• Авторизация


Пушкин: путь поэта 17-06-2011 11:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Nora_Eleo Оригинальное сообщение

Пушкин: путь поэта




    Пушкин: путь поэта




    [240x180]Почему все большие, значительные люди нашей культуры проходили и проходят «через» Пушкина или, лучше сказать, приходят к Пушкину? Почему разговор о Пушкине — это всегда разговор о любви, о России и о Боге?

    Есть общие места в нашей культуре. По их поводу не спорят — и жаль, что не спорят. Ведь сегодня особенно важно доказывать, что Пушкин необходим нам, как никогда.

    Мы с детства знаем, что он великий, и это создает между ним и нами непреодолимую стену. Он — великий, которому дано, — остается по одну сторону этой стены, а мы — обыкновенные, которым не дано, — по другую ее сторону. И мы снимаем с себя всякую ответственность, возлагая ее на Пушкина (это уже даже не анекдот, а присказка: «кто виноват? Пушкин?») и ему подобных гигантов.

    Нам кажется, что Пушкин всегда был великим и родился таким. Просто сначала был маленький великий Пушкин, а потом вырос и стал большой великий Пушкин. Но это не очень честно по отношению к Александру Сергеевичу. Это перечеркивает весь его путь — путь к себе самому, к своему предназначению, к своей миссии. За 36 лет жизни он совершил великое и удивительное путешествие. Но эту трудную, порой мучительную дорогу он прошел так, что в нашем сознании имя Пушкина осталось как что-то легкое, искристое, прекрасное и высокое. Как сказал Блок, «веселое имя: Пушкин».



    ПУТЬ ПОЭТА

    Сентябрь 1835 года выдался теплым. Еще только-только начали желтеть листья, воздух был напоен ароматами трав, а по утрам отчаянно, наперебой, пели птицы. По высокому небу бежали пушистые, кудрявые, совсем летние облака.

    Стоя на крутом берегу Сороти, подставив грудь ветру, Пушкин с радостью и надеждой оглядывал окрестные луга с разбросанными вокруг деревеньками, озера, мельницу — немудрящий, но столь милый сердцу пейзаж. Сколько отчаяния, надежд, откровений было с ним связано!.. Он вдруг вспомнил, как увидел все это в первый раз.

        Под вашу сень, Михайловские рощи,
        Являлся я — когда вы в первый раз
        Увидели меня, тогда я был —
        Веселым юношей, беспечно, жадно
        Я приступал лишь только к жизни...


    Да, «беспечно, жадно»... Еще бы — тогда, в 1817 году, он только-только вышел из Лицея. Это потом, спустя годы, он по-настоящему оценил и лицейское братство, и своих наставников, и всю неповторимость этого учебного заведения, равного которому в России нет. А тогда он, как птенец, вырвавшийся из клетки, жадно пил жизнь.


    ТОВАРИЩАМ

    Промчались годы заточенья
    Недолго, мирные друзья,
    Нам видеть кров уединенья
    И Царскосельские поля.
    Разлука ждет нас у порогу,
    Зовет нас дальний света шум,
    И каждый смотрит на дорогу
    С волненьем гордых, юных дум.
    Иной, под кивер спрятав ум,
    Уже в воинственном наряде
    Гусарской саблею махнул —
    В крещенской утренней прохладе
    Красиво мерзнет на параде,
    А греться едет в караул;
    Другой, рожденный быть вельможей,
    Не честь, а почести любя,
    У плута знатного в прихожей
    Покорным плутом зрит себя;
    Лишь я, судьбе во всем послушный, [240x326]
    Счастливой лени верный сын,
    Душой беспечный, равнодушный,
    Я тихо задремал один...
    Равны мне писари, уланы,
    Равны Законы, кивера,
    Не рвусь я грудью в капитаны
    И не ползу в ассесора:
    Друзья! немного снисхожденья —
    Оставьте красный мне колпак,
    Пока его за прегрешенья
    Не променял я на шишак,
    Пока ленивому возможно,
    Не опасаясь грозных бед,
    Еще рукой неосторожной
    В июле распахнуть жилет.
    1817


    Автопортрет. 1824


    Россия бурлила. Недавняя победа над Наполеоном, ощущение собственной силы, жажда деятельности, служения на благо России — этим жила вся тогдашняя молодежь. Пушкин, как и многие из его выпуска, мечтал о военном мундире, но отец настоял на Министерстве иностранных дел: семья была небогата.

