• Авторизация


Иван Грозный и музыка. II 19-11-2017 12:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Стихиры Ивана Грозного торжественно монументальны, размеренны, строго унисонны, одноголосны, предназначены для мужского голоса. В них "опеваются", многократно повторяясь, отдельные звуки, создавая звуковую оправу для особенно значительных слов или фраз. Пение стихир - раздельноречное, в словах нет двух рядом стоящих согласных, между ними обязательно вставлен гласный звук: "венецы" вместо "венцы", "заступеника" вместо "заступника", "весехо" вместо "всех" и т.п. "Беды и скорби, печали и распутия, реки и пустыни, рати, и цари и князья" - вот темы, подвигнувшие автора на сочинение духовных стихов и музыки, молитвенно  звучащей о всей Руси, "благодарственной" радостью о ней.

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный

Вторая стихира Ивана Грозного написана в честь праздника Сретения иконы Богоматери Владимирской. Событие это случилось в 1395 году, когда к стенам Москвы подошел Тимур (Тамерлан) с многочисленным войском. Положение Москвы казалось безнадёжным, но неожиданно Тимур повернул назад. В тот день, 26 августа, в Москву из Владимира была перенесена икона Богоматери Владимирской. Эта чудотворная икона считалась национальной святыней, и её перенос в Москву должен был подчеркнуть роль новой столицы как единственной законной наследницы и хранительницы всего духовного достояния русского народа. Великий князь Московский и Владимирский Василий Дмитриевич вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.  Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город. В счастливом избавлении москвичи увидели заступничество Богородицы, и 26 августа стало одним из дней празднования в честь иконы. В сущности, этот праздник имел не только церковное, но и политическое значение. Иван IV написал для стихиры такие слова: "Вострубите трубою песней во благонарочитом дни праздника нашего и тмы разрушение, и свету пришествие паче солнца восиявша".

[показать]

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Москва при Иване Грозном

Не так давно было установлено авторство Грозного для ещё одного произведения духовной поэзии - "Канона Ангелу Грозному воеводе", подписанного псевдонимом Парфений Уродивый (текст полностью можно прочесть здесь: Канон_Ангелу_Грозному_воеводе_Парфения_Уродивого). К последнему царь, выдающийся духовный писатель и публицист своего времени, прибегал и в другой сфере своего литературного творчества. Этот канон обязан своим происхождением переживаниям личного характера. Изучивший его Д.С. Лихачев, обращая внимание на пронизывающий весь текст страх смерти, связывал его с "Завещанием" Ивана Грозного, написанным, по предположению большинства исследователей, в покаяние в 1572 году, после двух походов на Новгород и учиненных там жестоких расправ. Царь считал последовавшую за походом болезнь наказанием за грех и ожидал скорой смерти.

Картина Карла Венига «Иоан Грозный и его мамка»*

Свои литургические тексты Грозный писал на закрепившиеся уже в богослужебной практике традиционные напевы. Для двух стихир указаны подобны "Киими похвальными венцы" и "О дивное чудо", встречающиеся уже в рукописях XII века. В "Каноне Ангелу Грозному воеводе" для каждой из восьми имеющихся в нём песен даны указания на определённый ирмос из числа входящих в постоянный состав русских ирмологиев.

Свои победы Иван Грозный увековечивал не только музыкальными сочинениями, но и строительством церквей и соборов. После каждой победы воздвигалась очередная церковь - во имя того святого, в день которого праздновалась победа.

Григорий Иванович Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

После завоевания Казанского и Астраханского ханств Иван IV повелел выстроить в Москве знаменитый храм Покрова Богородицы на Рву (ныне известный как собор Василия Блаженного). 

Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Этот 65-метровый собор был самым высоким зданием Москвы. 

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода**

*Челяднина (Челядина), Агриппина (Аграфена) Фёдоровна — воспитательница Ивана Грозного. Агриппина Фёдоровна была назначена Василием III незадолго перед кончиной мамкой к его сыну, царевичу Ивану, с наказом не отходить от ребёнка ни на шаг. Вскоре после смерти Елены Глинской 20 апреля 1538 года бояре И. В. Шуйский и В. В. Шуйский совершили переворот, арестовав Агриппину, оторвав её от малолетнего царя Ивана. Агриппина была сослана на север в Каргополь и пострижена в монахини.

