• Авторизация


Если во время разговора случился провал памяти... 02-04-2012 13:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Все мы понимаем, что слова - это только слова. И что главное - не то, что вылетает с языка, а то, что никогда не вылетит из головы. И тем не менее, человеку свойственно оценивать других не по тому, что они действительно знают, а по тому, что и как они говорят. Причину этого объяснить нетрудно. Даже если мы очень сильно захотим, мы не сможем залезть к своему собеседнику в мозги и разглядеть, какой кладезь знаний может там скрываться. А вот то, что этот человек говорит - его слова, его интонацию - слышим своими собственными ушами.

В связи с этим вспоминается пример моего одноклассника. Человек он был по-своему умный. Но в школе его подводило то, что, во-первых, он был из разряда тех людей, что могут понять сложный вопрос, а вот простые мелочи у него сразу же выпадали из головы. А во-вторых, мышление у него было не совсем подходящее для успешного образования в школе. Но и мозги он напрягать, правда, не очень любил. Однако, выезжал и без знаний. Причина: когда было нужно, он умел болтать, о чём угодно и сколько угодно. Сдавали экзамен по географии - он получил четвёрку (по старой системе оценок). Но самое удивительное - за что? О географии не было сказано ни слова. Около десяти минут он рассказывал учительнице… про вооружённые силы Югославии и про что-то ещё, совершенно не относящееся к географии. Сам же он не раз при мне говорил: "Какая разница, о чём ты говоришь, если человеку это интересно и ты говоришь это уверенно? Начни так объяснять любую чушь и человек будет думать, что ты необычайно умный".

Казаться умным - хорошо, а быть - так вообще замечательно. Но как повёл бы себя на этом экзамене человек "умный"? Он знает, что экзамен по географии. Он знает содержание билета, который вытянул. В конце концов, он знает, что должен отвечать именно на те вопросы, которые в этом билете поставлены. Если написано "расскажите о климате в Австралии", значит, рассказывать нужно только о климате в Австралии. И ни о чём другом. Хорошо, если при этом знания об этом климате настолько прочны, что никогда из головы не вылетят. Вспомните сами: можете вы похвастаться, что перед экзамене всегда имели только такие знания? Как правило, происходит наоборот. Всё, что нужно отвечать, в самый ответственный момент куда-то исчезает и в голове остаётся пустота. Мы понимаем, что нужно что-то говорить, но вот как раз про климат в Австралии-то мы ничего и не помним сейчас! Может, рассказать про климат в Антарктиде? Его-то уж мы сейчас точно можем вспомнить: а нельзя, ведь просили-то рассказать о климате именно Австралии. И, будучи умными, мы это понимаем и не можем решить на "шаг вправо-шаг влево". А в результате, наш ум здесь и может оказаться нашей главной ошибкой.

Как быть в таких ситуациях? Надо сразу заметить, что случаи бывают разные. Если мы разговариваем на "свободную тему", лучшим выходом может быть пауза. Вы, наверное, замечали такое: вы почему-то сбиваетесь, делаете паузу - и тут же инициативу берёт на себя другой участник разговора, которому уже не терпится высказать то, что пришло в голову. Неприятно, когда нас перебивают. Но с другой стороны, что мешает нам просто переключиться на его тему и просто поддерживать его кивками. И пусть себе говорит. А мы, если нам сказать нечего, послушаем. В конце концов, ему всё равно, на чём мы там сбились - и было ли ему вообще интересно, что мы там говорим? А вот слушают ли его мимолётные размышления - это для собеседника нашего куда более важно.

Но не всегда выгоднее промолчать. Выступая перед большой аудиторией и растерявшийся в такой момент, мы рискуем испортить о себе впечатление. А следствия: наше предложение, скорее всего, будет отвергнуто, каким бы умным оно ни было. И получится, что вроде наговорили мы с три короба, но ничего толком так и не предложили. Хотя, возможно, что как раз-таки наше предложение и было единственным, которое было разумно в обсуждаемой ситуации. Если провал памяти происходит как раз в тот момент, когда мы убеждаем другого принять нашу идею, ответ скорее всего будет такой: "Идите и получше продумайте то, что вы хотите предложить. Вы, кажется, сами ещё не знаете, чего хотите, а берётесь убеждать в чём-то других". И ведь обратного уже не докажешь.

