• Авторизация


Шопеновский путь Яна Экера 04-09-2014 12:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Xileen Оригинальное сообщение

Шопеновский путь Яна Экера
 

Экер (Ekier) Ян (р. 29.08.1913, Краков - 15.08. 2014) 
      - польский пианист и композитор. Обучался в Краковской и Варшавской консерватории; по композиции ученик К.Сикорского. Лауреат Международного конкурса пианистов им. Шопена (Варшава, 1937). Концертировал во многих странах. С 1955г. профессор Высшей музыкальной школы в Варшаве. Автор "Горной сюиты" для камерного оркестра (премирована в 1936); 2 фортепианных концертов; "Цветных мелодий" для смешанного хора и оркестра (отмечены премией в 1951); пьес для оркестра; "Вариаций и фуги" для струнного квартета; произведения для фортепиано; песен. Экер - редактор нового издания полного собрания сочинений Шопена.


[663x364]


История: Воспоминания Яна Экера о войне

О значении музыки в ходе Второй мировой войны рассказывает известный польский композитор, пианист и шопеновед.

За свою долгую жизнь, польский композитор, пианист и шопеновед профессор Ян Экер, которому исполнилось в прошлом году 100 лет, убедился в том, что музыка является одной из важных необходимостей в жизни человека. Больше всего это ощущалось в период Второй мировой войны, когда несмотря на бомбардировки и обстрелы у людей было огромное желание слушать музыку. Ян Экер рассказывает о том, почему он не прервал своей профессиональной деятельности в военный период.


Chopin / Jan Ekier, 1950s: Nocturnes, Op. 48, Nos. 1 and 2




- Я думаю, что продолжение карьеры было потребностью духа и жизненной необходимостью, ведь нужно было за что-то жить. Во время войны я давал частные уроки, играл в кафе, но тогда это были своего рода мини-концертные залы, где регулярно проходили концерты. Также я немного писал музыку.


Jan Ekier: Polonaise in A flat major, Op. 53 (Chopin)




Если смотреть на шопеновский путь Яна Экера, то он тоже был очень интересным в период оккупации, потому что немцы запретили исполнять Шопена ввиду того, что музыка Шопена обостряла патриотические чувства среди поляков. Также был ликвидирован памятник Шопену в королевском парке Лазенки в Варшаве.


Jan Ekier performs Chopin's Sonata in B minor, Op. 58.




- Немцы не осозновали насколько они тем самым поспособствовали еще большей популярности Шопена, потому что в книжных магазинах еще можно было купить произведения польских романтиков, таких как Мицкевич, Словацкий и Норвид. Но тем не менее это не стерло музыки из жизни. Мы ушли в подполье и давали концерты. Это было яркое и глубокое явление. Рисковали все – и тот, кто исполнял, и тот, кто слушал. Это означало большие последствия, вплоть до ссылки в концлагерь. Концерты надо было организовывать в проверенных домах, у надежных хозяев. Из смешных и простых вещей возникали, например, такие проблемы, как организация стульев, потому что даже если в салонах и помещалось до 100 человек, то стульев не хватало. На концерты надо было приходить и выходить парами, чтобы не привлечь внимание патрулей. Все это придавало неповторимую атмосферу такому концерту. После войны люди мне говорили, что благодаря моей музыке им удалось пережить оккупацию.


Jan Ekier: Nocturne in F minor, Op. 55, No. 1 (Chopin)




В период Варшавского восстания организовывать концерты, которые Ян Экер давал по поручению Армии Крайовой, было большим риском.

- Один из первых концертов состоялся 15 августа в актовом зале Политехнического института. Тогда впервые люди проходили по каналам, чтобы прийти на концерт. Инструмент был в хорошем состоянии. Я играл так как никогда. «Полонез ля мажор» и «Революцинный этюд» - это были 2 произведения, которые меня просили играть чаще всего. У меня осталась на память об этом концерте маленькая вещь. В ходе игры я улышал свист, удар, оказалось, что это была пуля из окна, которая отбилась рикошетом от стены. Я краем глаза это заметил, но не подал виду, в ходе бурных апплодисментов, я откланялся и незаметным движением поднял пулю с пола. Эта пуля у меня сохранилась по сей день. 