    Петербург закружил Пушкина. В щегольском черном фраке, в непомерно широкой шляпе a la bolivar он спешил вознаградить себя за вынужденное шестилетнее уединение. Его с радостью принимали везде — на великосветских балах и офицерских пирушках, на субботниках Жуковского и в мещанской гостиной актрисы Колосовой, у Карамзиных и у «ветреных Лаис», а проще говоря, у продажных женщин. Имя Пушкина звучало все чаще. А он не желал ничем отличаться от обыкновенных светских людей, пытался скрывать в большом обществе свою литературную известность.


    И я, в закон себе вменяя
    Страстей единый произвол,
    С толпою чувства разделяя,
    Я Музу резвую привел
    На шум пиров и буйных споров,
    Грозы полуночных дозоров;
    И к ним в безумные пиры [240x151]
    Она несла свои дары
    И как Вакханочка резвилась,
    За чашей пела для гостей,
    И молодежь минувших дней
    За нею буйно волочилась —
    А я гордился меж друзей
    Подругой ветреной моей.

    Б. Патерсен. Казанский собор
    со стороны Невского проспекта. 1810



    В те годы всё стремились делать сообща, объединять усилия, обмениваться мыслями, энергией, устремлениями. Но не принято было смешивать кружки или участвовать в нескольких. Пушкина это не смущало, он вращался везде, но везде оставался собой. Искал себя.

    Однако «серьезные» друзья и приятели его не одобряли — среди них многие были старше и мудрее, опытнее его. Талант этого страстного, горячего юноши был неоспорим, он ослеплял и сбивал с толку, а разбросанность казалась изменой этому таланту, пустой тратой сил, которые следовало бы направить на благие дела... Что это за благие дела, каждый из них, впрочем, понимал по-своему. Жуковский говорил: «Сверчок, закопавшись в щелку проказы, оттуда кричит, как в стихах: „я ленюся!“» А. И. Тургенев ежедневно бранил Пушкина за «леность и нерадение о собственном образовании. К этому присоединились и вкус к площадному, волокитству, и вольнодумство, — также площадное, 18 столетия». Батюшков писал А. И. Тургеневу: «Не худо бы его запереть в Геттинген — и кормить года три молочным супом и логикою». Доброжелателей вокруг было много, но кто из них по-настоящему понимал его?

    Поучения «стариков», недоверие друзей, напряженный ритм светской жизни — немудрено, что он вспыхивал от любого пустяка, видя в нем угрозу своей чести. Е. А. Карамзина писала брату, Вяземскому: «У г. Пушкина всякий день дуэли; слава богу, не смертоносные».

    Итак, два года в Петербурге, четыре года на юге — Кишинев, Одесса... В Лицее для Пушкина миром свободы виделся Петербург, а в Петербурге — деревня. А когда он был «переведен» на юг, то воспринял это как жестокое ограничение своей свободы.

    В михайловскую ссылку он приехал уже прославленным автором романтических поэм, прелестной лирики, вольнолюбивых воззваний и острых эпиграмм.

    В сознании многих читателей таковым он и останется навсегда. Они не захотят увидеть, как он будет меняться с каждым ударом судьбы, как будут проясняться его цели, обостряться восприятие священного. Впрочем, все это будет позже...