Если случай такой, что молчание будет не самой лучшей стратегией поведения, то можно воспользоваться одним из трёх способов, которые предлагаются вашему вниманию ниже. Это способы: "проверка", "переключение" и "последнее слово".

Первый способ заключается в следующем. Предположим, кто-то спросил у вас совета, как ему распорядиться свободными деньгами. И вы даёте ему рекомендации на эту тему. Когда вы начинали говорить, вы вроде бы точно знали, что хотели вложить в голову собеседнику. Но в некоторый момент мысль вдруг сбилась. Вы почему-то начисто забыли, что хотели сказать дальше.

Стоит ли пытаться продолжать речь? Нет. Но есть смысл сказать собеседнику: "Судя по всему, тема эта для важна и я, как человек, дающий советы на важную тему, не хотел бы потом выглядеть как бог знает кто. Поэтому и хочу понять, как ты понял то, что уже услышал от меня. Если всё было понято правильно - двинемся дальше. Если - нет, я буду объяснять тебе вопрос столько времени, сколько тебе нужно для полного уяснения". В реальном диалоге уместно сформулировать вопрос короче. Но суть в том, что вы делаете, будто просто хотите убедиться в правильном понимании ваших слов собеседником. Таким образом сам собеседник и напомнит вам, о чём вы только что говорили, но так некстати забыли. К тому же, вы получаете возможность повторить про себя сказанное ещё раз.

Самое главное при этом способе (да и при всех остальных) - постараться ничем не выдать своего смущения. Это важно, чтобы собеседник так и не понял, что вы что-то вдруг забыли. Иначе любая уловка и будет воспринята только как искусственный технический приём.

Второй способ - "переключение" - может очень помочь вам, если вы являетесь неплохим рассказчиком.

Тот одноклассник, о котором я рассказывал во вступлении, использовал на экзамене именно "переключение". Каким образом он это сделал? Он просто знал, что географичка некоторое время жила в Югославии и очень охотно делилась своими впечатлениями об этой стране, на уроках не раз показывала фотографии тех мест, в которых побывала. А накануне - он ещё читал что-то, связанное с вооружёнными силами Югославии. Остальное же - "дело техники".

Если у вас есть некоторый запас интересных историй, вы можете использовать этот метод для того, чтобы выиграть время и восстановить внезапно вылетевшие из головы мысли на свои места. Возьмём ту же ситуацию, что применили, объясняя "проверку". Как в этом случае можно воспользоваться "переключением"? Если вы помните, что речь вообще-то шла о лучшем способе сохранить деньги, то сделайте вид, будто вы не забыли что-то, а, наоборот, вспомнили. Скажите: "Вот, кстати, на тему сохранения своих денег я могу рассказать тебе одну поучительную историю, которая тебе может подсказать кое-какие интересные идеи на эту тему". И дальше начинайте рассказывать про свою прапрабабушку из Чукотки, которая сохраняла свои сбережения, привязывая их воловьими жилами к копытам пробегавших мимо её юрты оленей. И про то, как потом она в погоне за одним из них даже переплыла Берингов пролив, дабы её драгоценные, кровью и потом заработанные, деньги не попали в руки к американцам с Аляски.

Ещё был такой - может, не самый интеллектуальный, но ярко запомнившийся - пример использования этого способа. Как-то зашёл разговор со знакомым о Цицероне; а так как с тематикой я знаком, то охотно пустился описывать известные мне интересные обстоятельства жизни этого оратора. Но получилось так, что забрался в ту область, где знал материал только поверхностно. Не знаю, что было бы дальше, если б мимо нас в этот момент не проплыла симпатичная дама. Можете легко догадаться, с каким удовольствием и в какую тему мне удалось увести разговор. Если учесть, что вообще существо я - довольно необщительное, то легко понять моё изумление, когда через некоторое время услышал о себе отзыв, что со мной можно хорошо поговорить "и про Цицерона, и про женщин".

