Выступление Председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова на выездном совещании «Развитие Дальнего Востока России в условиях возрастающей наркоопасности» г. Свободный Амурской области
Уважаемые коллеги!
Тема нашего Совещания "Развитие Дальнего Востока в ситуации нарастающей наркоопасности" выбрана не случайно, ввиду того, что динамика социально-экономических процессов в ДФО неразрывно связана с демографией, на которую тесно влияет наркоситуация.
Данные процессы как в капле воды видны на муниципальном уровне на примере города Свободный.
Населенный пункт с количеством жителей порядка 60 тысяч человек - типичный город России, которых у нас около тысячи и в которых проживает практически треть населения страны - порядка 40 миллионов человек (точнее - 28,9%). Это опорный каркас России.
Типичной является и социально-экономическая обстановка, выступающая основным фактором, формирующим ситуацию спроса на наркотики.
Отсутствие в таких городах достойной, то есть высоко оплачиваемой, интересной и интеллектуально насыщенной занятости, выдавливает людей, особенно наиболее амбициозную и активную молодежь, в 12 мегаполисов, расположенных преимущественно на Западе страны.
Неудивительно, что население Свободного, собственно как и большого числа таких городов на Дальнем Востоке, за минувшие 20 лет сократилось на четверть.
Очевидно, что именно организация социально-экономического развития регионов должна стать основой разрабатываемой в настоящее время Стратегии государственной антинаркотической политики. При всей важности полицейско-силовой функции, следует исходить из социальных корней социально-экономической природы наркомании и соответственно действовать всей совокупностью государственных и общественных сил.
В первом квартале 2010 года проект Стратегии будет утвержден Президентом России. К этому времени руководителям антинаркотических комиссий субъектов Федерации необходимо иметь проекты региональных программ и местных планов, чтобы в кратчайшие сроки после принятия федеральной Стратегии их доработать и принять.
Анализ наркоситуации в ДФО и её динамики показывает, что в последние годы в округе происходил существенный рост количества наркоманов. Так, в Амурской области количество каннабиоидных наркоманов на 100 тыс. населения за последние 10 лет возросло почти наполовину, опийных - в 5, синтетических - в девять раз.
По пораженности наркоманией лидером в ДФО является Приморский край, где этот показатель в 2 раза выше, чем в среднем по России, что объясняется большими площадями заброшенных сельхозземель, стихийно зарастающими наркосодержащими растениями. Так, только в результате одной проведенной в ноябре операции ФСКН из незаконного оборота изъято восемь с половиной тонн наркотиков - этой так сказать сельхозпродукции Приморского края. Масштаб проблемы очевиден и является серьезным вызовом населению края, угрозой безопасности проведению Саммита АТЭС в 2012 году.
Во всем округе уже длительное время существует высокий уровень наркозаболеваемости, которая в среднем на 20 процентов превышает среднероссийские показатели. Армия наркозависимых жителей-дальневосточников образовала устойчивый рынок сбыта всех видов наркотиков с ярко выраженным акцентом на местном сельхозпроизводстве наркосодержащей конопли.
Наиболее ярко выражена специфика структуры наркопотребления в Амурской области, где подавляющая часть больных наркоманией приходится на потребителей наркотических средств каннабисной группы - почти 70 % от общего числа зарегистрированных с диагнозом "наркомания", что в 2,3 раза выше, чем в среднем по округу и в 13 раз больше, чем в среднем по стране. При этом, в целом по ДФО каннабиоидная наркомания почти в 4 раза больше, чем в среднем по стране.
При этом у общественности вызывает тревогу неадекватность судебной практики масштабу явления и очевидным социально опасным последствиям наркопреступности.
Так, из осужденных в этом году в Амурской области 324 преступников 177 осуждены условно, из них 80 совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Что же это за такие особо тяжкие преступления, за которые осуждают условно?
Ярким примером подобной судебной практики являются решения Свободненского районного суда в отношении гражданина Федорова.
Так, Федоров, имевший ранее 5 судимостей за наркотики, в декабре прошлого года в очередной раз осужден условно, а в сентябре текущего года уже в седьмой раз был арестован за приготовление к сбыту почти полцентнера марихуаны и около килограмма гашиша, которые хранил в организованном им же наркопритоне.
