Два шедевра с одинаковым названием. Революционные этюды Ф.Шопена и А.Скрябина.
Не подумайте, уважаемые читатели, что я просто зациклился на цифре «два», просто иначе нельзя. Вот, взгляните!
Два шедевра, это бесспорно. Два шедевра двух великих композиторов. Два шедевра великих композиторов Фредерика Шопена и Александра Скрябина, с одинаковым названием – «Революционный этюд». Кроме того, оба произведения имеют порядковый номер 12.
Мой пост посвящен этим двум произведениям, двум шедеврам, поэтому я не буду останавливаться на биографиях великих композиторов, их создавших.
Вообще, этюд – это упражнение , упражнение для развития техники игры на инструменте. В этих двух произведениях мы видим расширенное толкование понятия «этюд». Само собой, не бывает и быть не может «революционных» упражнений для развития или повышения техники. В данном случае, несмотря на название «этюд» (для этого тоже есть основания – октавная техника, двойные интервалы, сложные арпеджио и т.д.), мы имеет дело фактически не с этюдами, а с яркими пьесами с богатой гармонией.
Нужно сразу отметить, что музыкальный стиль этих двух произведений абсолютно различен.
Итак, «Революционный этюд» Ф.Шопена, этюд для фортепиано до минор, Opus 10 №12 написан композитором во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия.
Решение написать произведение Шопен принял под впечатлением известия о том, что Польское восстание подавлено русскими войсками и Варшава пала. Этюд был написан в Париже в сентябре 1831 года и издан через два года. Название «революционный» принадлежит Ф.Листу, которому посвящены этюды (все 12 этюдов Opus 10).
Начинается «Революционный этюд» с диссонанса, доминантсептаккорда в правой руке, в ответ на который начинаются пассажи левой руки из среднего в низкий регистр. Аккорды правой руки и ответные пассажи левой соствляют основу произведения. В мелодии Ф.Шопен использует полонез – польский национальный танец, что подчеркивает национальный характер этюда и вносит патетику в произведение. Интересно, что в бетховенской «Патетической сонате» используется та же тональность – до диез минор. Вряд, ли такое совпадение случайно, тем более, что при внимательном рассмотрении можно обнаружить и другие сходства.
Обратимся теперь ко второму произведению – Этюду ре-диез минор соч.8 №12 А. Скрябина. Он написан в 1893 году и известен тоже под названием «Революционный». Этюд пронизан революционным бунтом, порывом, напряженностью и в то же время радостным ликованием, «одухотворенностью» и нежной лирикой.
Произведение написано в музыкальном стиле характерном для творчества Скрябина – сложная полиритмия, богатейшие приемы гармонии и т.п. Единственное, что объединяет эти два произведения – это широкие аккорды правой руки. Это произведение, как и другие произведения Скрябина, являются отображением мировоззрения композитора.
Двенадцатый этюд А.Н. Скрябина поразил современников неистовством энергии опережавших друг друга звуковых валов, резкими взлетами мелодии, как будто она выкована на наковальнях, а не звучит на рояле.
И, наконец, можно добавить еще одно толкование цифры два в посту, на которое следует обратить внимание: два шедевра великих великих композиторов с одинаковым названием в исполнении двух величайших пианистов – Святослава Рихтера и Владимира Горовица.
Оба произведения не являются простыми для исполнения. Но, их красота слишком заманчива. Помню, когда я начинал учебу в муз. училище, пробовал осилить эти два произведения. Могу сказать, что осилил только частично! Но ведь не в этом главное. Главное в том, что эти произведения были и остаются всегда со мной!