**(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60—70-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
mimozochka 19-11-2017-13:51 удалить
Спасибо Наташа за такой познавательный пост!!Хорошего отдыха в выходной тебе!!
Сэр_42 19-11-2017-15:07 удалить
Благодарю за интересный исторический материал.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Чудесное спасение Константинополя, с помощью ризы Богородицы. ИЗ ЛЕТОПИСИ Нападение произошло, - вечером 18 июня 860 года. По словам Фотия* существовала реальная угроза, однако удалось удержать, - Константинополя стены! Фотий: это чудо, - заступничество Богородицы! * Патриа́рх Фо́тий I ( Πατριάρχης Φώτιος) 820 - 896 годы) — византийский богослов, — 877—886 годы. ***. После погружения: - «в воду Золотого Рога, Богородицы Пресвятой, - священного мафория», возникла СИЛА: - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СВЯТОЕ! ВМИГ, - флот разбросало - штормом Милосердия. ***. Константинополь, избавился: - от расхищения, и… от разорения… Те события, в памяти народа, живущего с верой, остались глубоко, и… более чем в памяти потомков, чудом спасшихся византийцев. ***. ИЗ ЛЕТОПИСИ «Пошли Аскольд и Дир, - войной на греков… Пришли к ним, - в 14-й год царствования Михаила. Царь, в это время, был в походе на агарян, уже дошёл до Чёрной речки, когда епарх прислал плохую весть, что враг идет походом на Царьград; и… возвратился царь. Царь, с трудом вошел в Константинополь, и… всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне… Затем вынесли они, с песнями, Божественную Ризу Святой Богородицы, и… смочили в море её полу... Была в то время тишина, и… море спокойно было, но, внезапно, поднялась буря с ветром… Огромные волны встали, и… разметали корабли безбожников… Корабли прибило к берегу, и… переломало. Немногим удалось избегнуть той беды, и… до дому возвратиться». ***. Плывут к Константинополю войска Аскольда, Несут они: - кровь… отчаяние, - с печалью, Константинополь взбудоражился, - как всегда: - осада. Но ожила НАДЕЖДА, у жителей: - на защиту Божью. В страхе ночь, и… утро: - в страшной круговерти… Последний, очевидно, день грядёт: - неотвратимо… Жизнь города, и СВЕТ, - поглотИтся мраком смерти… Каждый житель, - представил горе, оно: - невыносимо. Молились, - священники и царь: - на избавление… Юродивому Андрею, в храме: - видение явилось: СВЕТ Священный, от Мафория…и блеск- свечение Богородицы Пресвятой, и… ангельская её милость! Распростёрла Богородица, подобный молнии Земной - Мафорий, - великое неугасающее покрывало… В торжестве, с головы Своей: - с великою волной! Волна, - обратилась в избавление: она торжествовала! Покров чудесный, - Константинополь защитил, Ураган, поднялся, и… вМИГ, разрушил корабли… У стен города, пришельцы, лишились главных сил… Потери страшные: - врагов на бегство обрекли! Каждый помнит, - приплыли в Византию корабли, Они дышали свирепостью, дикостью… убийством, Море было тихо, безмятежно: - полный штиль, Приятное, и вожделенное плаванье: - с витийством... Корабли проходили, - пред стенами, неся пловцов, Воздымались, - слышались свирепые: - брани волны… Мечи, поднятые рукой: - угрожали городу концом, Жители, к Богу руки вздевали, - их стон - безмолвный. Богу верили, - ОН не допустит совершения беды… Бог, - устранил несчастье, и… отменил акт бедствий! Пробился, - через тучи: - СВЕТ спасительной Звезды! Ахнули! - Повержен бурей: - план, Аскольда, дерзкий. Воинам варягам: - представилось великим чудом, Могущество Бога греков, что войско разметало, Победа разума! - Крещение стало: - изумрудом… Крестились дружины - Аскольда, Дира: - их не мало. Падшим Душам, - к Богу: - открыто возвращение, МИГ поражения, - лишил язычников трофеев, Поражение, внесло: - Душам их, - преображение… Эпоху Аскольда, Дира, нарекли: - «крещеньем лиходеев». ***. При походах на Византию: греки погибали, и… попадали в плен. Идея морских походов на Византию, стала популярной… Таким образом, и происходило оживление стран позитивного мышления: - с византийской светской и церковной дипломатией… Одним из следствий оживления, - было: «Аскольдово» крещение Руси, во второй половине 860 года. Значительно позже, на подъёме интереса к историческим событиям той эпохи, и произошло: - отображение поэтами и художниками, - образов Аскольда и Дира … В Киеве, на могиле князя Аскольда, построена ротонда.