[240x349]
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где всё для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
1820
И. К. Айвазовский. А. С. Пушкин. 1877


    ...Облака все бежали по небу, а Пушкин обычным быстрым шагом шел по узенькой тропинке вдоль Сороти к своей любимой Савкиной горке. Сбивая тяжелой палкой зонтики пижмы, он вспоминал, как отчаянно, даже яростно метался он по окрестным тропкам и дорожкам в августе 1824 года, уже больше десяти лет назад. Ему казалось тогда, что жизнь кончена, что он заперт в клетке, что его навсегда оторвали и от любви, и от друзей, и вообще от жизни... Да, это была уже настоящая ссылка — без срока, без надежды, да еще и под надзором родного отца. Горечь, отчаяние, разочарование!.. «Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», — писал он.

    Дважды пытался он бежать из ссылки, хлопотал о перемене дедовского имения даже на любую из крепостей.

        А я от милых южных дам,
        От жирных устриц черноморских,
        От оперы, от темных лож
        И, слава богу, от вельмож
        Уехал в тень лесов Тригорских,
        В далекий северный уезд;
        И был печален мой приезд.
        («Путешествие Онегина», из ранних редакций)


    В августе 1824 года в Михайловское приехал пылкий юноша, а покинул его в сентябре 1826 года взрослый человек, помудревший и многое переживший. В кармане его, как гласит легенда, лежал листок со стихотворением «Пророк»...

    Что произошло за это время? Никогда, даже в дружеских письмах, не описывал Пушкин своих глубоких, интимных переживаний. Все можно найти в его стихах — но уже в универсально-человеческой форме. Так и в этот раз — написал было Александр Сергеевич в черновике письма Раевскому (по-французски): «Я чувствую, что дух мой созрел окончательно. Я могу творить», да было ли то письмо отправлено? А годы спустя, в вычеркнутом, промелькнет:

      Здесь меня таинственным щитом
      Святое провиденье осенило,
      Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня,
      И я воскрес душой.


        Автопортрет. 1828

        [240x238]

        Храни меня, мой талисман.
        Храни меня во дни гоненья,
        Во дни раскаянья, волненья:
        Ты в день печали был мне дан.

        Когда подымет океан
        Вокруг меня валы ревучи,
        Когда грозою грянут тучи —
        Храни меня, мой талисман.

        В уединеньи чуждых стран,
        На лоне скучного покоя,
        В тревоге пламенного боя
        Храни меня, мой талисман.
        Священный сладостный обман,
        Души волшебное светило....
        Оно сокрылось, изменило....
        Храни меня, <мой> талисман.

        Пускай же в век сердечных ран
        Не растравит воспоминанье.
        Прощай, надежда; спи, желанье;
        Храни меня, мой талисман.
        1825



    Вот парадокс: стиснутый внешними обстоятельствами, он как будто ломал границы внутреннего мира и переносился творческим воображением из глухой псковской деревни в иные страны и времена. Греция и Египет, Франция и Восток, средневековая Европа и Испания... Все, что ему никогда не дадут увидеть, увидел и прожил его гений.
    Ему пришлось много читать — как когда-то тома французских писателей в отцовской библиотеке, здесь он жадно глотал книги из обширной библиотеки соседнего Тригорского — восполнял недостатки своего образования.

    Да, это была настоящая, большая, кропотливая работа: здесь он подготовил первый сборник своих стихотворений — наконец-то, не все же им гулять по России в списках! Здесь написал четыре сердцевинных главы «Онегина», «Графа Нулина», «Цыган»...

    Но главное — «Борис Годунов», «плод добросовестных изучений, постоянного труда»! Пушкин, так жаждавший общения и здесь лишенный его, безмерно любивший своих друзей и считавшийся у них... даже слишком разговорчивым, — он не проговорился, не послал ни строчки из трагедии! И только уже закончив, делился с Вяземским: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух один и бил в ладоши и кричал, — ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Как было не обратиться к истории здесь, в местах, по которым сама история не раз прокатилась мощными волнами? Как не обратиться к русской душе, русскому характеру здесь, где, что ни день, можно эти характеры наблюдать живьем — на ярмарке, да в Святогорском монастыре, да одна нянюшка чего только не расскажет?! Но из-под его пера вышла не просто романтическая стилизация в старинном духе. Это спор о том, кто и какой ценой делает историю, о роли народа. Он давно разошелся в оценке истории и политики со своими несчастными друзьями, которые теперь в Сибири — если не повешены. Он давно разуверился в насилии как движущей силе истории. Человек и его совесть, человек и правда — вот сила.