Две недели назад, наконец, суд Свободненского района вынес данному гражданину адекватное решение - восемь лет. Не прошло и 12 лет как на седьмом уголовном деле суд стал скорым и справедливым.Подробнее
В целом, по Российской Федерации доля условных наказаний по наркопреступлениям составляет 47 процентов, причем, 56 процентов содержателей наркопритонов получают условное наказание, т.е. отпускаются на свободу.
Специфика ситуации в ДФО обусловлена локализацией на юге округа значительных естественных ареалов произрастания дикорастущей конопли.
При этом благоприятный климат, характерный наличием более трехсот солнечных дней в году, является мощным стимулом развития сельхозпроизводства, но, к сожалению, конвертируется в масштабное произрастание конопли с убойно-высоким содержанием тетрагидроканнабиола, то есть мощного алкалоида.
Именно это свойство провоцирует наращивание технологической базы по переработке марихуаны в более концентрированные и губительные гашиш и гашишное масло.
Об этом убедительно свидетельствует полицейская статистика: если в 2006 году - 36 процентов всех общероссийских изъятий, то в 2008 году каждое второе изъятие по стране происходило именно на территории ДФО.
Таким образом, на юге ДФО мы к настоящему времени имеем сложившуюся сельхозиндустрию гашишного наркобизнеса, основу которого составляют заброшенные сельхозземли, зарастающие коноплей, ее переработка в гашиш и последующий сбыт через транспортировку в более богатые северные и островные районы округа.
Перед нами изощренная высокотехнологическая экономика наркоиндустрии. Только целенаправленная и наступательная работа полиции и МВД позволяют сдерживать рост наркопреступности и наркопроизводства, не допуская превращения региона в маленький Афганистан.
В следующем году необходимо кардинально трансформировать создавшуюся позорную ситуацию. Предлагаю следующий 2010 год сделать Годом искоренения наркотической конопли.
Вообще, следует дальневосточную и сибирскую коноплевую специфику сделать предметом серьезнейшей проработки и принятия действенных мер. Даже само название операции "Мак" здесь, на Дальнем Востоке, выглядит неуместным. Предлагаю в дальнейшем проводить отдельную операцию под названием "Конопля".
Ежегодно ФСКН в ДФО проводит мероприятия по выявлению и ликвидации плантаций конопли, в результате которых уничтожается до 3 тысяч гектаров, что предотвращает попадание в незаконный оборот до полутора тысячи тонн марихуаны (для сравнения, весь пул правоохранительных органов страны изымают 40 тонн наркотиков).
Это наглядный результат совместной работы силового блока и региональных антинаркотических комиссий.
Очевидно, растительное наркосырье следует уничтожать ещё на корню, тем более что это является четко сформулированным политическим приоритетом, зафиксированным в решениях Генеральной Ассамблеи ООН 1998 и 2009 годов.
Вместе с тем, результаты могут быть на порядок выше, если бы земли изначально использовались по сельхозназначению и находились бы в распоряжении добросовестных и успешно хозяйствующих собственников. Именно эта задача сформулирована на Совете Безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2009 года по проблематике продовольственной безопасности.
Спецификой наркоситуации в ДФО также является и стремительное нарастание в последние годы экспансии афганского героина и синтетики из Китая и Европы - соответственно, как уже говорилось, примерно в пять и девять раз.
Здесь определяющую роль играет Транссиб и вступившая в действие федеральная трасса "Амур" - "Чита - Хабаровск". Амурская область по самому своему положению стала героиновыми "воротами" в ДФО.
Недостаточно отрегулированы и режимы трехтысячекилометровой китайско-российской границы, в результате чего из Китая потоками поступают синтетические наркотики, сильнодействующие лекарственные препараты, биодобавки и смеси.
Здесь следует активно продолжать развивать сотрудничество с КНР, которая благодаря сотрудничеству с Российской Федерации уже запретила свободный оборот эфедрина. По сибутрамину создана двусторонняя российско-китайская группа.