glagolec 20-11-2017-15:22 удалить
* Горсей Джером «Записки о Московии XVI века» — Речь Ивана Грозного на земском соборе Лета 7088 (1580 год). * Знатные люди и простой народ стонут от ваших поборов, которыми вы [митрополиты, епископы, священники…] поддерживаете своё сословие; * Вы захватили все богатства, вы торгуете всеми товарами, выторговывая себе доходы из предприятий других людей, имея привилегию не платить ни налоги в казну, ни пожертвования на войну; * Вы запугиваете благороднейших, лучших и состоятельнейших из наших подданных, принуждая их отдавать вам свои имения за спасение Души; * Вы получили, по достоверным подсчётам, третью часть всех городов, аренд, деревень нашего государства своим колдовством и уговорами; * Вы покупаете и продаёте Дух и плоть наших людей; * Вы живёте праздной жизнью в удовольствиях и лакомствах, совершая самые ужасные прегрешения, вымогая деньги, пользуясь взяточничеством и лихоимством свыше возможного; * Вы погрязли во всех вопиющих грехах, обжорстве, праздности, содомском грехе, худшем из худших, с животными. Мой богатый народ обеднел из-за вашей алчности и дьявольских искушений, уничтожение такого порядка восстановило бы цветущее положение государства… Кроме хранящихся у вас сокровищ, одних ваших доходов более чем достаточно на ваш расточительный и роскошный образ жизни. Оттого беднеют моя знать и мои слуги, истощается казна, тогда как безчисленные сокровища — как схороненный талант, не употреблённый на дела благочестия,— вы же говорите, что они принадлежат не вам, а святым угодникам и чудотворцам. Мой богатый народ обеднел из-за вашей алчности и дьявольских искушений, уничтожение такого порядка восстановило бы цветущее положение государства… Кроме хранящихся у вас сокровищ, одних ваших доходов более чем достаточно на ваш расточительный и роскошный образ жизни. Оттого беднеют моя знать и мои слуги, истощается казна, тогда как безчисленные сокровища — как схороненный талант, не употреблённый на дела благочестия,— вы же говорите, что они принадлежат не вам, а святым угодникам и чудотворцам. Новгородский поход Ивана Грозного (уничтожил вольности) – представляют это, что были ещё остатки языческих верований, и своим походом Иван Грозный их уничтожил. Ничего подобного! Согласно летописям, так называемые, руские язычники не пострадали. В Новгороде из-за вольности были и католики, и лютеране, протестующие, т.е. всякой твари по паре – всех направлений, и арианство, и там буча была, постоянная смута, и заговоры против Московии. Поэтому Иван Грозный сделал как положено государю – навёл порядок: всех смутьянов под корень. С уважением!
Barucaba 22-11-2017-23:05 удалить
Ответ на комментарий Сэр_42 # Сэр_42, спасибо большое за внимание и отзыв!
Barucaba 22-11-2017-23:06 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, большое спасибо, Наденька!
Barucaba 22-11-2017-23:07 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо за отклик!
Barucaba 22-11-2017-23:11 удалить
Ответ на комментарий glagolec # glagolec, да, Иван Грозный был истинным самодержцем.
Barucaba 22-11-2017-23:12 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Зенькович # Михаил_Зенькович, спасибо!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иван Грозный и музыка. II | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»