• Авторизация


КАМЕИ ЭРМИТАЖА 07-04-2009 02:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Березянский Оригинальное сообщение

[241x300]

...Основное ядро эрмитажной коллекции памятников глиптики было составлено
во второй половине
XVIII века. «Антиками» в то время называли всякие
резные камни независимо от времени их исполнения, и мода на их собирание
в Европе достигла тогда своего апогея. В Петербурге гигантский кабинет
антиков был создан Екатериной
II: к концу XVIII столетия коллекция
насчитывала десять тысяч номеров. Значительную долю в этом собрании
составляли камеи, всегда бывшие наиболее редкими из гемм.
...Многие камеи, прежде чем попасть в витрины Эрмитажа, сменили немало
владельцев, история некоторых из них может быть прослежена вплоть до
XV века.
...Из всех аспектов изучения древних камей, пожалуй, наиболее любопытным и
перспективным является вопрос об отношении их к античной станковой живописи.
Колористические возможности этого вида глиптики поставили ее в особое
отношение к живописи: древние предпочитали именно в камеях воспроизводить
прославленные картины, обычно хранившиеся в почитаемых святилищах.
Полихромные камеи в дактилиотеках античных собирателей, видимо, составляли
своеобразные портативные галереи миниатюрных репродукций живописи. В отличие
от современных репродукций они были тверже стали и являлись воспроизведениями
поистине неуничтожимыми. Наряду с помпеянскими фресками, рельефами и предметами
торевтики, камеи оказываются незаменимыми при реконструкции навсегда утраченных
станковых работ древних живописцев. Когда одна и та же композиция без изменений
повторяется в фреске, декоративном рельефе, на серебряном или бронзовом сосуде,
светильнике и камее, можно безошибочно предположить, что в основе этих повторений
лежит живописный оригинал.
...Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных египетских
монархов и знати, отмечены тонким художественным вкусом.
...Собрание античных камей Эрмитажа — одно из крупнейших в мире: в настоящем
каталоге опубликовано пятьсот рельефных гемм, из них лишь небольшая часть — камеи
из стекла. Достаточно напомнить, что в парижской Национальной библиотеке хранится
около 350 камей, в берлинских Государственных музеях — 315, во флорентийском
Археологическом музее — 273, в Национальном музее Неаполя — 250, в венском
Художественно-историческом музее — 123, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке — 52,
в Капитолийских музеях — 31 и т. д.

В богатейшей коллекции камей Эрмитажа самой знаменитой является "Камея Гонзага" из трёхслойного агата, с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II работы неизвестного мастера III века до н. э. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д'Эсте - супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: "Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини". До 1630г. камея находилась в собрании герцогов Гонзага. Потом она не раз переходила из рук в руки. Некоторое время при папе Пие VI она находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 г. бывшая жена Наполеона Жозефина Богарне подарила её русскому императору Александру IПри изготовлении камей используют различные материалы. Обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на его фоне контрастно накладываются слои резного изображения из более светлого материала. Этим достигается контрастная рельефность, выделение изображения. Эффект камеи используется при чеканке монет, когда изображения и надписи на монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.

Идеальный материал для изготовления камей - разновидности агата, имеющие достаточно толстые и ровные слои различной расцветки (сардоникс). Но отнюдь не часто в природе встречаются крупные куски агата с правильным чередованием светлых и темных слоёв.

КАТАЛОГ
1. Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага). III в. до н.э. Сардоникс. 15,7 х 11,8 см. Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага; 1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле; 1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины; в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки; в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI. В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию. Инв. № Ж 291.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 72, — Н.Е. Макаренко, Художественные сокровища Эрмитажа, Пг., 1916, стр. 240, рис. 87; М.И. Максимова, Камея Гонзага, Л., 1924; Максимова, Резные камни, стр. 94, табл. IV; Выставка портрета, стр. 21; E. Babelon, La gravure en [с.30] pierres fines: camées et intailles, Paris, 1894, p. 135, fig. 104; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LIII, 2; G. Rodenwaldt, Kunst der Antike, Propyläen-Kunstgeschichte, III, Berlin, 1944, Abb. 422; M. Bieber, The Portraits of Alexander the Great, Proc. Amer. Phil. Soc., 93, 1949, p. 390, fig. 3; JDI, 77, 1962, S. 227, Abb. 7; G. Richter, The Engraved Gems of the Greeks, Etruscans and Romans, I, London, 1968, p. 155, Nr 611.
