Уже давно стараюсь не пропускать передачу «Царская ложа» на канале КУЛЬТУРА. Это своеообразный альманах, посвященный музыкальным событиям Питера. Он выгодно - своим высоким качеством - отличается от похожей передачи «Билет в Большой», где разговор идет о Москве. Его страницы посвящены премьерам Мариинки и Михайловского театра, но в центре внимания, как правило, Питерская Филармония, ее на загляденье нарядный зал, создающий настроение праздника, и ее художественный руководитель и дирижер оркестра Юрий Хатуевич Темирканов.
В редкой переда
че не показывают его репетиций или концерты, в редкой передаче нет его неторопливых размышлений о музыке, о композиторах, о спектаклях, о жизни.
«Хотя хор наш замечательный, но они хотят спеть «Хованщину». А нужна импровизация».
Этот человек, кажущийся перед камерой таким спокойным и умиротворенным, с юности отличался высокой энергией, а еще – особой аурой, какой Господь удоставивает избранных.
На кадрах кинохроники 1966 года 28-летний балкарец, закончивший музыкальную десятилетку, а затем Консерваторию в Питере и решившийся поучаствовать во Втором Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, - словно током заряжен, упруг и пластичен как дикий барс, красив и строен как кипарис.
Молодой Темирканов на конкурсе победил. Эта победа стала прологом блистательной карьеры музыканта.
Голодное послевоенное детство, расстрелянный в войну фашистами отец-партизан, семья, выгнанная на улицу уже советской властью, работа водоносом на базаре – все это можно было забыть, жить успехом, признанием, премиями и наградами, которые воспоследовали. Но... Лично мне дорого то, что дирижер упорно шел вперед по «трудовой» дороге, работал с оркестрами, с партитурами, с певцами.
В одной из передач Темирканов говорит о Малере: «Не понимаю, как это может нормальный человек написать. Что-то мистическое в этом есть. Поэтому я его очень люблю».
[782x530]
Как дирижер оркестра Юрий Хатуевич наверняка «проявляет характер», разбирается с оркестрантами... Видела не раз репетиции оркестров, где отношения дирижер - оркестранты были почти враждебными, нечто похожее на перетягивание каната изобразил и Феллини в «Репетиции оркестра».
Но Темирканова в такой позиции мне тяжело представить, в моем представлении ему пристало вежливо-повелительное, патриархально - рыцарственное поведение о отношению к музыкантам.
Темирканов рассказывает, что в его записи чтения стихов Иосифом Бродским (а они приятельствовали), оба они говорят «плохие слова». Потому-де эту запись, сделанную где-то в заграничном кафе, нельзя представить публике. Мне кажется, что «плохие слова» говорит один Бродский - ему это подходит, а вот Темирканову - не идет. В обоих случаях работает его аура, «мистика» его личности .
Изумительный концерт! Участники: Вирсаладзе, Гутман, Репин, Башмет, Мацуев, ...
[466x700]