• Авторизация


Романтика ноктюрна. К дню памяти Фридерика Шопена 17-10-2014 12:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

В XIX столетии наиболее популярными произведениями Шопена были ноктюрны (наравне, пожалуй, с вальсами). Наше время пересмотрело и прокорректировало эту оценку. При всех бесспорных художественных достоинствах шопеновских ноктюрнов, они не могут претендовать на большее значение, чем другие области творчества композитора. И все же нетрудно понять предпочтение, отдававшееся современниками Шопена именно этому жанру. В ноктюрнах в самом деле сконцентрировалось интимное, лирическое начало шопеновского искусства, столь типичное для новой романтической эстетики. Здесь же с почти подчеркнутой ясностью проявились и особенности новейшего камерного пианизма, и черты салонного изящества, воспринимаемого как антипод вульгарной эстрадности, распространенной в виртуозной фортепианной музыке того времени. Наконец, в силу некоторых своих стилистических особенностей, ноктюрны Шопена отличались особенно непосредственной доступностью.

Шопен, 1835


Жанр ноктюрна имеет старинные традиции. Первоначально это был культовый вид музыки, возникший в литургии как часть заутрени *.

* Notte (ит.) – ночь. Отсюда notturno.

 На протяжении веков он не выходил за пределы церковного искусства. Светские композиторы заинтересовались им только в XVIII столетии, и уже в творческом наследии Гайдна имеется множество ноктюрнов, в том числе и для шарманки. (Правда, по своему характеру и образному содержанию они далеки от этого жанра в нашем современном представлении). Высоко поэтический образец ноктюрна предромантического века мы встречаем в опере Гретри «Ричард Львиное Сердце» в виде оркестровой картины ночи. Однако ни в оркестровой, ни в вокальной музыке этот жанр в дальнейшем не утвердился. Романтическая эстетика, тяготеющая к таинственному, неопределенному миру теней и полусвета, к миру ночных грез и мечтаний, естественно, должна была возродить этот, до того второстепенный, вид музыки. И в самом деле, Шопен как сочинитель ноктюрнов имел предшественников в лице композиторов разных национальных школ: ирландца Джона Филда, которого принято считать родоначальником фортепианного ноктюрна, польки Марии Шимановской, чеха Войтеха Йировеца. Произведения последнего Шопен, вероятно, знал, хотя его собственные ноктюрны ближе всего к виду, разработанному Филдом. Все достижения предшественников в этой области отступили далеко на задний план, после того как Шопен вознес жанр ноктюрна на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей лирического начала в инструментальной музыке романтического стиля.

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838


Общие стилистические черты объединяют все девятнадцать ноктюрнов Шопена начиная с раннего, e-moll'ного ор. 72 (1827), еще очень близкого к ноктюрнам Филда, до грандиозного c-moll’ного, почти выходящего за пределы жанровых возможностей ноктюрна, до «Колыбельной» и «Баркаролы»; последние в известном смысле можно рассматривать как наиболее оригинальные, изысканные и углубленные образцы того же жанра. Выразительные приемы которым в большой мере обязаны ноктюрны своей доходчивостью сводятся к следующему.

Ноктюрны Шопена всегда основываются на широких кантиленных темах, близких итальянским оперным или песенным мелодиям. Ассоциации с оперными темами вызывает не только их интонационный склад, структурная завершенность и напевность но и характерная фортепианная фактура, где мелодия намеренно и подчеркнуто отделена от аккомпанирующего фона и как бы противопоставлена ему, подобно вокальной и оркестровой партиям в опере.

Именно по отношению к ноктюрнам правомерна постановка вопроса о близости стиля Шопена к современной ему итальянской опере.

Однако фортепианный аккомпанемент ноктюрнов ни в какой мере не воспроизводит оркестровый стиль. Наоборот, нигде так не подчеркнут, так последовательно не проведен «фортепианно-обертонный» принцип шопеновского пианизма, как в его ноктюрнах. Кантиленная мелодия, как правило, показана на аккордово-фигурационном педальном фоне, который с первых звуков произведения вводит слушателя в мечтательную романтическую атмосферу.

Более непосредственно, чем в других произведениях, в ноктюрнах очевидны и жанровые связи. Черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни и других жанров ощутимы во многих их эпизодах. Так, например, гармоническая фактура, восходящая аккордовая мелодика, торжественный темп сближают тему из ноктюрна ор. 48 № 1 с гимном. Тема ноктюрна ор. 55 № 1, с ее изящным пунктиром и чеканной четырехдольностью, содержит черты марша. В ноктюрне ор. 15 № 3 «поющая» одноголосная тема на фоне «гитарного» сопровождения вызывает в памяти бытовой романс.

Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла. (1887). Г. Семирадский

 

Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности, все они без исключения написаны в медленных темпах. В этом и проявляется общность музыки Шопена не только с выразительным стилем опер Беллини, но и с ноктюрнами его предшественника Филда. Но ни Беллини, ни Филду не были свойственны психологическая глубина поздних ноктюрнов польского композитора, их драматические черты.