2. Птолемей III (?). III в. до н.э. Сардоникс. 2,6 х1,9 см. Инв. № Ж 306.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95; Выставка портрета, стр. 21.
3. Антиох I (?). III в. до н.э. Сардоникс. 2,6 х 1,7 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 285.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95; Выставка портрета, стр. 21.
4. Медуза. III в. до н.э. Сардоникс. Диаметр 5,3 см. Инв. № Ж 290.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 67; OAK за 1881 г., стр. 78, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 95; Furtwängler, Die antiken Gemmen, III, S. 158, [с.31] Abb. 111.
5. Зевс. III в. до н.э. Сардоникс. Диаметр 6,1 см. Поступила в 1850 г. из коллекции княгини Е.И. Голицыной. Инв. № Ж 292.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 74; ОАК за 1881 г., стр. 77, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 95; — Furtwängler, Die antiken Gemmen, III, S. 158, Abb. 112; G. Lippold, Gemmen und Kameen des Altertums und der Neuzeit, Stuttgart, 1922, Taf. III.
6. Береника II (?) в образе Изиды. III в. до н.э. Сардоникс. 2,3 х 1,4 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 310.
Аналогии: 1) Тбилиси, Гос. музей искусств Грузинской ССР; A. Amiranachvili, Un camée antique à Tiflis, RA, 33, 1931, p. 41 et suiv.; 2) Париж, Национальная библиотека, — Babelon, Catalogue, № 231, pl. 22.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95; Выставка портрета, стр. 21; RA, 33, 1931, р. 42.
7. Царица из династии Птолемеев — покровительница Александрии. III—II вв. до н.э. Сардоникс. 2,8 х 1,9 см. Переработана в XVIII в. Инв. № Ж 155.
8. Клеопатра VII (?). Конец I в. до н.э. Сардоникс. 2,8 х 2,2 см. Инв. № Ж 152.
9. Богиня Гатор. I в. до н.э. Сардоникс. 1,4 х 1,2 см. Инв. № Ж 243.
Аналогии: Париж, Национальная библиотека; Babelon, Catalogue, N 138, pl. 20.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96.
10. Селена. I в. до н.э. Сардоникс. 1,8 х 1,7 см. Инв. № Ж 319.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96.
11. Эрот с бабочкой. II в. до н.э. Сардоникс. 2,7 х 2,5 см. Поступила в 1855 г. Найдена в Артюховском кургане на Таманском полуострове. Инв. № АРТ 55.
Литература: ОАК за 1880 г., табл. III; Максимова, [с.32] Резные камни, стр. 95; Furtwängler, Die antiken Gemmen, III, S. 152, Abb. 106.
12. Гор-Гарпократ. I в. до н.э. Сардоникс. 2,5 х 1,5 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 295.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96; Reinach, Pierres gravées, p. 134, pl. 123.
13. Похищение Ганимеда. Фрагмент камеи. I в. до н.э. Сардоникс. 3,3 х 3 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 299.
Аналогии: Париж, Национальная библиотека, Babelon, Catalogue, N 6, pl. 1.
Литература: OAK за 1881 г., стр. 111, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 96; Reinach, Pierres gravées, p. 135, pl. 123.
14. Жертвоприношение Приапу. I в. до н.э. Сардоникс. 1,7 х 2,7 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 281.
Аналогии: Нью-Йорк, музей Метрополитэн, Richter, Catalogue, No 640. pl. 72.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98; Reinach, Pierres gravées, p. 139, pl. 126.
15. Жертвоприношение богине Кибеле. I в. до н.э. Оникс. 1,8 х 2,7 см. Поступила в 1780 г. из собрания Слейда. Инв. № Ж 286.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 64; Максимова, Резные камни, стр. 95.
[с.33]
16. Жертвоприношение Пану. I в. до н.э. Оникс. 1,6 х 2 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 2.
