Что-то в последнее время активизировалась тема про "совков" и людей "советского типа". Либерасты-капиталисты-педерасты уж и не знают, из каких грехов построить словесный портрет эдакого человека, который, по их мнению, только в условиях жуткого тоталитарного режима мог возникнуть и только вместе с исчезновением этого режима мог исчезнуть. Правда, пока все результатом всех этих попыток стали разнообразные вариации на тему обыкновенного обывателя - такого, какого было полно и в глубокой, и неглубокой древности; какого было предостаточно и в Советском Союзе и больше, чем нужно, расплодилось сейчас. Что ни говори, а демократия, которую нам пытаются преподносить как какую-то ценность, для такого типа людей - как навоз для растений. Было у меня желание закинуть несколько постов - откомментировать эту белиберду. Затем остановился на мысли, что незачем. Время расставит всё по своим местам лучше всяких статей. И те, кто за деньги всё это сочиняет, и те, кто, считая наградой только феерическую демонстрацию собственной глупости, бескорыстно это распространяет - все встанут на свои места. Никуда они со своих мест не денутся.
Но есть во всём этом словесном поносе и кое-какие мысли, которые не грех откомментировать особо. Например, мысль, которая особо приходится по сердцу новым, резко размножившимся за последние 20 лет, поклонникам "царствия небесного". Я имею в виду радостную мысль о том, что как только Советский Союз распался - вместе с тем быстро сошёл на нет "советский атеизм", и народ радостной толпой наконец-то свободно повалил туда, куда он давно хотел пойти, да коммуняки со своей диалектикой проходу не давали... Некоторые из таких мыслителей даже идут дальше и на полном серьёзе выражают старинную христианскую надежду на обращение всего мира "к единственно истинной". К этим я отношусь, признаться, с уважением, как ко всем людям, умеющим отпускать самые смешные шутки с твердокаменным лицом.
Разбирать, а был ли, собственно, этот мальчик под названием "советский атеизм", даже как-то пошло и неинтересно. Ещё по сей день полно людей, которые те времена захватили хотя бы краешком жизни; так что тем, кто родился позже - есть у кого спросить: а правду ли говорят такие мыслители? Меня, как любителя пофилософствовать, заинтересовало не это нарисованное "подневольными" учёными пугало - а перспективы. Ведь радостных мыслей мы в своё время наслушались! Да и теперь: что ни мыслитель, то соловей! И что, лучше и веселей становится от того, что есть и от того, что видится в перспективе?
Вот давайте предположим, что говорят эти "подневольно-учёные" правду и что такой монстр, как "советский атеизм", действительно существовал. А так же, соответственно, предположим, что действительно как только этот самый "атеизм" начал отмирать - куча людей тут же ломанулись в объятия к "матушке-Церкви" замаливать свои грехи. Хорошо, пусть так. Забавно, что из этого допущения следует.
А следует отсюда, что умер не "атеизм", а именно "советский" атеизм. И народился новый, т.н. атеизм в духе связки "капитализм+христианство". Подколка ведь вот в чём.
Христианству, как таковому, чувство меры, как и чувство юмора, неведомо: это вы можете увидеть на примере любого из его ревностных последователей. Это язычество могло отдавать "Богу - Богово, а кесарю - кесарево", поэтому только языческая мысль могла совместить образ Сократа как образца нравственности с образом Сократа - любовника Алкивиада (на более понятном языке - любовника лица своего же пола). А христианство - если мы, конечно, будем понимать его как учение, которое проповедовал евангельский Иисус, а не мухосранский поп Афанасий - не зря вещает, что греха нельзя допускать не только в деле, но и в мысли. Этим оно говорит, что нельзя на деле, напоказ верить в одно - а в мысли верить в другое. Нельзя для проформы ходить в церковь - а в мысли думать о том, как приобрести себе ещё земли под особнячок или подсидеть своего удачливого конкурента. Такой человек - по сути дела, тот же атеист. Потому что вера состоит не в исполнении формальных обрядов, а в состоянии души. Если веришь - верь полностью, если хотя бы мысль противоположную допускаешь - не веришь.
А для того, чтобы убедиться, что множество новоиспечённых верующих - это, по сути дела, атеисты, благополучно переродившиеся из одной формы атеизма в другую, большой наблюдательности не надо. Я даю только два признака, которые вывожу именно из исконно христианского тезиса о том, что верующий человек - это верующий целиком и полностью, а не какой-либо своей частью.
Во-первых, понаблюдайте за человеком, который всецело поглощен какой-то своей целью. Если цель человека - придумать какую-то статью, он будет любое свободное время выделять на то, чтобы выбрать тему, обдумать структуру будущего текста, подобрать слова, исправить ошибки. А нередко - такой человек даже не только свободное время прихватывает :) Посмотрите на поведение человека, цель которого - карьера или состояние. Они не будут задаваться пространными соображениями о моральности своих поступков, которые надо совершить, чтобы добиться своего. Единственное соображение, которое может отпугнуть такого человека от совершения гадости - это боязнь гласности. Потому что репутация в таких вопросах жизненно важна. Чуть-чуть подгадил свою безупречную репутацию - и всё, можешь прощаться с очередной должностью. Поэтому две мысли, которые преследуют карьериста или желающего разбогатеть - это, во-первых, как быстрее и безопаснее добиться своего; а во-вторых, как сделать так, чтобы это ещё и принесло видимость безупречной репутации в глазах людей. Ни о чём другом такой человек думать не способен.
В вопросах веры дело обстоит точно так же. Вера ведь требует не только хождения по улицам и криков "Бог есть!". Она диктует действия, от которого верующий должен воздерживаться и говорит, какие действия, напротив, достойны поощрения. Если встанет вопрос - приобрести что-то материальное или воздержаться от недопустимого действия (например, получить деньги или воздержаться от вороства) - действительно верующий человек сразу же выберет второе. Потому что именно на том, чтобы воздержаться от воровства, сосредоточено всё его внимание.
Во-вторых, человек о своих истинных ценностях старается не говорить. Самая большая ценность человека - это его собственная жизнь. Но найдёте ли вы человека, который будет, как сногсшибательную сенсацию, преподносить новость о том, что он существует! Вы можете себе представить такую фразу: "Я тебе сейчас скажу: ты просто упадёшь! Прикинь! Я существую!". Нет, такого мы вряд ли отыщем. А почему можем сказать, что его существование - его величайшая ценность? Да потому что если встанет перед ним вопрос "существовать или не существовать" ("быть или не быть?"), он, конечно, выберет: существовать.
Дело в том, что истинные ценности для человека - это нечто само собой разумеющееся. И говорить о них мало когда уместно.
Ориентируясь даже на эти два признака, вы уже сами можете для себя ответить на тот вопрос, который я здесь рассматривал. А именно: что следует из той мысли, которую так радостно преподносят нелюбители "советского атеизма"? А то, что волк не может за одно мгновение преобразиться в овцу: тем более не может, постоянно находясь среди волчьей стаи. И атеист не может за одно мгновение преобразиться в верующего. Может только внешнюю оболочку сменить, но это роли не играет. Кем он был - тем и останется. То есть, в итоге, радость сомнительная. Потому что на смену "советскому" атеизму пришёл атеизм куда более худший: если, конечно, раздвоение души можно назвать атеизомом, а не шизофренией.