве что негативный эмоциональный опыт, но он был далеко не в детстве...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, у тебя нет резкого усиления тревожности в нестандартных ситуациях? Или при несбывшихся ожиданиях?
Nostalgial 03-08-2009-12:18 удалить
Виталий_Портнов, хм... скорее нет. хотя что считать нестандартными ситуациями... тревожность у меня в основном по поводу будущего. я просчитываю все наперед, и начинаю паниковать по поводу самых худших вариантов развития событий.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, если их невозможно однозначно устранить, не так ли?
Nostalgial 03-08-2009-12:32 удалить
скорее, если я не могу на них повлиять.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, это из той же серии - ведь влияешь ты для того, чтоб устранить или предотвратить, не так ли? Раз отрицательные события тебя пугают, значит, уровень отрицательных ожиданий выше, чем положительных - то есть имеет место "приписывание отрицательной модальности всему непосредственно воспринимаемому окружению и экстраполяция его в будущее"...
Nostalgial 03-08-2009-13:23 удалить
ну а кого не пугают отрицательные события? может, экстраполяция и есть, но это не связано с теми причинами, что вы огласили - и с мамой у меня отношения и были, и есть отличные, и в школе я была вполне успешна...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, отрицательные события и ожидания отрицательных событий (да еще с паникой по этому поводу) - вещи разные. А тревожность на экзаменах, контрольных, при ответах у доски в школе присутствовала?
Nostalgial 03-08-2009-14:02 удалить
ну, на контрольных нет, мне учеба легко давалась, а вот экзамены, да, все с валерьянкой, и в первом вузе тоже.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, ну вот видишь - тревожность же и раньше была, просто не в той степени. А как я говорил, состояние компенсации может сохраняться весьма долго...
Nostalgial 03-08-2009-15:16 удалить
по-моему, у любого человека, которому не пофиг его учеба, будет тревожность по поводу сложных экзаменов. хотя сейчас, впрочем, ее у меня нет, видимо, закалилась;) а причины-то тревожности так и остались в тумане.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, с причиной тревожности-то все ясно - гипертрофированные опасения по поводу отрицательных последствий вследствие недостаточной защищенности, а вот над причинами опасений и незащищенности стоит подумать...
Nostalgial 03-08-2009-15:52 удалить
Виталий_Портнов, и как с этим бороться? защищаться?))
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, для начала понять, что для тебя защищенность, а потом прикинуть, как ее достичь...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, если бы был простым, думаю, давно бы уже решился.
Nostalgial 03-08-2009-16:05 удалить
да, вы правы. фишка действительно в том, что я чувствую себя незащищенной. все из-за этого.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, угу
Nostalgial 03-08-2009-16:12 удалить
это потому что я совершенно одна, близких людей нет рядом. но исправить это достаточно сложно... и тоже мало от меня зависит...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, если чего-то нет, его надо искать - дорогу осилит идущий...
Nostalgial 03-08-2009-17:29 удалить
у меня что-то силенок уже нет)
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, тебе жить - тебе и решать...
Nostalgial 03-08-2009-17:35 удалить
ну, так оно ясно... но что-то я пока... не знаю, куда дальше идти.
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, думаю, к людям
Nostalgial 03-08-2009-17:51 удалить
эх, знать бы еще, к которым...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, узнать то, что тебе понравится, не сможет никто, кроме тебя...
Nostalgial 03-08-2009-17:55 удалить
эдак вы сегодня сыплете прописными истинами...
Ответ на комментарий Nostalgial # Nostalgial, от того, что они прописные, они не становятся менее истинными
Storm69_welcome 04-08-2009-01:56 удалить
Ребенок всегда должен быть занят и увлечен, тогда он избежит многих психологических проблем...
Ответ на комментарий Storm69_welcome # Storm69_welcome, согласен, причем "увлечение" гораздо важнее "занятости". Кроме того, желательно, чтобы интересы ребенка разделял кто-то еще помимо него самого.


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УСТОЙЧИВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ФАКТОРЫ РИСКА | Виталий_Портнов - Дневник Виталий_Портнов | Лента друзей Виталий_Портнов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»