    Пушкин улыбнулся, вспомнив, как по приезде в Москву читал «Годунова» в доме поэта Веневитинова в Кривоколенном — он, который шесть лет был оторван от культурной жизни России, принес с собой что-то, что опережало развитие этой жизни... Он вообще менялся быстрее, чем публика это замечала и могла оценить. Впрочем, публика инертна, привыкает к чему-то одному и этого же ждет от писателя, а новизна ее смущает и кажется отсталостью.

    И еще «Пророк»... Никто никогда не узнает, что произошло с ним здесь, в Михайловском, как родились эти строки, довольно самих стихов: в них всё есть, а прочее пусть останется только с ним... Он-то помнит, как вот здесь, на этой самой Савкиной горке, глядя в это же высокое небо с бегущими по нему облаками, он вдруг остро, пронзительно-ясно почувствовал... Впрочем, как это передать обычными словами? «И Бога глас ко мне воззвал...» Он долго шел к нему, и все его лицейское и юношеское «безверие», «афеизм», злосчастная «Гавриилиада» — всё это отрицание было поиском, тоской по еще не обретенному, но столь необходимому... Поиском страстным — он по-другому не умел.


    О. А. Кипренский.
    Портрет А. С. Пушкина. 1827


    [240x282]ПPOPOK

    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился, —
    И шестикрылый серафим
    На перепутьи мне явился.
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход.
    И дольней лозы прозябанье.
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Как труп в пустыне я лежал,
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    1826


    Вот и Савкина горка. Пренебрегши окольной круговой тропинкой, Пушкин легко взбежал по крутому склону. Старинная часовенка, древние покосившиеся каменные кресты... Он бросился в траву, раскинул руки и долго лежал, глядя в высокое небо. Оно здесь так близко — кажется, достать рукой. Он так мечтал выкупить Савкино, писал своей дорогой тригорской соседке Прасковье Александровне, просил похлопотать, да неуступчивы оказались владельцы...


    Болдино

    [240x358]Через год после ссылки, в 1827 году, он вновь приехал сюда из Петербурга — как сообщил Дельвигу, «убежал в деревню, почуя рифмы». «Я в деревне и надеюсь много писать... вдохновенья еще нет, покамест принялся я за прозу». В молдавской красной шапочке и халате, за рабочим столом начал он свое первое прозаическое произведение, где главное лицо — его прадед Ганнибал. Тогда же он написал «Поэта» и еще несколько стихотворений, начал седьмую главу «Евгения Онегина». В то время, после «Пророка», он очень много думал о своем назначении, о поэтическом призвании. Как происходит таинственный процесс творчества? Кто нашептывает поэту слова? Почему рифмованные строки производят столь необычное, магическое впечатление на слушателей, читателей? Каково назначение поэзии? Развлекать? Выражать мысли и чувства поэта? Учить? Побуждать к чему-то? И кто такой поэт?

    Обо всем этом Пушкин задумывался давно, еще в лицейские времена. Но теперь ощущение собственного дара рождает в нем не столько гордость, сколько чувство ответственности и достоинства.

    А вторая половина двадцатых годов стала нелегким для Пушкина временем. После первого восторга свободы снова, как после Лицея, светская суета Петербурга, приятели, карты... Друзья же почему-то замечают только эти его загульные периоды, как будто не видя, что, даже не имея собственного угла, живя в знаменитом Демутовом трактире, под шум пирушек, он умудряется писать — да не что-нибудь, а «Полтаву»!