Литература: Maffei, Gemmae, tab. 40.
17. Жертвоприношение. I в. до н.э. Оникс. 1,2 х 1,8 см. Инв. № Ж 7.
Литература: Maffei, Gemmae, tab. 81.
18. Дионис. I в. до н.э. Сардоникс. 2,1 х 1,5 см. Поступила в 1786 г. из собрания лорда Беверлея. Инв. № Ж 277.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
19. Ника на колеснице. I в. до н.э. Сардоникс. 3,7 х 4,5 см. Инв. № Ж 249.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 65; Максимова, Резные камни, стр. 96.
20. Старик с козой. I в. до н.э. Сардоникс. 1,9 х 1,3 см. Инв. № Ж 315.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99.
21. Жертвоприношение. I в. до н.э. Сардоникс. 3 х 2,4 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 317.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Miliotti, Description, pl. 65.
22. Эроты мучают Психею в присутствии Диониса. I в. до н.э. Сардоникс. 1,8 х 2,4 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 316.
Литература: ОАК за 1881 г., стр. 112, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 99; Miliotti, Description, pl. 53; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVII, 14.
[с.34]
23. Гермафродит в окружении эротов. I в. до н.э. Оникс. 2,1 х 2,6 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 313.
Аналогии: 1) Лондон, Британский музей; Walters, Catalogue, No 3482, pl. 34; 2) Париж, Национальная библиотека; Babelon, Catalogue, № 48, pl. 7.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 64; Максимова, Резные камни, стр. 98; Ваулина, Классические элементы, стр. 239, рис. 8; Reinach, Pierres gravées, p. 135, pl. 124.
24. Психея в рабстве у Венеры. I в. до н.э. Сардоникс. 2,8 х 1,9 см. Инв. № Ж 288.
Аналогии: Берлин, Гос. музеи; Furtwängler, Beschreibung, Nr 11172.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 71; ОАК за 1877 г., стр. 205; Максимова, Резные камни, стр. 95.
25. Аполлон и Артемида. I в. до н.э. Сардоникс. 2,4 х 2,2 см. Поступила в 1782 г. из собрания Байрса. Инв. № Ж 297.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96.
26. Персей и Андромеда. I в. до н.э. Оникс. 3,1 х 2,8 см. Поступила в 1782 г. из коллекции художника Рафаэля Менгса. Инв. № Ж 297.
Аналогии: Париж, Национальная библиотека; Babelon, Catalogue, № 45, pl. 7.
Литература: ОАК за 1881 г., стр. 96, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 96; Ваулина, Классические элементы, стр. 236, рис. 5; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVIII, 1; L. Curtius, Falsche Kameen, Arch. Anz., 59/60, 1944—45, S. l, Taf. 18.
[с.35]
27. Геракл у Омфалы. I в. до н.э. Оникс. 1,8 х 2,2 см. Инв. № Ж 294.
Аналогии: Вена, Художественно-исторический музей; F. Eichler, E. Kris, Die Kameen im Kunsthistorischen Museum, Wien, 1927, S. 237, Taf. 83.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 72; ОАК за 1881 г., стр. 114, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 95; J. Spilsbury, A Collection of 50 Prints from Antique Gems, London, 1785, pl. 8.
28. Сатир и два эрота. I в. до н.э. Сардоникс. 1,9 х 2,5 см. Инв. № Ж 280.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
29. Ника. I в. до н.э. Сардоникс. 3 х 2 см. Инв. № Ж 303.
30. Эроты перед гермой наблюдают за боем петухов. I в. до. н.э. Сардоникс. 1,2 х 1,6 см. Поступила в 1830 г. из коллекции С.О. Веселовского. Инв. № Ж 252.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 97.
31. Юноша, сидящий на скале. I в. до н.э. Сардоникс. 1,9 х 1 см. Инв. № Ж 30.
32. Пьяный Силен на осле. I в. до н.э. Оникс. 1,5 х 1,9 см. Инв. № Ж 278.
33. Эрот с маской. I в. до н.э. Оникс. 1,2 х 1,3 см. Инв. № Ж 251.