В целях организации эффективного противодействия транзиту героина и синтетических препаратов представляется целесообразным организовать центр, специализирующийся на системном анализе наркоситуации в регионе и схем пресечения наркотрафика. Центр мог бы называться Дальневосточной обсерваторией наркотрафиков в Северо-Восточной Азии - ДОНТ СВА.
Руководителя подразделения ГАК по ДФО прошу представить мне к 20 декабря соответствующие предложения.
Однако одних полицейских мер недостаточно. Анализ ситуации убедительно свидетельствует, что в процесс заготовки конопли и изготовление из нее наркотиков вовлечены исключительно безработные жители.
Наркоэкономика и наркомания в стране зиждятся, прежде всего, на недопустимо высоком уровне расслоения и дифференциации общества по доходам, что в сочетании с дефицитом достойной, по определению Международной организации труда, занятости и высоким уровнем бедности стимулирует маргинализацию и криминализацию населения, когда нередко единственной возможностью для молодого человека "выбиться в люди" становится участие в преступном промысле незаконного оборота наркотиков.
Фундаментальным фактором наркоситуации в ДФО является трансформация в 1990-е годы плодородных южных сельскохозяйственных районов округа из житницы Дальнего Востока в депрессивную зону, в которой посевные площади сократились более чем наполовину.
Вкупе с социальной катастрофой, когда большинство сельского населения лишилось рабочих мест, это привело к зарастанию брошенных земель коноплей и возникновением вокруг неё по сути альтернативного сельского хозяйства.
В итоге сегодня амурской сои, отличающейся высочайшим качеством, производится немногим более половины от объёмов, которые достигались 20 лет назад.
Показательной является ситуация в Свободненском районе.
Размер посевных площадей за последние 17 лет там снизился в четыре раза - со 107 тысяч до 25 тысяч га. Закономерным следствием деградации сельского хозяйства стала безработица: из 9 тысяч экономически активных жителей района в последние годы работает всего тысяча, то есть занятость составляет десять процентов.
Остальные 90 процентов реализуют себя в лучшем случае в натуральном хозяйстве, а в худшем - через заготовку и сбыт конопли как возможности прокормить себя. Заработная же плата счастливых работающих в среднем не превышает 7 тысяч рублей в месяц, что также толкает людей, особенно молодежь, к преступным способам заработка.
Схожая ситуация и в других, северо-восточных районах соевого ареала Амурской области, что свидетельствует о настоятельной необходимости организовать плодотворный проект развития производства северо-восточной сои.
В последнее время Губернатором и Правительством Амурской области предпринимаются энергичные меры по распашке залежных земель и подъёму сельского хозяйства области, что содействует реализации императива российской политики по увеличению плотности и численности российского населения на Дальнем Востоке.
Это должно стать базой реализации Стратегии государственной антинаркотической политики не только в Амурской области, но и в других южных районах Дальнего Востока России.
Помимо разрухи на селе, преступная наркоэкономика ДФО стимулируется общим депрессивным состоянием по сравнению с Центральной Россией или "Западом", как выражаются дальневосточники.
На Дальнем Востоке, жизнь минимум в 2 раза тяжелее. Это обусловлено тем, что минимально необходимые затраты на проживание здесь существенно выше, в 3 - 5 раз. Это объясняется непомерно высокими тарифами на тепло, электроэнергию и ЖКХ, что ложится тяжким бременем на бюджет семьи и, в итоге, выдавливает людей с Востока.
При этом в ДФО значительная часть территории приравнена к районам Крайнего Севера. В Амурской области это, к примеру, хорошо всем известная Тында.
В этой ситуации, вместо того, чтобы кардинально улучшать жизнь дальневосточников и сибиряков, мы продолжаем реализовывать программы по отселению людей с Северов, законодательно, посредством ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей", субсидируя население к выезду из регионов Дальнего Востока.
Особенно абсурдно это выглядит на фоне принятой три года назад Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, включая Дальний Восток, соотечественников, проживающих за рубежом.
Показательно также, что при расформировании военного космодрома "Свободный" государство нашло средства, чтобы отправить военных из Космических войск с Дальнего Востока жить в Москву, хотя многие отказывались уезжать из здешних мест.