В применении этого способа, конечно, лучше знать меру. Если вы просто разговариваете в свободной обстановке, то таким образом можно увести разговор, куда вы только пожелаете. Если вы излагаете свою идею перед большой публикой, то прапрабабушка из Чукотки может только навредить вам. Но незначительное отступление от темы, напротив, позволит вам снова собраться с мыслями, а слушателям - немного отдохнуть: а значит, то, что вы скажете дальше, будет выслушано более внимательно.

Третий способ - "последнее слово" вы применяя, развивая то, что удержалось у вас в голове. Чаще всего это будет последняя фраза или последнее её слово.

Если последним было слово "гармошка", то и начинайте говорить про что-нибудь, связанное с гармошкой. Скажем: "Я, кстати, так и не понимаю, почему у иностранцев русский ассоциируется обязательно с гармошкой". Если вы говорили о способах сохранения денег и последним помните слово "банк", то, не выдавая забывчивости, говорить о банках. И так далее.

В принципе, не обязательно использовать только последнее слово последней фразы. Сюда подойдёт всё, что вы помните из разговора лучше всего. Как правило, вам не придётся даже специально ломать голову над этим. Такое само собой лезет в голову: ваше дело - только сохранить настрой, не превратить небольшую паузу в большой провал.

В качестве отдельного технического приёма для этих случаев можно предложить знаменитые "семь вопросов Цицерона". Всегда держите их в голове на такие случаи: кто? Что? Как? Где? Когда? Почему? Зачем?

Предположим, последним словом было "банк". Как можно использовать эти вопросы?

  • "Банк - кто? (кто вкладывает деньги в банк?)": "Ленивый в первую очередь понесёт деньги именно в банк, надеясь, что удастся сохранить их там без всяких усилий, но вот выцарапать свои деньги оттуда в случае чего - даже не всякий трудоголик сможет".
  • "Банк - что? (что можно вкладывать в банк?)": "В банк имеет смысл вкладывать средства, если они не предназначены для самого необходимого. Например, если вот эти деньги мне нужно заплатить завтра-послезавтра, я не понесу их в банк. А вот если пользование ими можно отложить на месяц-другой, почему бы мне не положить их на депозит?".
  • "Банк - где? (где расположен банк?)". "Выбирать лучше такой банк, который ближе всего расположен к твоему дому".
  • "Банк - зачем? (зачем вкладывать деньги в банк?): "Тебе главное понять - зачем вообще ты вкладываешь деньги в банк? И не лучше ли вложить их в своё дело? А может, лучше потратить их на самообразование или путешествие? Не спеши применять первые попавшиеся варианты - смотри, что нужно именно тебе".

Может получиться, что после такой уловки разговор уйдёт бог весть куда. Можно начать говорить о сохранении денег, а "приземлиться" на скупердяйстве Госдумы в вопросах защиты прав и свобод антарктических пингвинов. Но в любом случае, если вы считаете, что молчание - не лучшая стратегия, то лучше будет говорить хоть что-то, чем, сконфузившись, потерять последнюю надежду на продолжение разговора.

Подобные ситуации могут возникнуть везде. Выступаем ли мы перед большой аудиторией или просто разговариваем с коллегой на "свободную тему", читаем нотацию своему ребёнку или излагаем интересующую нас идею начальнику - везде, где мы используем свои речь и память, мы рискуем в самый неподходящий момент забыть то, что обдумывали долгое время. И в результате - как бы ни были подготовлены наши слова, эффект от них будет нулевой. Если не считать испорченного впечатления о наших умственных способностях.

Перечисленные способы помогут вам избежать таких неприятностей. И что самое ценное - для того, чтобы их применять, вовсе не обязательно долго и усердно учиться (хотя, скажем, использование вопросов, например, требует некоторой подготовки). Многие люди, известные своей общительностью и умением разговаривать "обо всём и сразу", применяют эти способы бессознательно. И тем не менее, применяют их замечательно. Всё, что требуется от вас - это лишь научиться сохранять спокойствие, если вы вдруг нечаянно что-то забыли.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Если во время разговора случился провал памяти... | Мзель_Задрала - Дневник Мзель_Задрала | Лента друзей Мзель_Задрала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»