Аналогии: 1) Берлин, Гос. музеи; Furtwängler, Beschreibung, Taf. 67; 2) Женева, Музей искусства и истории; Vollenweider, Steinschneidekunst, Taf. 24, 4. Литература: Максимова, Резные камни, стр. 97.
[с.36]
34. Эрот в маске. I в. до н.э. Оникс. 1,3 х 1 см. Инв. № Ж 248.
35. Диомед с похищенным Палладием. I в. до н.э. Оникс. 2 х 1,7 см. Инв. № Ж 13.
Аналогии: 1) Париж, Национальная библиотека; Babelon, Catalogue, № 151, 152, pl. 16; 2) Флоренция, Археологический музей; Reinach, Pierres gravées, pl. 54.
36. Суд над Орестом. I в. до н.э. Сардоникс. 2,9 х 3,9 см. Поступила в 1830 г. из коллекции А.С. Власова. До 1771 г. принадлежала графу А.Г. Разумовскому. Инв. № Ж 300.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 71; ОАК за 1881 г., стр. 88, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 96; М.П. Ваулина, О подлинности камеи с изображением суда над Орестом, Сообщения Гос. Эрмитажа, XVII, 1960, стр. 61, сл.; Ваулина, Классические элементы, стр. 240, рис. 10; Культура и искусство античного мира, стр. 162; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVIII, 4; G. Hafner, Judicium Orestis, 113 Winckelmannsprogramm, Berlin, 1958, S. 23, Abb. 6; L. Curtius, Falsche Kameen, Arch. Anz., 59/60, S. l, Taf. 18; G. Lippold, Antike Gemäldekopien, München, 1951, S. 85.
37. Виктория с четверкой коней. I в. до н.э. Воспроизведение картины художника Никомаха. Подпись: ῾Ρουφος ἐποίει (Руф сделал). Оникс. 1,9 х 2,6 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 293.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95; Ваулина, Классические элементы, стр. 232, рис. 1; Reinach, Pierres gravées, p. 137, pl. 125; Furtwängler, Die antiken Gemmen, [с.37] Taf. LVII, 6; G. Lippold, Antike Gemäldekopien, München, 1951, Taf. 15; Vollenweider, Steinschneidekunst, S. 28, Taf. 19.
38. Леда и лебедь. I в. до н.э. Сардоникс. 2,1 х 2,8 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 305.
Литература: Стефани. Путеводитель, стр. 67; Максимова, Резные камни, стр. 96; Reinach, Pierres gravées, p. 134, pl. 123.
39. Афродита с орлом. I в. до н.э. Оникс. 2,7 х 1,8 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 301.
Аналогии: 1) Ленинград, Эрмитаж, инв. № Ж 21; 2) Гаага, Мюнцкабинет; Vollenweider, Steinschneidekunst, Taf. 95, 4.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96; Vollenweider, Steinschneidekunst, S. 83, Taf. 95, 3.
40. Лань кормит маленького Телефа. I в. до н.э. Сардоникс. 1,9 х 1,8 см. Инв. № Ж 246.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 66; Максимова, Резные камни, стр. 97; Ваулина, Классические элементы, стр. 238, рис. 7.
41. Эфеб с конем. I в. до н.э. Сардоникс. 2,3 х 2,7 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 304.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96; Reinach, Pierres gravées, p. 144, pl. 131; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVIII, 11.
[с.38]
42. Дионис на колеснице, запряженной кентаврами. I в. до н.э. Сардоникс. 2,3 х 3,1 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 282.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 66; Максимова, Резные камни, стр. 98; Miliotti, Description, pl. 49; Vollenweider, Steinschneidekunst, S. 35, Taf. 23.
43. Венера с орлом. I в. до н.э. Сардоникс. 2,8 х 2,4 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 21.
Аналогии: 1) Берлин, Гос. музеи; Furtwängler, Beschreibung, Nr 11223; 2) Гаага, Мюнцкабинет; Vollenweider, Steinschneidekunst, Taf. 95.
44. Виктория перед трофеем. I в. до н.э. Сардоникс. 1,3 х 1,2 см. Инв. № Ж 24.