В основе развития ноктюрнов лежит драматургическая контрастность, оттеняющая и подчеркивающая разные психологические пласты, заключенные в этих лирических пьесах. Гармоническая сложность шопеновской музыки, мастерство и свобода в развитии тематического материала оригинальность фортепианного стиля также оставляют далеко позади более схематичные и мелкомасштабные ноктюрны Филда.

В ноктюрне с-moll ор. 48 № 1 (1841) композиторский замысел уже несколько выходит за пределы жанровых рамок. В этом остро драматичном произведении есть не свойственные другим ноктюрнам Шопена черты трагизма, величественности, подчеркнутой простоты. Максимально выявлены образные контрасты, при непрерывности и целостности динамической (трехчастной) формы.

Источник

[показать]

Шопен. Ноктюрны.

Исполняет Клаудио Аррау (1903 - 1991)



[показать]

[0,00,01~] Nocturno Nº 1 en si ♭ menor, Opus 9 Nº 1
[0,05,50~] Nocturno Nº 2 en Mi ♭ mayor, Opus 9 Nº 2
[0,10,45~] Nocturno Nº 3 en Si mayor, Opus 9 Nº 3
[0,18,05~] Nocturno Nº 4 en Fa mayor, Opus 15 Nº 1
[0,23,15~] Nocturno Nº 5 en Fa ♯ mayor, Opus 15 Nº 2
[0,27,05~] Nocturno Nº 6 en sol menor, Opus 15 Nº 3
[0,31,55~] Nocturno Nº 7 en do ♯ menor, Opus 27 Nº 1
[0,37,25~] Nocturno Nº 8 en Re ♭ mayor, Opus 27 Nº 2
[0,43,45~] Nocturno Nº 9 en sol menor, Opus 32 Nº 1
[0,49,35~] Nocturno Nº 10 en La ♭ mayor, Opus 32 Nº 2
[0,54,55~] Nocturno Nº 11 en sol menor, Opus 37 Nº 1
[1,02,10~] Nocturno Nº 12 en Sol mayor, Opus 37 Nº 2
[1,09,15~] Nocturno Nº 13 en en do menor, Opus 48 Nº 1
[1,15,40~] Nocturno Nº 14 en fa ♯ menor, Opus 48 Nº 2
[1,23,30~] Nocturno Nº 15 en fa menor, Opus 55 Nº 1
[1,29,15~] Nocturno Nº 16 en Mi ♭ mayor, Opus 55 Nº 2
[1,34,50~] Nocturno Nº 17 en Si mayor, Opus 62 Nº 1
[1,42,35~] Nocturno Nº 18 en Mi mayor, Opus 62 Nº 2
[1,49,45~] Nocturno Nº 19 en mi menor, Opus 72 Nº 1
[1,54,00~] Nocturno Nº 20 en do ♯ menor, Opus póstumo
[1,58,30~] Nocturno Nº 21 en do menor, Opus póstumo

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
repman 17-10-2014-12:49 удалить
Спасибо за пост! Замечательно!
OrxideaIo 17-10-2014-12:55 удалить
Благодарю!Слушала его ноктюрн в Ла Скала в исп.Яна Лисецкого.Потрясающе!
Annakraj 17-10-2014-15:48 удалить
Спасибо, Наташа, за интересный пост!!!
Три в одном - мне очень понравилось! Спасибо, Наташа! Творческих успехов!
matuska 18-10-2014-21:27 удалить
Спасибо за информацию! Целый концерт!!!
Barucaba 19-10-2014-01:02 удалить
Ответ на комментарий matuska # matuska, спасибо большое за внимание и отзыв!
Barucaba 19-10-2014-01:04 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, на радость, Наденька!
Barucaba 19-10-2014-01:04 удалить
Ответ на комментарий Томаовсянка # Томаовсянка, большое спасибо, Тамара!
Barucaba 19-10-2014-01:05 удалить
Ответ на комментарий Сэр_42 # Сэр_42, большое спасибо за отклик!
Barucaba 19-10-2014-01:06 удалить
Ответ на комментарий Annakraj # Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна! Рада, что пост понравился!
Barucaba 19-10-2014-01:07 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо за отклик!
Barucaba 19-10-2014-01:10 удалить
Ответ на комментарий OrxideaIo # OrxideaIo, как это здорово! Желаю Вам ещё много прекрасных музыкальных впечатлений!
Barucaba 19-10-2014-01:12 удалить
Ответ на комментарий repman # repman, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Galja_les 20-10-2014-18:54 удалить
Простите великодушно, что долго не писала! Очень хотелось насладиться всеми великолепными ноктюрнами. Сердечно благодарю! Невероятная красота! [480x640]
Barucaba 21-10-2014-04:56 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, да, музыка шопеновских ноктюрнов просто сказочно красива ) Большое спасибо за внимание и отзыв! Рада Вам!


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Романтика ноктюрна. К дню памяти Фридерика Шопена | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»