Вернемся к Архангельску :)
Теперь я расскажу про морские музеи города.
Первый называется «Северный морской музей», именно рядом с ним стоят бюсты великих мореходов во главе со Шмидтом «Георгием Яковлевичем», о которых я рассказывала вначале. Тут же в сугробе находится главная достопримечательность Архангельска (по версии экскурсовода) - кусок от задней части шхуны «Святой мученик Фока», на котором Седов ходил покорять Северный полюс. Данный экспонат во время нашего приезда был занесен снегом и не мог быть достойно осмотрен. Тут, наверное, будет уместно рассказать коротенько про экспедицию Георгия Седова.
Это фотография из самого музея. Модель «Святой мученик Фока», портрет Г.Я.Седова
В 1912 году тридцатишестилетний Георгий Седов задумал идти покорять Северный полюс. Правда в 1909 году полюс уже покорил американец Пири, но русские не сдаются. Тем более надвигалось грандиозное празднование 300-летие царствования дома Романовых, и хотелось преподнести достижение. Экспедиция сразу не заладилась, т.к. часть купленного провианта оказался тухлой. Команде пришлось питаться в основном кашей. Седов планировал управиться за пол года, но вмешалась плохая погода, судно стало дрейфовать во льдах и пришлось оставаться на второй год. Команда и сам Седов болели цингой, но Георгий Яковлевич был человек упертый, сказал: «пойду покорять» - значит пойду. В феврале 1914 года он с двумя матросами высадился в районе архипелага Земля Франца-Иосифа и на нартах, запряженных собаками, двинулся к цели. Прошел он немногим более 100 км., из необходимых двух тысяч, после чего умер. Матросы его похоронили и вернулись на судно. На обратной дороге на мысе Флора случайно обнаружили и спасли двух выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова. Когда закончилось топливо для двигателя, жгли перекрытия и палубные постройки. По прибытии в Мурман, судно в полуразрушенном виде стояло в порту, потом его решили отбуксировать в Архангельск, но посадили на мель в Двине, и постепенно разворовали. После революции шхуну хотели реставрировать, но уже было нечего, остался только тот самый кусок, который стоит на задворках музея.
Можно сказать, что экспедиция Седова окончилась относительно счастливо, за время экспедиции умер только сам Георгий Яковлевич и механик шхуны. Две другие экспедиции, которые проходили примерно в это же время, Брусилова и Русанова закончились более трагически. В экспедиции тридцатилетнего Георгия Брусилова спаслось два человека, те самые, спасенные командой «Св. Мученик Фока». Сам корабль «Св.Анна» так и не нашли. У Владимира Русанова (ему было 38 лет), который пропал в 1912, после выхода со Шпицбергена на корабле «Геркулес», погибли все. В двух последних экспедициях в команде были женщины. Может и правда женщина на борту не к добру?
Но собственно вернемся к музею. Музей хорош, светел и интересен. Тут есть огромное количество моделей кораблей, разных приборов, карт, прочих морских и исторических артефактов. Радость всем любителям романтики и дальних странствий. В экспозиции представлена полная картина истории мореплавания на Севере. Ведь Архангельск – первый морской порт России и место, где начали строить первые морские суда по указу Петра I.
Я конечно не стала снимать все экспонаты, вот немного фотографий для общего представления.
Это поморский коч. Его раньше строили без использования металла и сшивали, я вам рассказывала уже об этом. Рядом с моделью судна: «кухтырь» поплавок для сетей, «кибаса» - грузило для невода, «шуйки» - иглы для сетей. Штука похожая на циркуль, и дощечка справа над ней - приспособления для вязания сетей.
А вы знаете, почему есть разница между «кораблем» и «судном»? Я была, например, уверена, что все корабли – это корабли. А вот и нет! Корабли те, у которых есть пушки, а суда, соответственно, без них.
Модель первого советского научно-исследовательского судна «Персей».
Знаменитый ледокольный пароход «А.Сибиряков», на котором капитан Воронин В.И. впервые в истории, в 1932 г., прошел Северный морской путь с запада на восток за одну навигацию.
Модель ледокола «Красин». Единственного судна, которое смогло пробиться во льдах чтобы спасти итальянскую экспедицию У.Нобиле. Сейчас «Красин» работает музеем в Питере.
Модель современного дизельного ледокола «Мадьюг». Суда такого типа делают проводки по рекам. «Мадьюг» работал в Финском заливе, в Архангельске на Северной Двине.
Стол штурмана и рулевое колесо.
Есть раздел посвященный маячному делу.
На стене карта всех маяков Белого моря.
Большой макет маяка Мадьюгский «Белая башня».
В музее есть также раздел посвященный военной истории и проводке караванов судов союзников по ленд-лизу. Раздел про подводников… В общем, если будете в Архангельске, непременно посетите.
Второй морской музей, в который мы попали на следующий день, – Музей старейшего в стране морского училища, но о нем я расскажу позже, а то про музеи всегда трудно и нудно писать. Надеюсь вы еще не утомились?