45. Женщина у источника. I в. до н.э. Оникс. 3,2 х 1,5 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 1.
Литература: Reinach, Pierres gravées, p. 136, pl. 124.
46. Эрот-землепашец. I в. до н.э. Оникс. 1,5 х 1,1 см. Инв. № Ж 250.
Аналогии: 1) Частное собрание; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVII, 9; 2) Лондон, собрание Ионидес; J. Boardman, Engraved Gems. The Ionides Collection, London, 1968, No 63.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 97.
47. Эрот, связывающий руки Психее. I в. до н.э. Оникс. 2,4 х 1,8 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 20.
[с.39] Литература: ОАК за 1877 г., стр. 204; Максимова, Резные камни, стр. 99; Reinach, Pierres gravées, p. 137, pl. 124.
48. Эроты на дельфинах. I в. до н.э. Оникс. 1,5 х 2,1 см. Поступила в 1782 г. из коллекции Байрса. Инв. № Ж 244.
Аналогии: Флоренция, Археологический музей; Reinach, Pierres gravées, pl. 60.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Maffei, Gemmae, tab. 16.
49. Эрот-всадник. I в. до н.э. Сардоникс. 0,7 х 1 см. Инв. № Ж 49.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 64.
50. Эроты-кузнецы. I в. до н.э. Сардоникс. 1,1 х 1,5 см. Поступила в 1786 г. из коллекции лорда Беверлея. Инв. № Ж 41.
51. Эрот перед источником. I в. до н.э. Сардоникс. 1,5 х 1,2 см. Инв. № Ж 159.
52. Аврора на колеснице. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 1 х 1,6 см. Инв. № Ж 32.
Аналогии: 1) Нью-Йорк, музей Метрополитэн; Richter, Catalogue, No 624, pl. 69; 2) Лондон, Британский музей; Walters, Catalogue, No 3528, pl. 37.
Литература: Ваулина, Классические элементы, стр. 234, рис. 3.
53. Аврора на колеснице. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 2,2 х 2,8 см. Инв. № Ж 11.
Аналогии: Нью-Йорк, музей Метрополитэн; Richter, Catalogue, No 626, pl. 69.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95; Ваулина, Классические элементы, стр. 234, рис. 2.
[с.40]
54. Приам у Ахилла. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 2 х 2,7 см. Инв. № Ж 26.
Литература: Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVIII, 3; G. Richter, Ancient Italy, Oxford, 1955, p. 70, pl. 224.
55. Германик и Агриппина в образе Триптолема и Деметры. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 2,3 х 3 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 296.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96.
56. Дионис, Ариадна, сатир. I в. до н.э. — I в. н.э. Оникс. 1,4 х 1,9 см. Поступила в 1780 г. из собрания Слейда. Инв. № Ж 279.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
57. Диоскуры на конях. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 1,8 х 2,6 см. Поступила в 1782 г. из коллекции Байрса. Инв. № Ж 302.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 96; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. LVIII, 12.
58. Ио, Аргус и Гермес (?). I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 1,5 х 2,1 см. Инв. № Ж 151.
59. Спящая менада, сатир и Эрот. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 2,2 х 3,1 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 314.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
60. Орфей. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 1,7 х 1,5 см. Поступила в 1830 г. из собрания А.С. Власова. Инв. № Ж 255.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 72; Максимова, Резные камни, стр. 97.
[с.41]
61. Артемида с ланью. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 1,8 х 1,5 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 242.
62. Дионис с пантерой. I в. до н.э. — I в. н.э. Сардоникс. 2,1 х 1,5 см. Инв. № Ж 312.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
63. Артемида. I в. Сардоникс. 2,6 х 1,9 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 322.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 98.
64. Гера. I в. Сардоникс. 2,9 х 2,2 см. Инв. № Ж 308.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 95.
65. Менада. I в. Сардоникс. 3,3 х 2,9 см. Инв. № Ж 334.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 66; Максимова, Резные камни, стр. 98.
66. Медуза. II—III вв. Сардоникс. Диаметр 3,4 см. Инв. № Ж 145.