Преодолевать сложные социально-экономические условия, очевидно, следует не выселением людей, а предложением им перспектив, связанных с проектами развития.
Одним из таких проектов и для Дальнего Востока и для Свободненского района является космодром "Восточный", бывший "Свободный".
Три года назад мне пришлось принять участие в качестве помощника Президента совместно с Контрольным управлением Администрации Президента в серьезном анализе ситуации, сложившейся вокруг военного космодрома "Свободный". Тогда в итоге было принято, уверен, мудрое решение о строительстве нового космодрома "Восточный", который станет не только первым национальным гражданским космодромом, но и крупным космическим центром, своего рода кластером, который будет содействовать созданию огромного количества рабочих мест достойной занятости и явится катализатором реализации политики модернизации и важным фактором повышения плотности населения.
Более того, это вернет России былой суверенный и независимый выход в космос, который сегодня в стране отсутствует.
Сегодня, к сожалению, Российская Федерация по старинке пользуется услугами одряхлевшего казахстанского космодрома "Байконур". Следует подчеркнуть, что российские вложения в зарубежный объект за последние десять лет составили порядка трех миллиардов долларов, которые были бы хорошими инвестициями для российского космодрома здесь же, в Свободненском районе.
К слову, анализ инфраструктурной вооруженности территории около будущего космодрома демонстрирует, как и в случае с потенциалом пахотных земель области, колоссальный потенциал для развития инновационных технологий, современных индустрий, в том числе и машиностроения.
Когда в ДФО не реализуются проекты развития, мы наблюдаем отток населения и отсутствие притока новых людей, в конечном счете, - ухудшение наркоситуации, что тесно связано с депрессивным состоянием региона.
Отражением этих процессов стал феномен, обозначенный дальневосточными психологами как "невроз отложенной жизни", суть которого заключается в том, что в ситуации отсутствия больших проектных задач во многих подобных регионах люди живут с мыслью о другом месте, куда они, заработав денег, уедут жить, по их понятиям, "полноценно", "для себя". В основе мотивации данного "вокзального синдрома" - низкое качество жизни, на порядки меньшее количество возможностей, чем в Москве и в целом на Западе, в конечном счете, - отсутствие перспективы.
Уважаемые коллеги!
В ситуации депопуляции борьба должна вестись буквально за каждого человека, персонально.
Привести наркозависимого человека к лечению, затем даже вылечить его - крайне важно, но абсолютно недостаточно. Возвращаясь из наркологической больницы или диспансера, человек попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании. Отсюда и гигантский - более девяноста - процент рецидивов.
Главной задачей должно стать возвращение наркомана к полноценной жизни, а для этого требуется максимально полный его отрыв от привычной среды, т.е. реабилитация и ресоциализация.
Пора подойти к процессу реабилитации системно и по-государственному. Надо создать федеральную сеть реабилитационных центров, которые бы на новой технологической основе, объединяя усилия государства, общества и бизнеса, кардинально решали проблему, а также не давали повода сомнительным организациям, тоталитарным сектам, а нередко и просто полубандитским элементам спекулировать на человеческой беде и в безвыходной для родственников ситуации предлагать небескорыстную помощь.
Показательно, что в соседнем Китае действует 600 государственных реабилитационных центра. А в России - сколько Вы думаете, уважаемые коллеги?
Три!
Прошу руководство Дальневосточного федерального округа и руководителей субъектов Федерации представить в Государственный антинаркотический комитет предложения по организации реабилитационных центров. Одно такое предложение уже есть от губернатора Кожемяко - об открытии центра в селе Дубовка Свободненского района.
При этом требуется серьезная и широкая дискуссия по вопросу о содержании реабилитационных программ, поскольку очевидно, что возврат к прежней идеологии лечебно-трудовых профилакториев, знаменитых ЛТП, бесперспективен.
Не следует упрощать ситуацию и примитивизировать проблему, сводя ее только к деньгам.
Необходимо создавать современные программы реабилитации, готовить специалистов и четко разграничивать первичную и вторичную реабилитацию.