Jan Ekier: Ballade in G minor, Op. 23 (Chopin)




- Я помню такую ситуацию, почти как в кино, когда по одной стороне улицы был прекрасный салон, а по другой – великолепное пианино. Следовательно, надо было его перенести. Не было возможности, чтобы это делали профессионалы. Я не хотел повредить руки, поэтому руководил акцией. Мои друзья, знакомые, без соотвестсующих шнурков переносили пианино на другую сторону баррикады, вносили на какой-то этаж. И концерт прошел великолепно. Когда-то профессор Лятошевский в перевыве между концертом меня спросил: Господин Ян, скажите, мы когда-нибудь оденем чистую рубашку, отглаженную и накрахмаленную, лаковые туфли, носки...

И как говорит профессор Ян Экер, несмотря на все эти сложности, именно военный период позволил ему понять, чем для человека является музыка.


Jan Ekier: Nocturne in F sharp minor, Op. 48, No. 2 (Chopin)




- Возможно это странно, что именно в экстремальный момент и слушатели и музыканты необыкновенно реагируют. Обстрел на улице Познаньской, где я жил, был до такой степени сильным, что днем мы почти не поднимались наверх, а находились в основном в подвалах. Но мы быстро сориентировались, что днем у немцев был получасовой перерыв. И однажды, в квартире знакомых, где стояло хорошее пианино фирмы Бехштейн во время этого перерыва я поднялся наверх и стал играть, все смелее и смелее, вначале Баха, потом Шопена. Потом подошел к окну. Был солнечный день, напротив догорал абсолютно разрушенный дом. Выглянув из окна, я увидел группу людей - 30-50 человек из нашего района, которые скорее всего все время слушали, как я играл. Вначале мне стало очень приятно, но потом я ужаснулся, ведь они стояли на линии прямого обстрела и могли погибнуть. Несмотря на опасность смерти, музыка была им нужна. Этот пример я часто привожу моим студентам, что музыка – это не только что-то приятное, профессия и средство зарабатывания денег, но также потребность, которая в экстренной ситуации необходима наравне с едой и кровом, можно сказать, что это была первая необходимость.


Своими воспоминаниями о военном периоде делился Ян Экер - известный польский пианист, композитор и шопеновед.

Автор: Сандра Ужуле-Фонс 

Запись взята из архива Польского радио от 1989 года. 

История-Воспоминания-Яна-Экера-о-войне


Произведение, написанное Яном Экером: "Цветные мелодии". Исполняет Maciej Granat - фортепиано.


Ekier - Melodies in Colour




 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Спасибо за замечательный пост и исполнителя
Maestro_do 04-09-2014-13:24 удалить
Наташа! Большое спасибо. Творческих успехов Вам и Вашей дочери. С уважением. Нина.
Огромное спасибо за прекрасный пост о великом музыканте и, особенно, за божественную музыку Шопена!)))
Barucaba 05-09-2014-08:29 удалить
Ответ на комментарий amalia_malarka # amalia_malarka, спасибо за справку. Светлая память прекрасному музыканту.
Barucaba 05-09-2014-08:34 удалить
Ответ на комментарий Эвридика_дикая # Эвридика_дикая, спасибо большое за внимание и тёплый отзыв! Очень рада, что пост Вам понравился!
Barucaba 05-09-2014-08:36 удалить
Ответ на комментарий татьяна_печёрина # татьяна_печёрина, большое спасибо за внимание и отклик, Татьяна!
Barucaba 05-09-2014-08:39 удалить
Ответ на комментарий Maestro_do # Maestro_do, большое спасибо, Нина! И Вам творческих и профессиональных успехов, талантливых учеников! Удачи!
Barucaba 05-09-2014-08:42 удалить
Ответ на комментарий черемшина_2 # черемшина_2, большое спасибо за внимание и отзыв! Доброго Вам утра и удачного дня!
Galja_les 05-09-2014-22:06 удалить
Когда читаешь о людях, творивших в годы страшной войны, то понимаешь, что обыденное выше великого. Благодарю сердечно за великолепную музыку и чудесное повествование. Да будет память его благословенна! [298x347]
Barucaba 06-09-2014-13:05 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, большое спасибо за внимание и отзыв! Доброго, удачного Вам дня!


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шопеновский путь Яна Экера | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»