Аналогии: 1) Нью-Йорк, музей Метрополитэн; Richter, Catalogue, No 628, pl. 70; 2) Лондон, Британский музей; Walters, Catalogue, No 3549, pl. 37; 3) Париж, Национальная библиотека; Babelon, Catalogue, № 158, pl. 16.
67. Корова. I в. до н.э. Сардоникс. 1,3 х 2 см. Инв. № Ж 123.
68. Кабан и охотничьи собаки. I в. Сардоникс. 1,6 х 1,7 см. Инв. № Ж 365.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 101.
69. Мыши и петухи. I в. Сардоникс. 1 х 1,9 см. Инв. № Ж 184.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 101.
70. Аллегория могущества любви. Афродита, Аполлон, Артемида, Гименей в окружении эротов. Амфориск из сардоникса. Начало I в. Высота 5,5 см. Поступил около 1800 г. [с.42] из коллекции барона А.Л. Николаи. Ранее находился: XVII-середина XVIII в. — в собрании французских королей; 1753—1793 гг. — у резчика Жака Гюэ. Инв. № Ж 361.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 70; Максимова, Резные камни, стр. 97; Furtwängler, Die antiken Gemmen, III, S. 340, Abb. 190; E. Simon, Die Portlandvase, Mainz, 1957, Taf. 25; H. Bühler, Antike Gefäße aus Chalzedonen, Stuttgart, 1966, Taf. III.
71. Аллегория победы Октавиана при Акциуме. Портрет Октавиана, козерог, керикей, щит, дельфин, трезубец, алтарь и рука, держащая корабельное украшение. Надпись: OCT. CAES. AVG. TER. MA. RQ. VOT. PUB. (Октавиану Цезарю Августу [победителю] на суше и на море [по] всенародному обету). 20-е гг. I в. до н.э. Сардоникс. 2,5 х 2,4 см. Поступила в 1800-х гг. Инв. № Ж 263.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 29; Н.А. Машкин, Принципат Августа, М.—Л., 1949, табл. III; Е.В. Федорова, Латинская эпиграфика, М., 1969, стр. 298, рис. 75; M. Maximova, Un camée commémoratif de la bataille d'Actium. RA, 1929, p. 64 et suiv.
72. Ливия. Начало I в. Оникс. 2,1 х 1,8 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 154.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30; Catalogue des pierres gravées du Cabinet de duc d'Orléans, Paris, 1786, p. 147.
[с.43]
73. Друз Старший и Антония (?). Конец I в. до н.э. Поздняя надпись: Ἀλφήος συν Ἀρεθῶνι ([Гемма] Алфея и Аретона). Сардоникс. 2,5 х 2,1 см. Камея долго хранилась в одном из монастырей Франции как христианская реликвия. Инв. № Ж 273.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 68; Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 31.
74. Тиберий. Начало I в. Сардоникс. 3,4 х 2,7 см. Инв. № Ж 269.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30.
75. Германик. Начало I в. Сардоникс. 2,4 х 1,7 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 265.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30. Reinach, Pierres gravées, p. 143, pl. 129.
76. Нерон Цезарь, сын Германика. 20-е гг. I в. Оникс. 2,5 х 1,7 см. Инв. № Ж 260.
77. Тиберий. Начало I в. Сардоникс. 2,5 х 2,1 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 266.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30.
78. Агриппина Младшая, дочь Германика. Начало I в. Сардоникс. 4,4 х 3,5 см. Инв. № Ж 335.
79. Агриппина Старшая, жена Германика. Начало I в. Сардоникс. 5,9 х 4,7 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 343.

[с.44]
80. Ливия. Начало I в. Сардоникс. 4 х 3,1 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 267.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Reinach, Pierres gravées, p. 143, pl. 129.
81. Германик. Начало I в. Сардоникс. 2,4 х 1,7 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского. Инв. № Ж 261.
Аналогии: Лондон, Британский музей; Walters, Catalogue, No 3579, pl. 39.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30.
82. Друз Младший, сын Тиберия. 20-е гг. I в. Сардоникс. 2,2 х 1,6 см. Поступила в 1879 г. Найдена в погребении I в. в Керчи. Инв. № П 1879, 24.