Если первичная реабилитация направлена, прежде всего, на физические параметры: изоляцию вылеченного наркозависимого, его восстановление через физический труд, жизнь на сельском воздухе и т.п., то вторичная реабилитация требует уже полноценного и полномасштабного встраивания бывшего больного в социум - без забора и изоляции.
Реабилитация - это обретение заново фундаментальных человеческих способностей, человечности как таковой. Для этого необходима целостная и технологически обеспеченная реабилитационная философия и педагогика.
Вторичная реабилитация требует поддержки позитивных трудовых сообществ, промышленных, аграрных, научных, образовательных и иных созидательных коллективов, с напряженной духовной жизнью.
И здесь проблема содержания деятельности реабилитационных центров напрямую стыкуется со стратегией и проектами развития Дальнего Востока России.
Реабилитационные центры должны стать сообществами передовой социально-культурной жизни, с хорошо организованными процессами труда, возможностью зарабатывать и, главное, устанавливать новые позитивные общественные связи и отношения, не допускать аутического выпадения человека из системы, своего рода, ансамбля общественных отношений.
Представляется также целесообразным всесторонне изучать зарубежный опыт, в частности, соседнего Китая, в котором развернута масштабная кампанию по созданию зон, свободных от наркотиков, а также распространению передового опыта, в частности, накопленного властями г. Баотоу провинции Нэй-Мэнгу (Внутренняя Монголия), где применяется так называемая "Формула 4:1" - то есть возложение ответственности за реабилитацию и возвращение в общество на соседей, полицию, родственников и друзей наркомана.
Одно государство без мощной общественной поддержки не в состоянии кардинально изменить наркоситуацию.
Как показывает опыт работы общественных организаций и волонтерских добровольческих молодежных движений, общественная бескорыстная деятельность позволяет в сотрудничестве с органами госуправления достигать высокой результативности.
Своевременной представляется инициатива амурской общественности создать единое всероссийское общественное движение "Антинаркотический фронт". При правильной организации это позволит мобилизовать общество на поддержку и реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики.
Сегодня будет подписано Соглашение о взаимодействии по проектам реализации Стратегии государственной антинаркотической политики между Амурским отделением общественного движения "Антинаркотический фронт" и Координационным Советом международного общественного движения "Антинаркотический Фронт", с одной стороны, и Губернатором, руководителем Антинаркотической комиссии Амурской области, УФСКН, Политсоветом Амурского регионального отделения партии "Единая Россия", Общественной палатой Амурской области, с другой стороны.
Прошу руководителей антинаркотических комиссий поддерживать подобные инициативы в своих регионах.
Уважаемые коллеги!
Одновременно с созданием в 2007 году Государственного антинаркотического комитета, ГАК, призванного обеспечить межведомственную консолидацию, были одновременно созданы и вмонтированы в работу ГАК антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, руководителями которых являются губернаторы.
В настоящее время работа комиссий налажена во всех субъектах Федерации в ДФО и их роль и отдача возрастает.
Однако, как показывает анализ совещаний секретарей комиссий в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах, потенциал региональных антинаркотических комиссий используется недостаточно.
Тем более, что в ближайшее время комиссии должны взять на себя работу по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики на региональном и местном уровнях.
На сегодня очевидна и недостаточность привлечения к работе комиссий научно-методических сил. Считаю целесообразным для усиления научно-разработческой функции антинаркотических комиссий создавать при них экспертно-научные советы.
Полицейская функция ФСКН и других силовых служб имеет чрезвычайно важное значение. Для меня, как директора ФСКН, это очевидно.
Однако наркомания имеет социальную природу и принципиально не может быть ощутимо снижена усилиями одних силовых ведомств. Необходимо мобилизовать все госорганы и общество.
Поэтому крайне важна роль ГАК и региональных антинаркотических комиссий.
Вероятно, к марту имело бы смысл в целях обобщения передового опыта провести широкое совещание или конференцию комиссий.
В завершение просил бы участников совещания максимально откровенно делиться своими мыслями о путях улучшения наркоситуации в ДФО и дать предложения в проект решения.
Спасибо за внимание.