(Разбор поста
ФОБИИ-5, ИЛИ ПРИМЕР "ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЛЕЧЕНИЯ ФОБИИ"... производится по просьбе
Nostalgial)
Несмотря на кажущуюся простоту фраз тренера, почти каждая из них представляет собой глубоко продуманный психологический ход. Так, в самом начале он выбирает человека, которому в достаточной степени надоела его проблема и который готов с ней сражаться.
Ключевыми фразами здесь являются "желательно, чтобы это был достаточно сильный страх" и "ты действительно хочешь это изменить?" Для успешного воздействия желание избавиться от проблемы должно быть прямо пропорционально ее силе - а чем сильнее желание, тем быстрее достигается результат. Причем не столь важно, каким оно будет по направленности - даже если клиент захочет посадить специалиста в лужу, этим можно воспользоваться для успешной терапии.
Для того, чтобы понять, как это осуществить, представьте себе парусник, который уверенно, хоть и чуть медленнее, движется против ветра, но бессилен при полном штиле - ветром здесь является желание, формой и расположением парусов - специалист, а сам корабль можно сравнить с психотерапевтическим процессом.
Далее идет конкретизация проблемы, которая преследует сразу несколько целей - 1) выставляет ее в максимально нелепом виде, 2) напоминает об изначальной физиологической причине и 3) позволяет решить ее, ничего не теряя! Фраза "я боюсь именно подойти к ним. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу" одновременно а) внутренне нелогична и б) перебрасывает мостик ко вторичной выгоде, о которой речь пойдет чуть ниже. А фраза "понимаю, что бояться ТАК СИЛЬНО их не стоит" подразумевает, что боязнь может быть весьма полезна, если применять ее в подходящей ситуации.
Параллельно уже на этом этапе специалист начинает активно применять скрытые внушения: "ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают", "сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит".
Конкретизировав проблему, специалист переходит к выявлению вторичной выгоды, причем делает это весьма мастерски, не останавливаясь на промежуточных этапах "И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?", "И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?" Наградой ему являются два взаимодополняющих стимула - внимание+забота мужа и собственная безопасность, то есть, по сути, радость от наличия приятной ситуации и радость от отсутствия неприятной ситуации.
Выявив выгоду, специалист задает провоцирующий вопрос, усиливающий мотивацию ("А может тогда всё так и оставим – столько пользы?"), на который получает желаемый ответ ("А можно пользу оставить, а страх убрать?"). Думаю, если бы ответ не был бы столь конкретным, специалист продолжил бы "копать" дальше, чтобы в итоге добиться от клиента ясности, четкости и конкретности (во всяком случае, я бы поступил именно так).
И, наконец, завершающим аккордом подготовки является концентрированная фраза "как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?", после которой клиентку "прорвало" на эмоционально окрашенную информацию, суть которой состоит в том, что пора избавляться от глупости: "когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем."
После окончания подготовки идет сам сеанс, который также весьма интересен - но "потрошить" его я начну чуть позже
Другие похожие посты вы можете найти в
ПУТЕВОДИТЕЛЕ...