    Но всё так же — и не так. Ведь он уже написал «Пророка»... Теперь он уже знает, пережил нечто, что зовет и манит, заставляет идти дальше, с чем можно сверяться, что вытягивает из самых черных душевных бездн. Но вытягивает не всегда...

    В конце 1820-х Пушкин уже совсем не так моден, как прежде. Многие считают, что он исписался, отстал от жизни. «Борис Годунов», столь дорогое и важное его детище, успехом не пользуется. От него ждут романтической поэзии, которой он прославился в начале творческого пути. А он уже другой.

    Пушкин мечется: переезжает из Петербурга в Москву и обратно, посещает нижегородскую вотчину, проезжает много тысяч верст по дорогам России. Играет много и проигрывает. Четыре раза сватается. Даже побывал на кавказской войне. Ну и нелепо, должно быть, он выглядел в своем штатском сюртучке и шляпе среди мундиров. Зато ходил в атаку! И много писал. Но в его лирике появились новые мотивы.

    Его, тридцатилетнего, настигло прошлое — «безумная шалость» юности.

    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток:
    И, с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу, и проклинаю...


    В. А. Серов. А. С. Пушкин. 1865

    [240x285]ВОСПОМИНАНИЕ

    Когда для смертного умолкнет шумный день
    И на немые стогны града
    Полупрозрачная наляжет ночи тень,
    И сон, дневных трудов награда,
    В то время для меня влачатся в тишине
    Часы томительного бденья:
    В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток:
    И, с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу, и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью, —
    Но строк печальных не смываю.
    1828

    Грехи, совершенные по глупости, по молодости, не смываются даже при всем раскаянии. Что сделано — того не воротить. И «Гавриилиада» ходит по стране, развращая молодежь, и время упущено в пирушках и пошлом разврате...

    Да, не один он такой — все проходят через это... Но что позволено любому другому — для него непозволительно. С него спрос другой. На него всегда смотрели особо — и судьба, и люди. Смотрели с надеждой. Человек, наделенный таким великим даром, как у него, даром, которого отрицать не мог никто, даже завистники и недоброжелатели, всегда считался отмеченным Богом.

    ...Что сделано — того не воротишь. Но можно искупить. И пусть публика считает, что он исписался, что потерял легкость и блеск. Он-то знает, что важно. Он знает что-то такое, чего другие не знают. Он пишет об этом в каждом своем новом произведении, но кто это увидит? Где этот пытливый, внимательный читатель?

    ...И вот снова осень, и снова он здесь, в михайловских рощах... Прошлые приезды, даже ссылка, вспоминаются светло и радостно. Теперь же всё по-другому.
    10 сентября 1835 года он приехал из Петербурга. В деревне благодатная пора: стоят ясные, теплые осенние дни, а осень — его время. Но эта осень стала исключением: уже прошло несколько дней, а он писать и не начинал. Причину Пушкин назвал сам в письме Плетневу: «Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен». «А о чем я думаю? — пишет он из деревни жене. — Вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставит мне имения; он его уже вполовину промотал; ваше имение на волоске от погибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит Бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода...»

    Михайловское.
    Дом А. С. Пушкина

    [240x262] [240x160]

    [240x180] [240x160]

    Михайловское. Савкина горка
    Михайловское. Просторы, открывающиеся с Савкиной горки
    Тригорское


