Фрэнсис Бернард Дикси родился 27 ноября 1853 года в семье известного художника Томаса Фрэнсиса Дикси. Первые уроки живописи он получил именно от отца, а в 1870 году поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где учился у Лейтона и Миллеса.
Как и многие художники того времени, Дикси начал свою карьеру как книжный иллюстратор, что отразилось на его дальнейшем творчестве, носившим повествовательный характер. В 1875 году он дебютировал на выставке в Королевской Академии и был удостоен золотой медали. Но первый настоящий успех художник познал два года спустя, представив на выставку свое полотно
«Гармония» (1877).
[425x699]
Вся карьера Дикси была связана с Академией. В 1881 году он был избран ее членом, а спустя десять лет получил звание академика. Наконец в 1924 году иго избрали президентом Академии, и он оставался на этом посту до конца своих дней.
Следуя традиции своего отца, автора картин на литературные сюжеты, Дикси не раз писал картины на темы шекспировских пьес.
[587x700]
«Миранда» (1878)
[468x698]
«Ромео и Джульетта» (1884)
Он также нередко обращался к древним легендам, воспевающим образ Прекрасной Дамы и идеалы рыцарства. Эта область творчества художника сближает его с прерафаэлитами, причем не только тематически, но и пластически. Дикси обладал великолепной живописной техникой, скрупулезно подходил к исполнению мельчайших деталей картины. Среди самых известных жанровых полотен художника:
[700x546]
«Изольда» (1885)
[523x699]
«Рыцарство» (1885)
[421x698]
«Магический кристалл» (1894)
[548x700]
«Два венца» (1900)
[700x509]
«Прекрасная жестокая дама» (1902)
Дикси сполна отдал дань модной в викторианском искусстве теме любовного признания. Его полотна на этот сюжет отличаются удивительным для столь тривиального предмета разнообразием пластических и образных решений.
[700x492]
«Признание» (1896)
[700x508]
«Предложение» (1898)
[495x700]
«Конец пути» (1921)
В этих картинах , как и в ранней «Гармонии», примыкающей к ним тематически, нет однозначности, происходящие события осенены ореолом тайны и двусмысленности.
Дикси был также великолепным портретистом, предпочитая писать красивых женщин. Женская красота стала темой целого ряда жанровых полотен с нехитрым, чаще всего пикантным сюжетом. Эти полотна исполнены чувственности и изящества.
[700x545]
«Лейла, или Страсть» (1892) и
[700x552]
«Зеркало» (1896)
Большой ценитель женской красоты, Дикси и сам был хорош, обладал манерами аристократа и исключительным красноречием, был легок в общении. Он пользовался успехом у женщин, но ни с одной из них не связал свою жизнь, до конца дней оставаясь холостяком.
[300x422]
[300x421]
Испытав пик популярности в конце XIX века, Дикси был одним из тех академических живописцев, кто пережил свою славу. Ему были чужды модернистские тенденции, возобладавшие в искусстве Европы после Первой мировой войны. В последние годы жизни художник практически не писал жанровых кратин, посвятив себя портрету.
[538x698]
Портрет Эльзы
[504x700]
Портрет племянницы художника Дороти
[451x700]
Портрет миссис Норман Холбрук
Дикси был удостоен многих наград и почестей. Наконец в 1925 году его произвели в рыцари. Умер художник в Лондоне 17 октября 1928 года. Пять лет спустя в стенах Королевской Академии состоялась большая ретроспективная выставка его работ.
За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006
Ну и напоследок еще несколько работ художника:
Camille, Daughter of Sutton Palmer
[508x700]
Клеопатра
[458x700]
Паоло и Франческа
[696x699]
Портрет девушки
[552x700]
Женский портрет
[572x700]
Portrait of Agnes Malliam (Mrs Edward Foster)
[551x700]
Portrait of Dora
[489x700]
Portrait of Maude Moore
[516x700]
Задумчивость
[490x700]
Spring Maiden
[519x700]
Испуганные
[482x698]
Дуэт
[700x560]