Джон Мельюш Страдуик родился в 1849 году в Лондоне. Он учился в художественной школе Южного Кенсингтона, а также в Школе искусстве при Королевской Академии. По окончании учебы работал ассистентом в мастерской Стэнхоупа, а в течение 187-х годов был учеником и последователем Берн-Джонса, утвердившего его на позициях прерафаэлитизма.
Страдуик со своей женой Гарриет Рид и единственной дочерью жил в лондонском районе Хаммерсмит, недалеко от Берн-Джонса и Томаса Мэтьюса Рука, другог ассистента мэтра.
В 1876 году Страдуих дебютировал на выставке Королевской Академии со своей картиной «Песня без слов» [К сожалению, репродукцию картины найти не удалось]. Начиная со следующего года, он стал регулярно выставляться в галере Гросвенор, а чуть позднее – в Новой галерее.
Художник имел богатых покровителей из числа ливерпульских судовладельцев, в частотности Уильяма Имри и Джорджа Холта, который особенно охотно заказывал ему работы.
Все творчество Страдуика развивалось под заметным влиянием Берн-Джонса. Налицо не только стилистическое сходство, но и общность типажей, а также сюжетов, среди которых преобладают аллегорико-мифологические сцены с характерной метафорической иносказательностью. В них ощущается дух ренессансной эстетики, унаследованной, вероятно, у Стэнхоупа, поскольку сам художник никогда не был в Италии.
Работам Страдуика свойственна богатая, насыщенная цветовая палитра и обилие мелких деталей, в чем его постоянно упрекали критики. Художник работал чрезвычайно медленно, нередко возвращаясь вновь и вновь к уже написанным полотнам и внося поправки.
Многие картины Страдуика посвящены тему музыки. Блестящими примерами такого рода композиций является его раннее полотно
«Аполлон и Марсий» (1879),
[700x428]
а также более поздние
«Нежная музыка прошлого» (1890),
[552x700]
«Когда яблоки были золотыми, а песни прекрасными»(ок. 1906).
[422x700]
В 1890 году Джордж Холт заказал Страдуику большое многофигурное полотно «Чертог Любви» [К сожалению, репродукцию картины в сети не нашла, а в моей книге она очень маленькая для хорошего скана], ставшее программным в творчестве художника. Работа над картиной продвигалась медленно. Только к октябрю 1891 года Страдуик завершил работу над эскизами и приступил непосредственно к холсту. В апреле 1893 года несколько незавершенном виде картина была представлена публике. И лишь в ноябре Холт получил наконец свой долгожданный заказ.
«Чертог Любви» - сложное по композиции полотно. В центре картины на роне восседает сама Любовь в облике ангела с распростертыми алыми крыльями в окружении Амуров. У подножия лестницы, ведущей к престолу, художник поместил фигуры трех Парок в темных одеждах, они распоряжаются нитями Судьбы.
Слева и справа от центра Страдуик написал аллегорические фигуры девушек, слушающих Музыку Любви, читающих Книгу Любви, наблюдающих Парение Любви, которое художник изобразил в виде переливающихся мыльных пузырей, и Крушение любви – безутешная фигура девушки, оплакивающей лопнувший мыльный пузырь. Один Амур утешает ее, другие помогают остальным девушкам постигать красоту и гармонию Любви.
На заднем плане картины позади колоннады храма Страдуик изобразил конных рыцарей. Все они, кроме всадника на белой лошади, смотрящего впереди себя, – любовь не для него – заглядывают в окна чертога.
Как и многие работы Страдуика, «Чертог Любви» переполнен деталями и производит впечатление некоторой вымученности. Подобное же ощущение чрезмерной насыщенности возникает при взгляде на полотно
«Оплот Божьего Дома» (1890-е) – настолько тщательно и скрупулезно художник изобразил, буквально пересчитав их, все перья на крыльях ангелов, встречающих души умерших у Райских врат.
[700x465]
Примечательностью картины является то, что на своем полотне художник представил ангелов и святых женщинами, а единственная мужская фигура в центре – бывший земной житель, ожидающий своей участи.
В 1909 году Страдуик в последний раз показал свои картины в Новой галерее. Подобно многим художникам его поколения, ему было суждено увидеть закат собственной популярности. Победное шествие модернизма вытеснило Страдуика и ему подобных на перефирию художественной жизни.
Последние три десятилетия Страдуик почти не выставлялся и умер в Лондоне в 1937 году.
За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006
Еще немного картин художника, которые мне удалось найти:
Тристан и Изольда
[524x700]
Золотая нить (К сожалению, только нижняя деталь картины)
[700x412]
Симфония
[417x700]
Акразия
[555x700]
Ангел
[251x700]
Кирка и Сцилла
[478x700]
Элейн
[369x500]
Вечерня
[676x700]
Опавшие листья
[419x700]
В Золотые Дни
[464x700]
Изабелла и горшок базилика
[465x700]
Любовь и время
[700x461]
Моя возлюбленная спустилась в сад
[350x700]
Oh Swallow, Swallow
[446x700]
Святая Цецилия
[597x700]
Мадонна и дитя среди ангелов
[510x700]
The music faintly falling, dies away
[332x700]
Когда горе омрачает солнечный свет, розы цветут напрасно
[392x650]