      ...Вновь я посетил
      Тот уголок земли, где я провел
      Изгнанником два года незаметных.
      Уж десять лет ушло с тех пор — и много
      Переменилось в жизни для меня,
      И сам, покорный общему закону,
      Переменился я — но здесь опять
      Минувшее меня объемлет живо,
      И, кажется, вечор еще бродил
      Я в этих рощах.
      Вот опальный домик,
      Где жил я с бедной нянею моей.
      Уже старушки нет — уж за стеною
      Не слышу я шагов ее тяжелых,
      Ни кропотливого ее дозора.
      Вот холм лесистый, над которым часто
      Я сиживал недвижим — и глядел
      На озеро, воспоминая с грустью
      Иные берега, иные волны...
      Меж нив златых и пажитей зеленых
      Оно синея стелется широко;
      Через его неведомые воды
      Плывет рыбак и тянет за собой
      Убогой невод. По брегам отлогим
      Рассеяны деревни — там за ними
      Скривилась мельница, насилу крылья
      Ворочая при ветре...
      На границе
      Владений дедовских, на месте том,
      Где в гору подымается дорога,
      Изрытая дождями, три сосны
      Стоят — одна поодаль, две другие
      Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
      Я проезжал верхом при свете лунном,
      Знакомым шумом шорох их вершин
      Меня приветствовал. По той дороге
      Теперь поехал я, и пред собою
      Увидел их опять. Они всё те же,
      Всё тот же их, знакомый уху шорох —
      Но около корней их устарелых
      (Где некогда всё было пусто, голо)
      Теперь младая роща разрослась,
      Зеленая семья; [кусты] теснятся
      [Под сенью их как дети.] А вдали
      Стоит один угрюмый их товарищ
      Как старый холостяк, и вкруг него
      По-прежнему всё пусто.
      Здравствуй, племя
      Младое, незнакомое! не я
      Увижу твой могучий поздний возраст,
      Когда перерастешь моих знакомцев
      И старую главу их заслонишь
      От глаз прохожего. Но пусть мой внук
      Услышит ваш приветный шум, когда,
      С приятельской беседы возвращаясь,
      Веселых и приятных мыслей полон,
      Пройдет он мимо вас во мраке ночи
      И обо мне вспомянет.
      1835


    Да, теперь Пушкин женат, он отец семейства. Деньги его всегда волновали мало: есть — хорошо, нет — так заработаем, одолжим, выиграем. Сейчас другое дело. Еще в июле 1831 года он выразил желание быть полезным правительству изданием политическо-литературного журнала и попросил позволения работать в архивах, чтобы «исполнить давнишнее желание написать историю Петра Великого и его наследников до Петра III». Журнал издавать не разрешили, но дали право работать в архиве с окладом 5000 рублей. «Царь взял меня на службу — но не в канцелярскую, или придворную, или военную — нет, он дал мне жалование, открыл мне архивы, с тем, чтоб я рылся там и ничего не делал... Ей Богу, он очень мил со мной», — делился Пушкин с Плетневым.

    Но не прошло и трех лет, как он с горечью написал жене: «Я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами». Снова его пытались скроить по своей мерке. Положение обязывало бывать на балах, достойно содержать жену-красавицу. Перед женитьбой Пушкин обещал теще, что «даст Натали возможность болтать и веселиться». Он сдержал слово.

    Из письма Нащокину: «Жизнь моя в Петербурге ни то, ни се. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения». Нелегко быть первым профессиональным литератором, зарабатывающим своим трудом на хлеб насущный!

    Святогорский монастырь


    [240x308]1834 год стал для Пушкина переломным. Его произвели в камер-юнкеры — не очень почетно и смешно для его лет, тем более что придворная служба и расходов требовала, и, что еще хуже, обязательного и постоянного участия в светской жизни. Жене благодать — блистай да и только, а ему бы в деревню, и писать, писать, писать...

    Взбесило Пушкина и то, что Николай прочел его письмо жене. Он не сразу понял, что за ним установлен постоянный тайный надзор. Все-таки он очень наивен в некоторых вещах, слишком доверяется людям, их слову. Сказал Бенкендорф, что надзора никакого нет, он и поверил... А ведь с самого приезда из ссылки он всегда, каждый день был под наблюдением, вскрывались его письма, он должен был отпрашиваться, чтобы куда-то поехать, а иначе его, признанного главу русской литературы, отчитывали, как мальчишку. Но царь, дворянин, читающий чужое интимное письмо, вмешивающийся в супружескую жизнь...

