В 1860 году Джон Эверет Миллес написал свою знаменитую картину
«Черный брауншвейгец», посвященную теме любви и разлуки в период Наполеоновских войн.
[463x700]
Получив тяжелое ранение в битве при Йене и Ауэрштедте в 1806 году, умер законный герцог Брауншвейга Карл Вильгельм Фридрих, а само герцогство было аннексировано Францией и присоединилось к Вестфальскому королевству, отданному Жерому Бонапарту.
Сын умершего герцогства Фридрих Вильгельм не только не смирился с потерей наследственных прав, но и собрал войска, который участвовали в военных действиях против Наполеона сначала на стороне Австрии, а после – на стороне Англии. Принято считать, что браунгшвейцы выбрали в качестве цвета униформы черный в память о своем герцоге и о трагедии, произошедшей с их родиной.
Миллес изобразил на картине сцену прощания молодого офицера в черной форме кавалериста-брауншвейгца и юной девушки в жемчужно-белом бальном платье, упрашивающей своего возлюбленного остаться и пытающуюся удержать дверь, которую тот тянет на себя.
Упрашивает не только она, но и черная собачка с красным бантом. Красный бант мы видим и на рукаве атласного платья девушки. Могут ли эти банты символизировать кровь, которая в скором времени прольется?
По всей видимости, у Миллеса возникло желание изобразить подобный момент прощания в связи с рассказами о знаменитом бале герцогини Ричмондской, состоявшемся в ночь перед битвой у Катр-Бра. Офицеры покидали этот бал, чтобы присоединиться к войскам…
До сих пор различные предположения вызывает изображенная художником на стене комнаты репродукция портрета Наполеона на перевале Сен-Бернар, написанного Давидом. Была ли героиня картины поклонницей или даже сторонницей Наполеона, а момент прощания стал для нее двойной трагедией? Является ли портрет напоминанием в враге-исполине, который должен быть и будет повержен любой ценой? Содержится ли в этом изображении намек на императора Наполеона III? А, может быть, все сразу?
В одном из писем к жене Миллес искренне восхищался доблестью черных брауншвегцев и отмечал, что почти все они погибли в сражении. При Катр-Бра был убит и Фридрих Вильгельм. Стоит отметить, что сначала в названии картины присутствовало множественное число – «Черные брауншвейгцы». Но оно не прижилось.
Зная, что произойдет в будущем, зритель может предположить, что и безымянную героиню картины Миллеса ожидает горестное известие о гибели любимого. Этой их встрече суждено стать последней.
По утверждению сына и биографа художника Джона Жиля Миллеса, фигура и лицо черного брауншвегца писалось с некого лейб-гусара, который умер вскоре по окончанию работы над картиной. И как тут в очередной раз не вспомнить о роке, преследовавшем людей, позировавших прерафаэлитам?
О той, с кого Миллес писал девушку, пытающуюся удержать и спасти возлюбленного, удалось найти более подробную информацию. Увы, не настолько подробную, как того хотелось.
29 октября 1839 года в семье известного писателя Чарльза Диккенса и его жены Кэтрин родилась девочка, получившая при крещении имя Катерина Элизабет Макриди ( в честь знаменитого актера Уильяма Чарльза Макриди, ставшего хорошим другом Диккенса). Впрочем, все называли ее просто Кейт или Кэти. А за горячий темперамент в детстве она получила и прозвище «Коробка спичек».
Кейт стала самым любимым ребенком для отца. С матерью ее отношения складывались сложнее. Девочка много путешествовала вместе со своей семьей и участвовала в подготовке устраиваемых Диккенсом театральных постановок, включая «Замерзшую бездну» Уилки Коллинза, на которую в 1857 году была приглашена сама королева Виктория.
Кейт получила образование в Бэдфордском колледже, ставшим первым учебным заведением для женщин в Англии. Достаточно рано проявился ее талант к рисованию, и во время учебы она посещала занятия по живописи.
В 1860 году Кейт вышла замуж за младшего брата Уилки Коллинза художника Чарльза Эльстона.
[543x700]
Дж. Э. Миллес. Портрет Чарльза Эльстона Коллинза
В том же году Миллес создал свою кратину «Черный брауншвейгец», безымянную героиню которой он писал с дочери Диккенса.
Чарльз Эльстон Коллинз был художником, близким к кругу прерафаэлитов и хорошим знакомым Миллеса. До брака он пережил серьезное увлечение сестрой Данте Габриэля Россетти Марией, которая отвергла предложение руки и сердца, выбрав судьбу монахини. Сама Кейт согласилась на замужество из-за стремления сбежать от царившей в родной семье гнетущей атмосферы, связанной с разрывом родителей. Девушка обожала гениального отца, но считается что в тот момент она единственная из всех детей Диккенса приняла сторону матери, к которой относилась достаточно критически.
Брак с Коллинзом основывался на хорошей дружбе и крепком уважении супругов друг к другу, но ни о какой любви речи не шло. Кейт нашла утешение на стороне, завязав роман с другим художником-прерафаэлитом Валентином (Вэлом) Принсепом.
В 1873 году муж Кейт умер от рака. Уже через года она вторично вышла замуж за Чарльза Эдварда Перуджини, с которым познакомилась в доме Фредерика Лейтона.
[594x700]
Фредерик Лейтон. Портрет Чарльза Эдварда Перуджини
Он тоже был художником. Этот брачный союз заключался по любви. К сожалению, первые годы семейной жизни омрачила смерть семимесячного сына Леонарда Ральфа в июле 1876 года. Других детей у Кейт и Перуджини не было.
После свадьбы Джон Эверет Миллес написал замечательный портрет Кейт.
[377x600]
Любимую супругу писал и Перуджини.
[350x479]
[350x426]
Чета Перуджини вела активную социальную жизнь среди творческой элиты викторианской эпохи. Их близкими друзьями стали Бернард Шоу и отец Питера Пэна Джеймс Мэтью Барри.
Кейт Перуджини (именно под таким именем она наиболее известна) продолжала профессионально заниматься живописью, создавая пользовавшиеся успехом портреты (чаще всего детские) и жанровые картины. Иногда она работала в соавторстве с мужем. С 1877 года выставляла свои произведения в Королевской Академии.
К сожалению, удалось найти всего лишь несколько репродукций.
[338x500]
Портет Эрика Хоуксли
[456x600]
Флосси
[427x500]
Портрет миссис Стефенсон
[365x700]
Портрет Доры
[499x700]
Портрет Агнесс Фиби Бурра
[358x700]
Продавщица цветов
Вместе со своей теткой Джорджиной Хогарт Кейт собрала большую коллекцию писем отца и опубликовала их в 1880 году. В 1923 году она помогала Глэдис Стори в работе над книгой «Диккенс и дочери», рассказывая о драматическом разрыве родителей и связи отца с Эллен Тернан.
Умерла Кейт 9 мая 1929 года, пережив Чарльза Эдварда Перуджини на 11 лет.