• Авторизация


Пифагор и его время. Часть III. Наука и философия. Фалес Милетский 09-02-2017 09:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пифагор, конечно же, не был первым греческим философом и ученым. Наука и философия в древней Греции появились до него. Кто были эти первые мыслители и что им было известно? 

Фалес Милетский

Фале́с (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος) родился в  640 либо в 624 году до н.э. (напомню - Пифагор родился в 570 году до н.э., на 60 - 70 лет позже Фалеса) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки)он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

[460x700]

Фалес Милетский
Θαλῆς ὁ Μιλήσιος

Имя Фалеса уже в V веке до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» и её «родоначальником» (греч. άρχηγέτης) Фалеса называли уже в древности. О Фалесе упоминает Платон в своем Государстве. 

 Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем (на это указывает например Геродот, являющийся наиболее древним источником сведений о жизни и деятельности Фалеса).

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привёз» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против державы Ахеменидов. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что, оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

 Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть приблизительно с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э., таким образом, умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).
Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.
Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому, единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае, сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.



Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» (Περὶ τροπὴς) и «О равноденствиях» (Περὶ ἰσημερίας); их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром. Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и всё известное об его учении происходит из вторичных источников. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Астрономия

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

[250x250]

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).

Геометрия

Именем Фалеса названа геометрическая теорема о пропорциональных (равных) отрезках и параллельных прямых.

Теорема Фалеса : Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные отрезки

Thales-sov (190x179, 4Kb)



 

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

  • вертикальные углы равны;
  • имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
  • углы при основании равнобедренного треугольника равны;
  • диаметр делит круг на две равные части;
  • вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

 Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться с противоречащими фактами, оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого «замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередко наблюдаемые противоречия и анахронизмы. Так, приписываемое Фалесу Памфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного в полуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору.

Устройство космоса

Фалес полагал, что всё рождается из воды; всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде.

 По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с лёгкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные [тела], принимает пёстрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом».

 По замечанию Плутарха: «Египтяне говорят, что Солнце и Луна объезжают небо не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождение из влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и „родителем“ всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян».

Фалес полагал, что Космос — един. Вода и всё, что из неё произошло, не являются мёртвыми, но одушевлены; Космос одушевлён (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες). Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой, ψυχή).

 Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха: «После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом Бога совершаются прекраснейшие дела“».

Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющего название «гилозоизм». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля, который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов».)

Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается [снова]) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически. Но конкретных указаний самого Фалеса относительно способов, которыми, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем.

Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения — в том, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписать мысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по косвенным сведениям.
Физика

Фалесу приписываются следующие положения:

  • Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звёзд происходят оттого, что всё качается на волнах по причине подвижности воды.
  • Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.
  • Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].
  • Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.
  • Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и «божественное начало», душа (ψυχή).

То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).

Положение 3) является почти буквальным указанием на физическую природу звёзд, Солнца и Луны — они состоят из [такой же] материи [как Земля] (не из собственно такого же материала, как это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.

Положением 4) Фалес утверждает, что Земля является центром, вокруг которого происходит обращение небесных явлений, и таким образом именно Фалес является основоположником геоцентрической системы мира.

[показать]

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление о физике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется в его положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии, теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к таким древнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно, объехав половину доступного на своё время мира, Фалес имел возможность познакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания.

Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, что заслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит в том, что он «опубликовал» результат, пригодный для научного употребления; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующей античной философии.

Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса.

  • Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружёный ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.
  • Про Фалеса передавали такую легенду (её с большой охотой повторил Аристотель). Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаём по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.
  • В шестой год войны между лидийцами и мидянами случилось сражение, во время которого «день внезапно стал ночью». Это было то самое солнечное затмение 585 до н. э., «заблаговременно» предсказанное Фалесом и произошедшее именно в предсказанный срок. Лидийцы и мидяне были настолько поражены и испуганы, что прекратили битву и поспешили заключить мир.

Фалес_Милетский

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Berlios 09-02-2017-11:31 удалить
Спасибо, Наташа, за Вашу просветительскую работу. Обращение к первоосновам человеческих знаний о мире возвеличивает человеческую сущность, поднимая её над сложившимися стереотипами. Не "связи", не нагромождение псевдонаучной тарабарщины, а раскрепощенная мысль способна познать мир. Это показала и доказала Древняя Эллада. Миф о строительстве вавилонской башни, как мне представляется, более уместен не к механической конструкции, а к постижению основ мироздания. " И тут Бог понял, что человек может постичь Его мудрость. И потому Древняя Эллада была разрушена." Принимаете такую поправку в Истории Человечества?
Barucaba 09-02-2017-12:37 удалить
Ответ на комментарий Berlios # Berlios, как Вам сказать, Геннадий... До этой были и другие цивилизации, действительно разрушенные - Крито-Микенская, Минойская, другие, некоторые из них погубила неуёмная алчность, некоторые погубили природные катаклизмы, но это совсем уж древняя древность, о ней мало что известно. А тут можно уже хорошо проследить путь от начала до конца. Сейчас, во времена Пифагора мы находимся ещё в архаике и только стоим на пороге расцвета - ранней и высокой классики, а вот после него уже начнётся спад - поздняя классика и декаданс. Почему?.. Когда человек начинает считать себя уже настолько развитым, мудрым и могучим, что уже не поклоняется богам, а насмехается над ними, ни во что не ставит - исход в данном случае вполне предопределён. Помните сказку "О рыбаке и рыбке"? Кстати в самой греческой мифологии очень много таких примеров. Но, как видно, они ничему не научили и мифология в свою очередь стала использоваться в определённых целях - политических и художественных.
Barucaba 09-02-2017-13:28 удалить
Ответ на комментарий Berlios # Berlios, в дополнение к сказанному важно вот ещё что отметить - в отличие от более древних цивилизаций, которые не оставили нам практически ничего, древнегреческие знания не погибли. Вся средневековая наука основывалась на них и по сей день обычный школьник в обычной школе изучает теоремы Фалеса и Пифагора.
Barucaba 09-02-2017-14:15 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, спасибо за внимание и отклик!
N-LIE 09-02-2017-22:15 удалить
Неимоверно интересно! Спасибо большое.
Barucaba 10-02-2017-16:50 удалить
Ответ на комментарий N-LIE # N-LIE, очень рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и тёплый отзыв!
Barucaba 10-02-2017-16:52 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, большое спасибо за отзыв, Наденька!


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пифагор и его время. Часть III. Наука и философия. Фалес Милетский | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»