    Пушкин подал в отставку. Царь ее принял в оскорбительных для поэта выражениях. Но Жуковский обвинил Пушкина в неблагодарности, и тот взял прошение об отставке обратно.

    Да еще и отец вконец разорился, и Пушкин принял на себя большие, но бесплодные хлопоты о множестве родственников.

    Друзья, сами не слишком трудолюбивые, часто корили его за праздность. А он, как бы поздно ни вернулся накануне с бала, утро проводил за работой. Для него это было такой же ежедневной потребностью, как гимнастика, которой он всю жизнь занимался. Разрешение посещать архивы Пушкин использовал добросовестно — почти каждый день бывал он то в библиотеке Эрмитажа, то в архивах министерств, накопил несколько тетрадей выписок, главным образом по истории Петра Великого... И эту черную, архивную работу Пушкин выполнял со своим всегдашним писательским тщанием.

    В мае 1835 года он наконец сумел вырваться в Михайловское и через две недели после возвращения написал письмо Бенкендорфу, в котором просил у царя разрешения поселиться в деревне на несколько лет.

    Но, по горькому выражению Пушкина, «плюнуть на Петербург да удрать в деревню» не удалось. Пушкину предложили лишь отпуск на четыре месяца, и он воспользовался этим.

    И вот он здесь, а ему не пишется... Впрочем, кажется, сегодня он наконец-то снова «почуял рифмы»...

    Облака все так же бежали над Савкиной горкой по высокому-высокому небу. Пушкин вдруг расхохотался, вспугнув уток на Сороти, — он-то знал, что такое свобода! «Ты царь, живи один!» «И Бога глас ко мне воззвал...» Он знал, что все еще только начинается. Впереди — целая вечность...

      Отцы пустынники и жены непорочны,
      Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
      Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
      Сложили множество божественных молитв;
      Но ни одна из них меня не умиляет,
      Как та, которую священник повторяет
      Во дни печальные Великого поста;
      Всех чаще мне она приходит на уста
      И падшего крепит неведомою силой:
      Владыко дней моих! дух праздности унылой,
      Любоначалия, змеи сокрытой сей,
      И празднословия не дай душе моей.
      Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
      Да брат мой от меня не примет осужденья,
      И дух смирения, терпения, любви
      И целомудрия мне в сердце оживи.
      1836

      (ИЗ ПИНДЕМОНТИ)

      Не дорого ценю я громкие права,
      От коих не одна кружится голова.
      Я не ропщу о том, что отказали боги
      Мне в сладкой участи оспоривать налоги,
      Или мешать царям друг с другом воевать;
      И мало горя мне, свободно ли печать
      Морочит олухов, иль чуткая цензура
      В журнальных замыслах стесняет балагура.
      Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
      Иные, лучшие мне дороги права;
      Иная, лучшая потребна мне свобода:
      Зависеть от властей, зависеть от народа —
      Не всё ли нам равно? Бог с ними.
      Никому
      Отчета не давать, себе лишь самому
      Служить и угождать; для власти, для ливреи
      Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
      По прихоти своей скитаться здесь и там,
      Дивясь божественным природы красотам,
      И пред созданьями искусств и вдохновенья
      Трепеща радостно в восторгах умиленья.
      — Вот счастье! вот права...
      1836

    Литература:

    Битов А. Моление о чаше. Последний Пушкин. М., 2007.
    Лотман Ю. Пушкин. СПб., 2009.
    Непомнящий В. Пушкин. Избранные работы 1960-х — 1990-х гг. М., 2001.
    Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. М., 2004.



.



Серия сообщений "«Человек без границ»":

Часть 1 - Смысл жизни
Часть 2 - Прикосновение
Часть 3 - Таинство человеческих взаимоотношений
Часть 4 - Пушкин: путь поэта
Часть 5 - Исцеление музыкой
Часть 6 - Редьярд Киплинг
Часть 7 - О чем мечтает Небо


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пушкин: путь поэта | Галате-Я - Дневник Галате-Я | Лента друзей Галате-Я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»