Аналогии: Бостон, Музей изящных искусств; Vollenweider, Steinschneidekunst, Taf. 69, 4.
Литература: Н.Е. Гаршина, Керченская камея с портретом Друза Младшего, сб. статей в честь С.А. Жебелева, Л., 1926, стр. 252, сл.; Выставка портрета, стр. 30; М.И. Максимова, Резные камни, сб. «Античные города Северного Причерноморья». I, М.—Л., 1955, стр. 444, табл. II.N. Garschina, Eine Kertscher Kamee mit dem Bildnis Drusus des Jüngeren, JDI, 41, 1926, S. 239 ff.; Vollenweider, Steinschneidekunst, S. 77, Taf. 88.
83. Тиберий. Начало I в. Фрагмент фалеры синего стекла. 3 х 3 см. Поступила в 1792 г. из собрания Ж.Б. Казановы. Инв. № Ж 272.
[с.45] Аналогии: 1) Рим, собрание Санджорджи; L. Curtius, Ikonographische Beiträge, VII, RM, 50, 1935, Taf. 29; 2) Бругг, Музей Виндониссы; A. Alföldi, Römische Porträt-medaillons aus Glas, Urschweiz, XV, 1951, Taf. II—III. Литература: Максимова. Резные камни, стр. 99; Выставка портрета, стр. 30.
84. Юлия, дочь императора Тита. Конец I в. Стеклянная паста. 5,6 х 4 см. Инв. № Ж 344.
Аналогии: Париж, Национальная библиотека; Furtwängler, Die antiken Gemmen, Taf. XLVIII, 8. Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 31.
85. Веспасиан. Конец I в. Аметист. 1,8 х 1,2 см. Инв. № Ж 337.
Аналогии: Флоренция, Археологический музей; Reinach, Pierres gravées, pl. 7.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 31.
86. Фаустина Младшая (?). Конец II в. Празер. 3,5 х 2,5 см. Инв. № Ж 6807.
Литература: W. Stegman, Drei Rundwerke aus Halbedelsteine in der Ermitage, JDI, 1930, S. 4, Abb. 6—8.
87. Коммод. Конец II в. На обороте кабалистическая надпись с именами Моисея, Иосифа, Михаила, Шиншиэла и Хуриэла. Сардоникс. 1,8 х 1,6 см. Инв. № Ж 341.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 35.
88. Люцилла (?). Конец II в. Сардоникс. 2,3 х 1,9 см. Инв. № Ж 329.


[с.46]
89. Коммод. Конец II в. Сардоникс. 5,3 х 6,1 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Инв. № Ж 340.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 35.
90. Каракалла. Начало III в. Сардоникс. 4,3 х 3,7 см. Инв. № Ж 345.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 40.
91. Александр Север. Начало III в. Халцедон. 2,9 х 2,3 см. Поступила в 1909 г. из собрания П.А. Сабурова. Инв. № Ж 348.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 40; W. Stegman, Drei Rundwerke aus Halbedelsteine in der Ermitage, JDI, 1930, S. 6, Abb. 10—15.
92. Аполлон. II в. Воспроизведение статуи скульптора Тимархида. Светло-коричневое стекло. 8,6 х 5,1 см. Поступила в 1792 г. из собрания Ж.Б. Казановы. Инв. № Ж 216.
Литература: Стефани, Путеводитель, стр. 64; ОАК за 1881 г., стр. 80, табл. V; Максимова, Резные камни, стр. 100.
93. Септимий Север. Конец II — начало III в. Светло-зеленое стекло. 6,3 х 4 см. Поступила в 1792 г. из собрания Ж.-Б. Казановы. Инв. № Ж 347.
Литература: Максимова, Резные камни, стр. 100; Выставка портрета, стр. 35.
94. Эрот на гиппокампе. I—II вв. Сардоникс. 1,4 х 1,7 см. Инв. № Ж 34.
95. Воин с конем. I—II вв. Сардоникс. 1,5 х 1,8 см. Инв. № Ж 53.

[с.47]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАМЕИ ЭРМИТАЖА | Сантьяга_666 - Дневник Сантьяга_666 | Лента друзей Сантьяга_666 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»