Джузеппе Арчимбольдо знаменит тем, что писал портреты в виде натюрмортов. Или, можно сказать, натюрморты в виде портретов. Одной из самых шокирующих его работ является картина "Садовник", с оживающими прямо на глазах овощами.
Жил Арчимбольдо в Милане и зарабатывать на жизнь ему приходилось расписыванием соборов, созданием витражей... В общем, всем тем, чем занимались многие художники. Церковь в ту пору была надёжным прибежищем для прекрасного – правда, со своими строгими требованиями.
Скорей всего, так бы его своеобразное дарование постепенно и увяло где-нибудь в Миланском соборе. Но, талантливый человек во всем, Джузеппе Арчимбольдо сумел приобрести известность и на поприще религиозного искусства, чуждого, казалось бы, его натуре. Художника заметили и пригласили в саму Вену, культурную столицу Европы тех лет, где он получил должность придворного живописца при дворе Фердинанда I, императора Австрии.
Тогда-то светское дарование Арчимбольдо и развернулось.
Он был очень эрудированным и таланливым человеком, изобретательным не только в живописи, но и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основнии музея искусств. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников.
Необыкновенно талантливо он составлял живые портреты из "мёртвой природы" (натюрморт; фр. nature morte — «мёртвая природа»), скомбинированные из фруктов, овощей и цветов, которыми восхищал весь двор и порой смешил императора до слёз.
Самым известным является портрет Рудольфа II, герцога Австрии. Герцог не мог сдержать улыбку, пока позировал, таким художник его и запечатлел.
Некоторые из его работ воспринимаются как нечто само собой разумеещееся – тут и волосы, состоящие из цветов, туловище из листьев. И ещё плюс ко всему – воротник из ромашек (например, картина "Весна").
А некоторые "портреты" достигают шокового эффекта. Бросишь поверхностный взор – увидишь лишь разбросанные на столе продукты – эдакий натюрморт чуть ли не в духе малых голландцев. А приглядишься...
...нос, борода, глаза печальные смотрят... – матерь божья! – ...и ветвистыми лапами лешего капусту сжимают...
Речь идёт о картине "Зима".
Да, больше всего любил Джузеппе писать картины-розыгрыши. Если в "Зиме" ещё достаточно легко разглядеть прячущуюся физиономию, то в "Садовнике" уже трудно отыскать "портрет" без особого указания.
Или не посмотрев случайно на полотно вверх ногами.
Посмотришь сначала на "Садовника" – ничего особенного – овощи на блюде, дары сада. А потом перевернёшь: ой, и правда садовник...
[446x571]
- ФЛОРА
[489x580]
-Лето
[414x507]
-Зима
[400x479]
-Весна
[500x344]
- Осень